Виды самостоятельной работы учащихся в зависимости от формы организации обучения
Форма организации обучения | Виды и особенности самостоятельной работы учащихся |
Уроки | Работа с учебной литературой, самостоятельное решение задач, выполнение упражнений, заданий, подготовка к уроку рефератов, докладов, самостоятельная работа с применением ТСО, компьютерных обучающих и контролирующих программ, самостоятельная работа со всевозможными карточками-заданиями |
Лекции | Активное слушание и конспектирование лекций, самостоятельная работа над предложением, литературой в контексте лекции |
Семинары | Работа с литературой по теме семинара, написание реферата, подготовка тезисов для выступления на семинаре |
Лабораторно-прак- тические заниятия | Экспериментально-исследовательская работа, изучение учебной и справочной литературы, оформление результатов экспериментально-исследовательской работы |
Экскурсии | Работа с учебной и справочной литературой на этапе подготовки к экскурсии, написание обобщенных, аналитических отчетов по результатам экскурсии, сбор и систематика новой информации в процессе экскурсии |
Игры | Работа по решению ситуативных задач и заданий, самостоятельная работа с компьютерными играми, самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом |
Домашняя самостоятельная работа | Выполнение упражнений, задач, подготовка рефератов, докладов, выполнение заданий, в том числе творческих |
Гибкое сочетание разнообразных форм и технологий обучения | Гибкое сочетание и разнообразное применение всех перечисленных выше видов самостоятельной работы учащихся |
В свою очередь, внешние формы организации обучения детерминируют внутренние формы (вводное занятие, занятие по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, прак-
тическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированная форма организации занятий) и определяют их специфику. Данное положение уже было отражено в представленных ранее характеристиках внешних форм организации обучения.
Таким образом, рассмотренные общие, внешние и внутренние формы организации обучения, как правило, используются педагогами вариативно, интегративно, творчески в зависимости от собственных профессиональных установок, целей, задач и содержания образовательного процесса, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Литература
1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — Казань, 2000.
2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.
3. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1993.
4. Махмутов М.И. Современный урок. — М., 1981.
5. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. — М., 1990.
6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. И. Педагогика: Учебное пособие. — М., 1998.
7. Педагогика: Педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие / Под ред. С.А.Смирнова. — М., 1999.
8. Перминова Л.М. Дидактика: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. — Курск, 1992.
9. Пидкасистый П. И. Педагогика. — М., 1995.
10. Подласый И. П. Педагогика. — М., 1996.
11. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум СИ. Педагогика и психология. — СПб., 2000.
12. Харламов И. Ф. Педагогика. — М., 1990.