КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА.
Конкуренцию можно определить как соперничество между отдельными лицами, фирмами, предприятиями на каком-либо поле деятельности.
Предметом конкуренции является товар, а объектом – покупатель.
Конкуренция выявляет общественную и экономическую стоимость товаров; отражает различия производительности труда; способствует привлечению капитала в необходимые отрасли производства; очищает рынок от слабых производителей и диктует рынку, сколько и каких товаров нужно производить. Это самый дешевый и эффективный метод экономического контроля. Он стоит обществу минимум затрат и заставляет производителя сокращать издержки производства, увеличить объем сбыта, улучшать качество, бороться за своего потребителя.
В сфере маркетинга выделяют:
· функциональную конкуренцию – одна потребность удовлетворяется различными способами (жажда – водой);
· видовую конкуренцию – предприятие выпускает товары для удовлетворения одной и той же потребности, но отмечается важнейшими параметрами;
· предметная конкуренция – производители создают практически одинаковые товары.
Неценовая конкуренция – конкуренция на основе качества.
Ценовая конкуренциявозникает, когда предприятие, стремясь завоевать большую долю рынка или выйти на новый – снижает цены, с целью уничтожить конкурента.
Конкурентоспособность товара – это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на его удовлетворение.
Комплекс конкурентоспособности состоит из трех групп элементов:
1. Технический (стандарты, законодательные акты, эргономические показатели);
2. Экономический показывает величину затрат на производство товара;
3. Социально-организованные параметры – это учет социальной структуры потребителя, национальных особенностей в организации производства, сбыта, продвижения.
Определение конкурентоспособности является исследовательской работой, может осуществляться различными методами. Матричная методика оценки Бостонской консультационной группы (70-е гг. XXв.). В ней используется сравнение двух параметров:
o относительная доля рынка по сравнению с главным конкурентом;
o темпы роста емкости различных рынков.
Бостонская матрица позволяет сделать практические и полезные выводы для определения и оценки конкурентных позиций товара нашего предприятия на рынке
Конкурентоспособность предприятия – относительная характеристика, которая отражает различия в развитие конкурентной по степени удовлетворения своими товарами потребностей покупателя, а также по эффективности производственной деятельности.
Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции зависит от ряда факторов:
ü емкость рынка;
ü легкость доступа на рынок;
ü вид производимого товара;
ü конкурентная позиция других предприятий;
ü возможность технических новшеств в отрасли и т.д.