Быстро избавляются от неё после проведения такой операции над задником

(конечно же, обувь при этом нужно снять). Эта «операция» сделает обувь

приблизительно на полразмера больше, так что имейте это в виду при покупке.

Итак, если купленная обувь сидит на ноге плотно, и затем вы проведете операцию

по удалению задника, то все проблемы с ахиллесовым сухожилием также уйдут в

прошлое.

Другая проблема связана с тем, что у типичной беговой обуви форма подошвы под

пяткой отличается от формы самой пятки, это приводит к тому, что с подошвой

контактирует только её основание. В результате, вокруг основания пятки, остается

свободное пространство. Эта пустота должна быть заполнена материалом, который

будет плотно облегать пятку. Если этого не сделать, то на её основание будет

приходиться излишняя нагрузка, так как единственным местом контакта пятки с

подошвой будет область ниже места прикрепления ахиллесова сухожилия.

Результат этого – болезненные мозоли вначале и пяточные шпоры и воспаления

ахиллесова сухожилия в перспективе. Для того, чтобы привести обувь в

соответствие с формой пятки, заполните свободное пространство вокруг неё

прокладкой, но убедитесь, что она в точности соответствует форме пятки.

Совершенно очевидно, что эту работу должны выполнять производители обуви, и

ещё в 1959 году я обсуждал эту проблему с Ади Дасслером, основателем «Адидас».

Он согласился с моими предложениями по модернизации пяточной области обуви

(но, к сожалению, я вижу, что обувь «Адидас» до сих пор нуждается в доработке).

Итак, трение обуви о мягкие ткани ахиллесова сухожилия и бурсу сухожилия в

месте крепления к кости, приводит к травмам. Все части обуви, оказывающие

давление на эти области, должны быть удалены.

В отличие от утверждений производителей спортивной обуви, во время контакта с

землёй, стопа должна работать на скручивание и перекат. Производители же

продолжают предлагать всё новые решения, которые призваны предохранить ногу

от таких движений. Амплитуда движения стопы варьируется от человека к

человеку и зависит от подготовленности и силы внутренних мышц стопы и голени,

а также от того, насколько правильно вы ставите ногу. Дополнительные вставки в

обувь (как в подошву, так и в верхнюю часть) никоим образом не способствуют

правильной работе стопы. Когда ботинок ставится на землю, то он становится

частью земли, и ноге приходится работать внутри этого пространства. Если обувь

представляет собой жёсткий кожух, ограничивающий движение ноги, например,

лыжный ботинок, или резиновые сапоги, вы в них не сможете бежать, будете

только прыгать. Вы сможете выполнять только часть естественного движения, и

будете прикладывать только часть усилия, которое требуется для продвижения

вперёд во время быстрого бега. Это очень легко доказать – идите и пробегитесь

босиком, а затем наденьте что-нибудь на ногу и пробегитесь ещё раз. Вы станете

бежать медленнее.

То же самое имеет отношение и к обуви, воздействующей на подошву ноги. Любое

изменение естественного изгиба подошвы, вызванное обувью – например, стяжки,

проходящие под средней частью стопы, выступающие вокруг шипов

пластмассовые кольца, скругленные, сходящие на нет носки на всех кроссовках

(из-за которых образуется утолщение под основанием большого пальца) – всё это

будет сказываться на вашей способности бегать. Скругленные носки кроссовок

часто становятся причиной острой боли суставов между пальцами и костями

плюсны стопы. Любое отклонение от естественной формы стопы будет влиять на

вашу способность бегать и, в конечном счёте, приводить к травмам.

Сегодняшнее увлечение экзотическими моделями беговой обуви началось не так

давно. Когда я начал бегать в 1939 году, все бегали в плимсолах – это английское

название очень лёгких теннисных тапочек на резиновой подошве, которые можно

было купить в магазинах Вулворта всего за несколько пенни. Обычно мы бегали в

них по лесу и по дюнам – холмам, типичным для английской сельской местности.

В основном мы тренировались в Сюррее, в Норд Даунз Эскарпмент, и большая

часть бега проходила по сильно пересечённой местности. Дорожки пролегали по

лесам и полям, на которых весной и летом росла прекрасная невысокая трава, а

зимой начиналась распутица. Через леса и поля проходили сельские дороги, узкие

настолько, что на них едва могли разъехаться два автомобиля. Поверхность этих

старых дорог была не особенно твёрдой, но гладкой и плотной. Такая местность

простиралась в Кулсдоне на много миль вокруг нашего дома. Сразу от нашего

дома начинался подъём на холм высотой 250 футов и уклоном приблизительно

один к трём. Каждую пробежку мы начинали со взбегания на этот холм во всю

силу, прямо от дверей дома (и никакой разминки!).

В нашей школе устраивали забеги, которые начинались на вершине одного из этих

крутых холмов, затем следовал спуск длиной три четверти мили, потом крутой

подъём на другой холм, на высшую точку Даунза, затем по вершине холма около

полумили, и опять спуск в долину. Забег заканчивался у школы, после финишного

подъёма на холм. Мы были очень искусны в быстром сбегании с холма и мощном

забегании, с энергией, достаточной для того, чтобы на вершине ещё сделать

спринтерский рывок. Наши тапочки, плимсолы, теннисные туфли – называйте их

как угодно, были великолепной обувью, и мы не знали никаких травм.

В более поздние годы мне попались кроссовые туфли "G.T. Law", ручной работы,

со стальными шипами на подошве. Они были прекрасны для соревнований по

кроссу, но было жалко в них тренироваться. Кожаные туфли стоили уйму денег и

воспринимались как роскошь. Я довольно быстро сточил шипы и ремонтировал их

вручную, с помощью инструмента для шитья паруса – плотный кожаный

наперсток и большая игла – вставлял шипы в новую подошву и ставил её вместо

старой. Несмотря на то, что я заботился об этих туфлях, они прослужили не очень

долго, не из-за того, что мне недоставало мастерства сапожника, а просто потому,

что я пробежал слишком много миль в этих прекрасных туфлях.

В основном мы тренировались всё время в плимсолах. У них была гладкая

подошва, и нам приходилось быть внимательными во время бега по скользкой или

грязной дороге. В результате мы стали очень сильными. Постоянный бег по

холмам, грязь, и подошва без протектора, означали, что мы должныбыли

выработать эффективный стиль бега!

Соревнования по кроссу в Англии всегда были очень суровым испытанием. Они не

имеют абсолютно ничего общего соревнованиями по кроссу в США или с

чемпионатом мира по кроссу. Трасса, которую мы пробегали, включала

свежевспаханные поля, заболоченные участки и очень крутые холмы. Бегуны

должны были быть очень сильными, чтобы преодолевать такую дистанцию,

протяженность которой доходила до 10 миль. Эти соревнования сразу отделяли

мужчин от мальчиков! Я считаю, что традиция проведения таких сложных

соревнований является одной из причин, почему в Британии так много

выдающихся бегунов. Сезон соревнований по кроссу в Англии продолжается с

сентября по март. Это не сухое время года, и выбор обуви очень важен. Когда я

начал бегать, то мало представлял, какую важную роль в успехе бегуна играет

обувь. Но я понял, что если бегать в плохой обуви, то будешь проигрывать и не

покажешь хорошее время.

Один год я бегал в паре высоких хоккейных ботинок, которые напоминали по

конструкции баскетбольные. Было необходимо отрезать у них слишком высокую

часть на лодыжке и сделать достаточно гибкими для бега. Другой тип обуви,

который я испытал – это канадские баскетбольные ботинки на мягкой подошве.

Эти ботинки были исключительно удобны, и поэтому я их выбрал! Оглядываясь

назад, я вижу, что тогда у меня не было критерия выбора обуви. Я совершил

серьёзную ошибку, когда побежал в этих ботинках на соревнованиях по кроссу на

дистанции пять миль. Обычно я обгонял друзей по команде, включая своего брата

Питера на целую минуту. Но с этими бутсами на ногах я не смог убежать от них. Я

понял, что «бутсы» на толстой подошве были совершенно непригодны для

соревнований, если только не преследуется цель проиграть. Они очень сильно

напоминали современные ортопедические беговые бутсы, которые носят любители

бега трусцой. В следующий раз на соревнованиях я уже не повторял свою ошибку.

Я понял, что даже тренировка в такой обуви разрушает мастерство бегуна

настолько, что он не может соревноваться эффективно. Они заставляют атлета

бегать неправильно, становятся причиной плохой техники и приводят к травмам.

Первая пара сделанных на заказ фирмой «Law» соревновательных шиповок,

появилась у меня в 1948 году. Они были гораздо легче моей кроссовой обуви. Я

перестал соревноваться в них после Олимпийских Игр в Хельсинки в 1952 году.

Думаю, что упустил медаль на этих Играх из-за того, что шипы на той паре, в

которой я бежал, сносились с 10 мм их нормальной длины до 2-х мм, и стали

практически бесполезными – какая беспечность и невежество с моей стороны – в

итоге я финишировал четвертым. Я думаю, что в том забеге на 5000 метров, во

время финишного рывка мог бы побороться, если бы на подошве остались шипы,

которые могли бы зацепиться за дорожку. Кожаная подошва была совершенно

исцарапана, так как мои пальцы, пробуксовывая, зарывались в гаревую дорожку на

каждом шаге.

Но достаточно о моём невежестве относительно значения подбора обуви в те годы.

Сегодня я уделяю очень большое внимание тому, как подбирают обувь атлеты,

которых я тренирую. Я учу своих спортсменов тренироваться в самой лёгкой

обуви, которую они только смогут найти. Энн Одейн говорила в 1982 году

нашему общему другу: «Гордон Пири научил меня по крайней мере одной вещи –

носить лёгкую обувь». Перед этим Энн бегала в более тяжёлой обуви, и в

результате имела порядочное количество травм.

Бронзовый медалист Олимпийских Игр 1952 года, Герберт Шаде из Западной

Германии бегал в притягивающей взгляды обуви красного цвета. Цвет был очень

необычным, так как вся беговая обувь в то время делалась из кожи черного и

коричневого цветов. В Хельсинки Шаде свёл меня с Дасслером, коренастым

общительным человеком, всегда появлявшимся с неизменной сигарой. Он был тем

самым человеком, который изготовил красную обувь для Шаде. Он подарил и мне

одну пару. Никто в Англии не предлагал мне такой помощи. Это было очень

кстати, так как мне часто приходилось носить обувь по два года, до тех пор, пока

она не становилась совершенно непригодной.

С этого краткого эпизода началось сотрудничество «Пири – «Адидас», которое

продолжалось более 30 лет. Я бегал в обуви «Адидас», начиная с моей встречи с

Дасслером, и считаю, что она лучше, чем обувь других производителей. Время от

времени я жил в доме Ади Дасслера и работал вместе с ним на фабрике «Адидас» в

Герцогенаурах. Совместно мы создали конструкцию современных соревновательных шиповок «Адидас». До того времени, шиповки «Адидас» имели шипы, расположенные в задней части подошвы. В этих шипах не было никакой надобности, они только мешали.

Я убедил Ади убрать их. Теперь их нет. Сегодня, когда соревнования проводятся на синтетических покрытиях, расположение шипов опять нуждается в изменении...

Дасслер использовал многие мои идеи при разработке моделей беговой обуви в

1950-е годы. Клинообразная подошва, которая легла в основу модели «Interval»,

была нашей разработкой, и была сконструирована на фабрике «Адидас» для

спринтерских пробежек Ширли Пири. Сегодня Адидас стал огромным

конгломератом и, кажется, уже никто не может привнести хорошую идею в эту

неприступную машину. Такая работа, которую я вёл с Ади Дасслером, теперь уже

невозможна, и дизайн ботинок тоже сильно пострадал.

Для того, чтобы протестировать обувь, которую мы создавали, я пробегал сотни

миль в каждой паре и для каждой вёл журнал учета пробежек. После этого я

возвращал Ади обувь с указанием необходимых доработок. Самое большое наше

достижение – это решение проблемы снашивания стальных шипов, из-за которого

я потерял медаль на Хельсинской Олимпиаде. Все шиповки того времени имели

несъёмные шипы. Когда шип выламывался из подошвы после длительного бега по

гаревой дорожке (обычно это происходило после 200 миль пробега в течение

одной-двух недель), обувь приходилось выбрасывать, несмотря на то, что верхняя

часть шиповки была в отличном состоянии. Мы обсудили эту проблему с

Дасслером, и я спросил, почему нельзя сделать так, чтобы шипы были сменными.

Из-за этой проблемы мне приходилось выбрасывать шиповки дюжинами. Ответ

был удивительно простым: мы придумали делать шипы вворачивающимися на

резьбе, что позволяло их менять и, кроме этого, давало возможность подбирать

длину шипов под различные покрытия. Дасслер был очень заинтересован в

сотрудничестве со спортсменом, который мог, как это делал я, тестировать его

обувь, и в результате его компания стала первой, которая вышла на рынок с

шиповками, имеющими сменные шипы. По иронии судьбы в это время я потерял

любительский статус, так как в каждой коробке обуви «Адидас» была вложена

фотография, где я устанавливаю мировой рекорд в ярко красных ботинках Ади

Дасслера! (Хотя в действительности я не зарабатывал на этом никаких денег –

факт, кажущийся невероятным в современном гиперкоммерциализированном

мире).

Я столкнулся с большими трудностями, когда попытался пропагандировать обувь

«Адидас» в Англии. Сначала, в 1953 и 1954 годах, я попробовал продавать её в

магазинах, но у меня ничего не вышло. Я попробовал взять пару Адидасовских

ботинок в один известный магазин на Риджент Стрит – «Лилливайтс» и один

покупатель мне сказал – «такие вещи никогда не будут продаваться!».

В последние годы у меня появились новые идеи относительно изменения дизайна

спортивной обуви, которые настолько же революционны, как и те, которые мы

реализовывали с Ади Дасслером в 1950-х годах, но эти идеи слишком радикальны

и новы для «Адидас». К сожалению, несколько лет назад Ади умер, и его гигантская

корпорация совершенно потеряла связь со своими спортивными истоками.

Например, у меня состоялась встреча с Хорстом Дасслером, (который возглавил

«Адидас» несколько лет назад), и на этой встрече я обратил его внимание на то, что

некоторые модели обуви «Адидас» разработаны основываясь на неправильных

идеях. Он ответил, что компания израсходовала огромные деньги на изучение

«механики движения» бегуна, прежде чем выпускать эти модели. Я засмеялся, и

предложил Хорсту заплатить мне половину этой суммы за разработку лучшего

дизайна. Я сказал, что результаты, полученные в результате исследования

неверны, так как бегуны, которые участвовали в изучении динамики движения не

бегают правильно. Жаль, но он проигнорировал мои предложения, и кажется, что

беговая обувь стала просто модным аксессуаром, порождающим медленный и

травмоопасный бег.

И, наконец, два небольших замечания по поводу материала, из которого

изготовлена беговая обувь. Во-первых, если вы бегаете правильно, то обувь начнет

изнашиваться под пальцами. Это можно легко доказать, если вы снимите обувь и

пробежитесь босиком (разумеется, по безопасной поверхности). Очень быстро вы

обнаружите, что под пальцами образовались мозоли. Если вы бегаете правильно,

то с обувью будет происходить то же – она будет снашиваться под пальцами. Я

могу сносить пару стандартных кроссовок для бега трусцой, с тонкими

закругленными носками, всего за одну длительную напряжённую пробежку по

жёсткой мостовой. Очень важно, чтобы подошва под пальцами была

износостойкой и имела соответствующую толщину.

Второй момент связан с материалом, из которого изготовлена подошва вашей

обуви. Если подошва слишком мягкая, то вы будете терять устойчивость. Любой

мягкий материал, между вашей стопой и землёй будет уменьшать стабильность,

обеспечиваемую обувью, и будет поглощать заметную часть энергии, которую вы

должны использовать при беге (попробуйте побегать на батуте – это просто

невозможно). Покупайте обувь не слишком мягкую, и ни при каких

обстоятельствах не подкладывайте ничего мягкого внутрь, иначе потеряет смысл

сама идея покупки прочной и лёгкой обуви. Вместо того, чтобы искать

амортизирующую обувь, учитесь бегать правильно, и вы перестанете молотить

ногами по земле.