Звуковые цепочки, или игра в музыкальный мяч»

Звучания музыкальных инструментов и

Звукоподражаний, а также различение их по высоте,

Силе и тембру звучания. Звуковые цепочки

Младшая группа

Самый внимательный»

Взрослый показывает детям три предмета, называет их и предлагает послушать, как они звучат: ключи, смятый газет­ный лист, стакан с ложкой. Затем говорит, что знает замеча­тельную игрушку - Мишку-ушастика - самого внимательно­го слушателя на свете. И спрашивает: «Кто хочет стать самым внимательным и получить приз от Мишки-ушастика? » Взрос­лый приглашает ребенка и поворачивает его спиной к столу, на котором разложены эти предметы. Объясняет, что надо вни­мательно слушать, а потом показать, что звучало. Из трех пред­метов взрослый озвучивает два. После этого ребенок поворачи­вается и показывает, если может, то и называет.

Задание можно усложнить, предложив детям различить на слух и правильно показать коробку с монетами, коробку со спичками, коробку с крупой; лист бумаги, целлофановый пакет, металлическую фольгу. Правильно выполнивший за­дание ребенок получает приз от Мишки-ушастика,

2. «Ктоголос подает?»

Игра проводится также, только вместо предметов взрос­лый озвучивает знакомые детям игрушки: собаку, кошку, утку, курицу и т.п.

Вариантом игры может быть различение голоса по высо­те звучания, например большой и маленькой собаки, кошки.

Что сначала звучало, а что потом?»

Эта игра может проводиться с игрушками или музы­кальными инструментами. Взрослый приглашает ребенка и предлагает ему запомнить, что звучало сначала, а что по­том, затем ребенок должен показать (вначале можно пред­ложить два, затем три и т.д. звукоподражания или музы­кальных инструмента). Ребенок отворачивается и слушает.


На первых занятиях взрослый может сопровождать свои дей­ствия словами: «Это звучит сначала, а это потом». После это­го ребенок поворачивается и показывает в нужном порядке звучавшие игрушки.

Что звучало, а потом замолчало?»

Вэтой игре ребенку первый раз предлагается слушать и за­поминать звучание музыкальных инструментов (лучше разных по тембру: свисток, колокольчик, бубен и др.). Во второй раз взрос­лый просит быть внимательным и показать, какой из лежащих на столе инструментов не играл, а молчал. Количество вначале ограничено 2-3 инструментами. Ребенок слушает, затем пово­рачивается и показывает «молчавший» инструмент.

Звуковые цепочки, или игра в музыкальный мяч»

Эти упражнения проводятся, начиная с самых первых занятий и на протяжении всего периода обучения. В этой игре взрослый предлагает каждому из детей внимательно слушать и повторять за взрослым цепочку звуков, слогов, слов. Для оживления игры и привлечения внимания ребен­ка к активному слушанию взрослый перебрасывает мяч по кругу каждому из детей и проговаривает звуковые цепоч­ки. Ребенок повторяет их за взрослым в нужном порядке и возвращает ему мяч. Начинать с двух звуков, прямых или обратных слогов; простых по составу слов. Затем увеличить объем произносимого материала до трех звуков, слогов, слов и т.д. Усложняется и звуковой материал: сначала изолиро­ванные гласные, затем три гласных звука, где первый и пос­ледний звуки повторяются, затем три различных гласных звука в цепочке и т.д. Повторение слогов может быть сле­дующим: два слога на один согласный звук (па - пу); два слога с оппозиционными согласными и одинаковым гласным (та -да); два слога с согласными, различающимися по твердости -мягкости (ты - ти); обратные слоги с гласными 1-2 ряда (ат -ут; ат - ят);.обратные слоги с твердыми и мягкими согласными в конце (ат - ать); закрытые слоги с твердыми и мягкими со­гласными (сас - сос; пап - пяп); слоги со стечением твердых и мягких согласных (ста - сты; стя - сти; ста - стя; сты -сти). Увеличивая объем до трех слогов и более, первый и пос-


правильно держать бубен и ложки, как правильно играть на них. Для обозначения паузы лучше разводить руки в сторо­ны на небольшое расстояние.

1. «Дождик»

Ребенок повторяет за взрослым от 1-го до 3-х ударов чет­вертями | | |; восьмыми

Взрослый предлагает сравнить, одинаково или по-разному капал дождик сначала и потом. Взрослый может помочь ребенку, взяв его руки в свои, и вос­произвести ритм. Затем ребенок самостоятельно воспроизводит услышан­ный ритм. 2. «Большие ноги» Взрослый проговаривает текст стихотворения: «Большие ноги идут по дороге - топ-топ-топ. (Шаги чет­вертями.) Маленькие ножки бегут по дорожке - топ, топ, топ». (Шаги восьмыми.) Это упражнение можно выполнять на месте, а можно в движении. Взрослый предлагает детям сравнить, одинаково или по-разному ходили большие и маленькие ноги. Просит каждого из детей показать, как ходят большие; маленькие ноги самостоятельно. 3. «Кулачки — ладошки» Взрослый читает текст стихотворения, а дети повторя­ют за взрослым движения руками в нужном темпе. « Есть у любого два кулачка, Стукнул один по другому слегка: Стук-стук, стук-стук, Стук-стук, стук-стук. Ну, а ладошки не отстают, Следом за ними весело бьют: Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. Кулачки быстрее бьют, До чего стараются: Стук-стук-стук, Стук-стук-стук.

74 ,


А ладошки тут как тут, Так и рассыпаются: Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

3. «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки. Дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает, постукивая в такт песенки ложками:

«За-инька се-ренький

В гос-ти пошел.

За-инька се-ренький

Лож-ки нашел.

Лож-ки нашел,

К до-му подошел»

Взрослый останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки:тук-тук-тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрос­лый отвечает: «Это я, Зайка-попрыгай-ка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «А я - Петушок Золотой Гребешок» (называет лю­бой персонаж детской сказки). Взрослый продолжает: «Ну-ка, Петя, выходи, со мною в ложки постучи!" Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных рит­мов: | ||; || |;|

; || ||;

Длительности равны четвертям и восьмым). Ребенок получает от «зайца» лож­ки и повторяет за взрослым ритм. Взрослый может помочь, взяв руки ребенка в свои, и показать, как надо стучать. Игра про­должается, и теперь в роли «зайца» оказывается ребенок. Игра повторяется 3-4 раза. 4. «Лесенка» Взрослый читает текст считалки: « Мы по лесенке бежали И ступенечки считали - Раз, два, три - Это, верно, будешь ты!» Ребенок, на котором остановилась считалка, повторяет за взрослым предложенный ритм, протопывая его обеими но-тами:| |

;|

|;|| | ||;

||;

Для облегчения подобных заданий можно добавлять и проговаривание прямых слогов: «Та» -четверти; «Ти» -восьмые. 5. «Ритмические каноны» Все вышеприведенные ритмы можно исполнять в парах взрослый — ребенок. Взрослый начинает ритм, а ребенок за­канчивает конец ритмического рисунка, или наоборот, ребенок отстукивает начало ритмического рисунка, а взрослый - конец. 6. «Пальчики шагают» Это упражнение направлено на развитие слуховой, зри­тельной и двигательной памяти, а также чувства ритма. Взрос­лый поет песенку и показывает движения пальцами (два уда­ра каждым пальчиком о большой палец), сначала каждой рукой, затем обеими вместе: «Вот как пальчики шагают -И мизинчик, и большой, Указательный и средний, Безымянный - вот какой! Вот какие наши ручки, Лихо пляшут у ребят, Вот какие наши ручки -Веселятся и шалят!» На последние две строчки дети выполняют хлопки в ла­доши. После окончания песни взрослый подходит к любому из детей и выстукивает по ладошке малыша простой ритм подушечками пальцев. Например: | - указательный, || - большой, | - указатель­ный или || - безымянный, | - средний, || - безымянный и т.п. Ребенок повторяет ритм каждой рукой (обеими руками) по подражанию за взрослым. В дальнейшем задание можно усложнить, предложив ребенку отстукивать ритм по словес­ной инструкции. 2.Ритмы с выраженным ударением 6. Складовые цепочки или «Музыкальный мяч» Взрослый прелагает каждому из детей внимательно слу­шать и повторить за ним «песенку». Взрослый пропевает це­почку из 2-х, 3-х гласных звуков, выделяя каждый раз голосом 1-й, 2-й или 3-й звук. Пример: 1) А-а- а; а-А-а; а-а-А; 2) А-у-и; а-У-и; а-у-И. То же с прямыми и с закрытыми слогами. Для при- влечения внимания к заданию используется детский мяч, ко­торый перебрасывается от взрослого к ребенку и обратно. 7. «Печем пироги» Взрослый поет детскую песенку: «Я пеку, пеку, пеку Деткам всём по пирожку, А для милой мамочки Испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка, Вкусные два пряничка!» Пение песенки сопровождает хлопками в ладоши, чере­дуя положение левой и правой ладони, то вверху, то внизу. Пока взрослый пропевает песенку, дети повторяют за ним движения, причем взрослый должен привлечь внимание де­тей к тому, что первый хлопок сильнее, чем второй. Голосом взрослый также делает акцент на сильную долю. После этого взрослый предлагает детям пропеть и прохлопать любые пря­мые слоги на мелодию этой песенки. На мелодию «Иди сюда» предлагается то же упражне­ние, только теперь второй хлопок выполняется сильнее, чем первый. Взрослый пропевает вначале мелодию со словами и показывает детям, как нужно хлопать. Затем мелодия пропе-вается на любые прямые слоги. 8. «Постучи-передай»- (См. Музыкальное сопровожде­ ние №33). Взрослый под бубен напевает слоги: ба-ба-БА, бо-бо-БО, бу-бу-БУ и т.д., выделяя голосом и более сильным ударом в бубен последний слог на мелодию « Постучи — передай ». Дети передают бубен по кругу друг другу, согласуя удары в бубен с количеством слогов. Взрослый подсказывает каждому из де­тей следующий слог по ходу игры. 9. Музыкально-ритмическая игра «Курочка зовет цып­ лят» (описание игры см. на с. 40) 10. «Отгадай, кого позову» Взрослый называет имена детей, ритмично хлопая в ладо-ши, выделяя ударный слог голосом и более сильным хлопком: «Всех ребят я уважаю, Слог ударный выделяю: Таня, Ваня, Петя, Галя, Лена, Нина, Мила, Валя, Коля, Ира, Алексей, И Сережа, и Андрей». Взрослый идет по кругу и помогает детям выделять удар­ный слог более сильным хлопком, беря их руки в свои. Таким образом он обращает внимание детей на мелодико-интонаци-онную сторону речи. После этого взрослый предлагает отга­дать, кого он хочет позвать — Иру или Олега. Он отхлопывает слого-ритмическую структуру одного из двух предложенных имен, выделяя более сильным хлопком ударный слог. Кто из детей первым отгадывает, имя того взрослый включает в сле­дующую пару для отгадывания. 11. Русские народные попевки*(См. Музыкальное со­ провождение №№47-68). Прослушивание и воспроизведение ритма простых дет­ских попевок может являться самостоятельным видом работ при их разучивании. Это могут быть: «Андрей-воробей», «Сидит ворон н дубу», «Та, та-два кота», «Баю-бай», «У кота-воркота», «Сол-нышко» и др. Ритм попевок лучше всего отхлопывать руками или «про певать» подушечками пальцев, перебирая по очереди в одн и в другую сторону. Сначала взрослый пропевает мелодию с словами и одновременно отхлопывает ритм. Затем ту же ме-лодию пропевает на любой слог, причем длительности чет-вертями пропеваются, например, на слог «та», а длительнос­ти восьмыми на слог «тя». После этого взрослый совместно с каждым из детей прохлопывает и пропевает на слоги ритм попевки. На заключительном этапе ребенок самостоятельно воспроизводит ритм попевки.