Законодательство РФ в области торгового судоходства и мореплавания

 

Основа правового регулирования торгового судоходства и мореплавания в России – КТМ РФ. Его нормы созданы под влиянием общепризнанных обычных норм морского права, Конвенции ООН по морскому праву (г. Монтего‑Бей, 10 декабря 1982 г.), других международных соглашений. В КТМ определено понятие торгового мореплавания, перевозки, собственности на судно, флага и национальности судна. Предусматриваются возможность временного перехода судна под флаг иностранного государства и возможность изменения порта регистрации судна. КТМ РФ вводит понятия судна, пропавшего без вести, и судна, конструктивно погибшего. Установлены принципы определения гражданства членов экипажа, порядок регулирования трудовых отношений, режим затонувшего имущества, процедура привлечения судна к спасанию.

Глава XVI КТМ РФ «Общая авария» базируется на Йорк‑Антверпенских правилах 1994 г. Правила этой главы в основном применяются в случае, если соглашением сторон не установлено иное (п. 1 ст. 285). В п. 2 ст. 285 устанавливается, что «при определении рода аварии, определении размера общеаварийных убытков и их распределении применяются Йорк‑Антверпенские правила об общей аварии и другие международные обычаи торгового мореплавания». При отсутствии соглашения сторон о применимом праве отношения, возникающие из общей аварии, регулируются законом государства, в порту которого судно закончило рейс после происшествия, вызвавшего общую аварию. Если все лица, интересы которых затронуты общей аварией, принадлежат к одному и тому же государству, применяется закон данного государства.

Главы VIII‑XXVI КТМ РФ разрешают вопросы международного частного морского права: морской перевозки грузов и пассажиров, долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов и его соотношения с договором морской перевозки грузов. Кодекс определяет соотношение чартера и коносамента, понятие опасного груза, порядок прекращения обязательств по договору морской перевозки грузов. Установлены периоды перевозки пассажиров и положение фактического перевозчика. Глава XXVI «Применимое право» КТМ РФ – комплекс коллизионных норм, используемых для определения права, применимого к отношениям в сфере торгового мореплавания, связанным с иностранным правопорядком. Положения этой главы применяются «к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом, в том числе если объект гражданских прав находится за пределами Российской Федерации». Применимое право определяется в соответствии с международными договорами РФ, российским законодательством и признаваемыми в России обычаями торгового мореплавания.

Основное коллизионное начало – автономии воля сторон: «Стороны договора, предусмотренного настоящим Кодексом, могут при заключении договора или в последующем избрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по данному договору. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяются правила настоящего Кодекса; наличие такого соглашения не может повлечь за собой устранение или уменьшение ответственности, которую в соответствии с настоящим Кодексом перевозчик должен нести за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, утрату или повреждение груза и багажа либо просрочку их доставки» (ст. 414). Общие коллизионные привязки: закон флага (п. 1 ст. 415, ст. 416); закон суда (ст. 424); закон перевозчика (п. 2 ст. 418). Субсидиарные коллизионные привязки: закон государства, в котором учреждена, имеет основное место деятельности или место жительства одна из сторон договора (страховщик – в договоре морского страхования, доверитель – в договоре морского посредничества, владелец буксирующего судна – в договоре буксировки (п. 2 ст. 418).

Специальные коллизионные привязки:

– закон государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага (п. 2 ст. 415);

– закон государства, в котором судно принято к постройке или строится (п. 3 ст. 415);

– закон государства, в котором имущество затонуло (п. 1 ст. 417);

– закон государства, указанного в билете пассажира (п. 1 ст. 418);

– закон государства, в порту которого судно закончило рейс после аварии (п. 1 ст. 419);

– закон государства, на территории которого произошло столкновение судов (п. 1 ст. 420);

– закон государства, в котором имело место спасание (п. 1 ст. 423);

– закон государства регистрации ипотеки (ст. 425).

 

8.12