Археографическое оформление кинофотодокументов. Общие положения.

Публикация кинофотодокументов сопровождается их научным описанием, которое должно обеспечить в необходимо полном объеме наглядное представление об объекте съемки, исследуемом событии или факте.

Публикация фотодокумента снабжается следующими сведениями: название документа (краткая аннотация), дата, место, автор, оригинальность, носитель информации, цветность, размер оригинала, масштаб изображения, степень полноты произведения, поисковые данные, сведения о первой публикации. Недостающие элементы, установленные археографом заключаются в квадратные скобки и оговариваются в подписи или текстуальных примечаниях с указанием источников информации. Неустановленные элементы также oговариваются.

 

Публикуемый кинокадр или ряд кинокадров одного плана сопровождаются следующими информационно-справочными данными: название кинодокумента, название кинопроизведения (объем, количество частей, цветность), учреждение—создатель, дата производства, место съемки, авторы поисковые данные, сведения о публикациях.

 

Публикация фотопортретов различных разновидностей индивидуальных, групповых, репортажных, постановочным требует, помимо общей характеристики содержания, обязательных сведений об изображенных лицах: имя, отчество, фамилия, годы жизни, профессия, звание, должность, место съемки При публикации групповых фотопортретов с большим числом участников съемки наряду с обобщенной характеристикой (“Делегаты съезда (конференции, слета .)”, “Слушатели курсов...” и т д.) даются конкретные сведения о выдающихся лицах — участниках съемки или лицах, имеющих непосредственное отношение к теме издания.

Характеристика события в подписи к репортажному кинофотодокументу зависит от темы издания. В публикации, посвященной более широкой проблеме, чем отражаемое на снимке событие, следует обозначить проблему или исторический период, а затем конкретизировать запечатленное на кинофотодокументе событие.

Революция 1905 года в Петербурге. Студенческая манифестация у здания университета. Фотография 18 октября 1905 г.

(Александр Блок в портретах, иллюстрациях и документах. – Л., 1972. – С. 109).

Степень полноты научного описания кинофотодокументов и порядок размещения информационно—справочных сведений (непосредственно рядом с изображением, в примечаниях, во вступительной статье, в приложениях или выходных данных издания) решается в зависимости от способа издания с учетом его типа, вида и формы, а также от жанра и других особенностей кинофотодокумента.

[123]

 

Археографическое оформление кинофотодокументов в научных изданиях. Научные издания кинофотодокументов предполагают наличие полной информации о публикуемых источниках. При этом сведения всей совокупности выявленных источников по теме издания, история их создания, анализ содержания и внешних особенностей сопровождают изобразительный ряд (подпись) или могут размещаться в научно-справочном аппарате.

Передаются также основные характеристики съемки: дата и место съемки, масштабы изображения.

Подпись:

4. Карл Маркс, 1875, ранее 24 августа, Лондон.

Комментарий: Позитив.-оригинал. 11,2х16 см. Фотограф Джон Мейолл.

Судя по сходству внешнего облика К. Маркса, деталей обстановки и одежды, фотография была сделана в тот же день, что и предыдущие портреты.

В ЦПА ИМЛ хранятся два позитива-оригинала. На обороте одного позитива-оригинала имеется надпись, сделанная К. Марксом: “Привет и братство. К.М. Лондон. 27 июня 1880”.

Помимо позитивов-оригиналов, сделанных Дж.Мейоллом в Лондоне, в ЦПА ИМЛ хранятся еще пять позитивов- копий, из них – два – размером 6,1х0,5 см сделаны в фотоателье Пинкау и Гелера в Лейпциге; два размером 6,4х0,5 см и одни – размером 11,2х16 см – сделаны неизвестным фотографом. На лицевой стороне одного из позитивов-копий большего формата и внизу под портретом фотографическим способом впечатана надпись этого позитива, рукой В.И.Ленина предположительно в 1896-1897 гг. написаны даты жизни К.Маркса (ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 1, д. 42). Этот позитив долгое время хранился в семье Ульяновых и был передан Н.К Крупской в 1927.

На обороте другого позитива-копии приклеена сделанная на отдельном листке надпись:“Фотография приобретена мной в 1889 т. в Париже во время заседаний II Интернационала. Александра Левандовская, 73 лет. Москва, Центр, Варсонофьевский пер., 10, кв. 1”.

В 1921 г. один экземпляр такой фотографии был обнаружен в архиве В.Г. Короленко. Хранится он в музее писателя в г. Полтаве.

 

(Маркс К., Энгельс Ф.: Собрание фотографий. – 2-е изд. Перераб. И доп. – М., 1983. – С. 143).

Археографическое оформление кинофотодокументов в научно—популярных и учебных изданиях. В научно-популярных и учебных изданиях текст, поясняющий кинофотодокументы, включает не только конкретную информацию, но и является как бы введением к документам. В таких случаях текст распадается на вводную часть и подписи к одному или группе кино-

[124]

фотодокументов. Возможна сложная композиция издания, состоящего из исторических и публицистических очерков, воспоминаний, дикторского текста и др.

Подпись к снимку взрыва атомного ядра:

Этот снимок ядерного расщепления получен в камере синхрофазотрона. На нем зафиксировано попадание ускоренного до большой энергии протона в ядро фотоэмульсии. Красные линии — следы ускорения протеронов, один из них (в центре) вызвал расщепление ядра; желтые линии - следы частиц распада атомного ядра фотоэмульсии; зеленые линии - ливень быстрых мезонов, рожденных в результате столкновения.

[Даны портреты советских ученых Я. Б. Зельдовича и Ю. Б. Харитона| рассмотревших в 1939 г. условия осуществления цепной реакций деления урана.]

(Страна свершений и открытий. Наука. Техника. Культура: Факты, документы. – М., 1967. – С. 38-40).

 

Ненароков А. П. 1917. Краткая история, документы, фотографии. 2—е изд., доп.— М, 1980.

 

Волков-Ланнит Л. Ф. В. И. Ленин в фотоискусстве. – 2-е изд. – М., 1969.

 

Великая Отечественная война в фотографиях к кинодокументах. – 2-е изд.. доп. - М., 1985.

 

В научно—популярных и учебных изданиях важно передать кино— и фотоскрипты (тексты лозунгов, транспарантов, вывесок, афиш, показания уличных часов, название корабля на матросской бескозырке и др.), так как это способствует более полной передаче содержания кинофотодокумента, усиливает его эмоциональное восприятие.

Сохранение собственного заголовка фотодокумента. Во всех типах изданий следует сохранять данный автором заголовок фотодокумента, включив его в научное описание или оговорив в научно—справочном аппарате.

Датировка кинофотодокументов является обязательным атрибутом археографического оформления для всех типов издания. В большинстве случаев необходимо указывать дату, кино- и фотосъемки (год, месяц, число).

 

Подпись:

Купянск Харьковской губернии. Командующий 13—й армией И. С. Кожевников и командир бронепоезда “Власть Советам” Л. Мокиевская (в казачьей форме) среди красноармейцев. Март — апрель 1919 г.

[125]

Оператор П. В. Ермолов. Кинонеделя. № 38, май, 1919 г. ЦГАКФД СССР, 0—450.

(Магидов В.М. Зримая память истории. – М., 1964. – л. 3 ил.)

Легенда к кинопроизведению.При создании кинопроизведений на основе архивных кинофотофонодокументов необходимо в титрах указывать местонахождение использованных документов и точное название учреждений и круга лиц, хранящих эти документы.

Заголовок фонодокументов. Общие положения. В состав заголовка фонодокумента входят следующие элементы, расположенные в определенном порядке: жанр фонодокумента, автор, адресат (в письмах и обращениях), краткая аннотация содержания, дата записи, место создания фонодокумента.

Сведения, необходимые для составления заголовка, определяются по учетным документам и текстовой сопроводительной документации, внешним атрибутам оригиналов и содержанию фонодокументов. Для выявления отсутствующих данных следует обратиться к архивным документам, справочникам, литературе, мемуарам и непосредственно к авторам и участникам событий, запечатленных в фонодокументе.

Наличие тех или иных элементов заголовка, а также порядок их расположения зависят от способа, типа, вида, формы издания, а также от жанра фонодокумента.

Жанр фонодокумента устанавливается в соответствии с современной жанровой классификацией (выступление, беседа, репортаж, композиция, документальная радиодрама и др.).

Автор и адресат фонодокумента. Фонодокументы являются результатом коллективного творчества, в котором в зависимости от жанра и формы принимают участие журналисты, редакторы, звукорежиссер, звукооператор, участники события, исполнители.

Если лицо, производившее звукозапись, выполняло только технические функции, то автором фонодокумента является участник или выступающий.

[126]

Выступление Героя Советского Союза Э. Т. Кренкеля о необходимости мобилизации всех сил для победы над врагом

25 июня 1941 г. Москва

 

Лица, сыгравшие существенную роль в создании фонодокумента, указываются, как правило, в заголовке.

Документальная радиокомпозиция “Сальская степь” выездной бригады редакции “Последние известия” Всесоюзного радиокомитета (режиссер В. Гейлшн, звукооператор Г. Азаров, ответственный редактор А. Фонштейн)

Не позднее 1 мая 1933

Северный Кавказ

 

Большие авторские коллективы, принимавшие участие в создании фонодокументов, указываются в примечаниях.

Радиорепортаж о параде Победы*

24 июня 1945

____________

*Авторы и чтецы текста партитуры парада: Л. Кассиль, В. Лебедев—Кумач, Вс. Вишневский, А. Сурков, Б. Горбатов, Вс. Иванов, Б. Полевой, В. Кожевников, С. Васильев, В. Ардаматский и др.

Атрибутирование фонодокументов осуществляется путем источниковедческого анализа с применением метода идентификации голоса. Если авторов или участников установить не удалось, необходимо оговорить это в текстуальных примечаниях.

Адресат фонодокумента указывается только в тех случаях, когда мы имеем дело со звуковыми письмами и обращениями, в содержании которых указываются конкретные лица или категории аудитории.

Звуковое письмо пионеров из пионерского лагеря № 9 защитникам Ленинграда

Не ранее июля 1943 г.

Датировка фонодокументов. В репортажах и трансляциях, записанных с места события, дата записи полностью совпадает с датой события. Фонодокументы, содержание которых не имеет явных указаний на дату записи или события, датируются днем (часом) их первого выхода в

 

[127]

эфир, которые устанавливаются по радиопрограммам или другим источникам (микрофонные папки, мемуары, периодическая печать).

Если дату установить не удается, то она определяется с помощью других источниковедческих методов или технического анализа внешних особенностей носителя и его элементов (величина дисков, наименование фирмы, этикетка, каталожный номер, матричный номер и др.).

Все элементы заголовка, установленные археографом, заключаются в квадратные скобки и оговариваются в текстуальных примечаниях с указанием источников информации. Неустановленные элементы также оговариваются в примечаниях.

Радиорепортаж военного корреспондента Всесоюзного радио Г. Евстигнеева* из 47—го** отдельного медсанбата 42—й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии о работе фронтовых врачей

Не ранее 10 августа — не позднее 2 сентября 1942 г.***

Западный фронт. Район Погорелое Городище — Карманово

__________

*Фамилия корреспондента установлена па основании идентификации голоса Е. Евстигнеева ветераном радио, бывшим звукооператором редакции “Говорит Западный фронт” В. С. Диковым.

*Номер медсанбата установлен на основании справки Архива военно—медицинских документов на военврача И. A. Млина № 80488 от 28 февраля 1985 г.

***Дата установлена на основании сведений, сообщенных ветераном Великой Отечественной воины, бывшей медсестрой 47—го медсанбата, а ныне — секретарем Совета ветеранов 42—й гвардейской стрелковой дивизии И. В. Грин, а также на основании того, что данный радиорепортаж прозвучал в эфире 2 сентября 1942 г. в радиопередаче “Говорит Западный фронт” (ЦГАОР СССР, ф. 6903. on. 12. д. 154, л. 317—318).

[128]

Особенности заголовка фонодокументов в зависимости от способа их издания.Заголовки фонодокументов в зависимости от способа их издания имеют некоторые различия. Заголовок фонодокумента для публикации типографским способом составляется согласно общим правилам.

Выступление академика Л. Е. Ферсмана на антифашистском митинге ученых о задачах советских геологов в условиях военного времени

12 октября 1941 г.

Москва

В звуковой публикации он составляется в виде развернутого предложения, содержащего все необходимые элементы, включая место и дату события. При этом в звуковом заголовке фонодокумента названия партийных, советских и общественных организаций и предприятий, имена собственные следует приводить полностью.

Выступление академика Александра Евгеньевича Ферсмана на антифашистском митинге ученых в Москве 12 октября 1941 г. о задачах советских геологов в условиях войны.

При публикации фонодокумента в звуке составляется два варианта заголовка — звуковой и текстовой для обозначения на этикетках и конвертах грампластинок или в приложении. Звуковой заголовок непосредственно предшествует фонодокументу. В звуковых изданиях, подготовленных в виде документально—художественных композиций, заголовок может органически входить в состав дикторского текста, связывающего между собой фонодокументы.

Легенда фонодокумента. Публикуемый фонодокумент сопровождается справочными сведениями, куда входят: поисковые данные (шифр) фонодокумента; указание на язык фонодокумеита (для фонодокументов на иностранных и национальных языках): носитель информации (восковой валик, шоринофонная запись, граммофонный оригинал, негатив фотографической (оптической) записи, запись на магнитной ленте): время звучания в минутах и секундах; ссылки на предшествующие публикации фонодокумента.

 

[129]

Легенда помещается непосредственно после текста фонодокумента.

Печатается по записи с граммофонной пластинки. Произнесено в конце марта 1920 г. Впервые напечатано 21 января 1928 г. в газете “Правда”. № 18.

(Ленин В. И. Полн. собр. соч. — Т. 40. —С. 231).

Возможен сокращенный вариант легенды по образцу, данному для письменных документов (см. п. 227).

ЦГАЗ СССР, № 307, вр. зв. 06.06. Шоринофон.

При публикации фонодокумента в звуке легенда дается в сокращенном виде. Поисковые данные и время звучания фонодокументов могут входить в состав группового заголовка, обозначенного на этикетках и конвертах грампластинок.