КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА.

Конкуренцию можно определить как соперничество между отдельными лицами, фирмами, предприятиями на каком-либо поле деятельности.

Предметом конкуренции является товар, а объектом – покупатель.

Конкуренция выявляет общественную и экономическую стоимость товаров; отражает различия производительности труда; способствует привлечению капитала в необходимые отрасли производства; очищает рынок от слабых производителей и диктует рынку, сколько и каких товаров нужно производить. Это самый дешевый и эффективный метод экономического контроля. Он стоит обществу минимум затрат и заставляет производителя сокращать издержки производства, увеличить объем сбыта, улучшать качество, бороться за своего потребителя.

В сфере маркетинга выделяют:

· функциональную конкуренцию – одна потребность удовлетворяется различными способами (жажда – водой);

· видовую конкуренцию – предприятие выпускает товары для удовлетворения одной и той же потребности, но отмечается важнейшими параметрами;

· предметная конкуренция – производители создают практически одинаковые товары.

Неценовая конкуренцияконкуренция на основе качества.

Ценовая конкуренциявозникает, когда предприятие, стремясь завоевать большую долю рынка или выйти на новый – снижает цены, с целью уничтожить конкурента.

Конкурентоспособность товараэто относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на его удовлетворение.

Комплекс конкурентоспособности состоит из трех групп элементов:

1. Технический (стандарты, законодательные акты, эргономические показатели);

2. Экономический показывает величину затрат на производство товара;

3. Социально-организованные параметры – это учет социальной структуры потребителя, национальных особенностей в организации производства, сбыта, продвижения.

Определение конкурентоспособности является исследовательской работой, может осуществляться различными методами. Матричная методика оценки Бостонской консультационной группы (70-е гг. XXв.). В ней используется сравнение двух параметров:

o относительная доля рынка по сравнению с главным конкурентом;

o темпы роста емкости различных рынков.

 
 

 

 


Бостонская матрица позволяет сделать практические и полезные выводы для определения и оценки конкурентных позиций товара нашего предприятия на рынке

Конкурентоспособность предприятия – относительная характеристика, которая отражает различия в развитие конкурентной по степени удовлетворения своими товарами потребностей покупателя, а также по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции зависит от ряда факторов:

ü емкость рынка;

ü легкость доступа на рынок;

ü вид производимого товара;

ü конкурентная позиция других предприятий;

ü возможность технических новшеств в отрасли и т.д.