Что такое новый международный порядок
Глава 16. Программы и модели нового международного порядка
Мировая экономика не стоит на месте. Вместе с ростом мирового производства и мировой торговли изменяются масштабы и формы внешнеэкономических связей. Традиционные реалии международного обмена вступают в противоречие с национальными интересами, возможностями и потребностями отдельных стран и регионов. Глобализация экономических отношений, усиливающиеся различия в подходах индустриально развитых и экономически менее развитых стран породили необходимость межгосударственного регулирования мировой торговли и других сфер международных экономических отношений.
В связи с растущим пониманием необходимости согласовывать потребности экономического развития национальных хозяйств и мирового экономического развития 70-х гг. были предприняты попытки разработать принципы нового мирового экономического порядка. Межгосударственное регулирование призвано отвечать не только критериям эффективности, но и принципам равенства государств, находящихся в неравных “весовых” экономических категориях. Но вначале уместно привести выдержку из работы Пола Хейне (“Экономический образ мышления”):
“В наши дни не существует никакого "международного правительства", которое бы хотело и могло устанавливать правила международного экономического обмена. Мы часто слышим, что в эпоху реактивных самолетов и ракет, исследований космоса, спутниковой связи и ядерного оружия национализм устарел. Но все это, скорее, пожелания, а не констатация действительного положения дел. Реальность же такова, что любой международный экономический порядок, который может сейчас существовать, будет результатом взаимодействия людей, выражающих интересы отнюдь не "мирового сообщества". И ни одна международная экономическая система не получит поддержки какого-либо государства, если она не соответствует интересам тех сил, которые контролируют правительство страны”1
Автор приведенного рассуждения прав, за исключением одного — отстаиваемый им принцип либерализации внешней
торговли не отвечает принципу действительного равенства.Под“международным порядком” Хейне понимает просто сохранение и расширение международной торговли. Он убежден в том, что “фундаментальный” принцип сравнительной выгоды столь всеобъемлющ и универсален — это, безусловно, соответствует интересам всех и каждого — и что логически невозможно представить, будто одна страна может производить все блага более эффективно, чем другая.
Однако практика международных отношений и мирового, развития говорит о другом. Традиционная политика свободной торговли в сочетании с избирательной практикой протекционизма, которой следовали США, другие западные страны, не принесла развивающимся странам ощутимых выгод. Условия торговли для этой группы стран постоянно ухудшались; проблема экономического роста становилась все более острой.
Во второй половине 70-х гг. обострилась проблема внешней задолженности. В 1970—1982 гг. внешние долги развивающихся стран выросли в десять раз. Проценты, уплачиваемые по внешним долгам, превышали экспортную выручку. Мировые цены на сырье и сельскохозяйственную продукцию, поставляемую” странами Азии, Африки, Латинской Америки, падали. Усилив вались, за небольшими исключениями, разрывы в уровнях экономического развития промышленно развитых и развивающихся стран.
Теперь уже политики и экономисты западных стран приходят к выводам о назревшей потребности реконструкции прежней системы международных экономических отношений.
Аргентинский экономист Р. Пребиш писал, что капиталистическое мировое хозяйство имеет свои “центры” и свою “периферию”, которые находятся отнюдь не в равном положении; этого не учитывают ни неоклассическая, ни кейнсианская теория2. Торгующие партнеры, отмечал англичанинТ. Балогявляются неравными в том смысле, что они неодинаковы по своим возможностям начать новое развитие3.
Новый мировой экономический порядок — это комплекс предложений и рекомендаций, направленных на преодоление разрыва между промышленно развитыми и развивающимися странами, на ликвидацию неравноправных внешнеэкономических отношений. Он включает две важнейшие проблемы: известное перераспределение ресурсов и доходов между странами и межгосударственное регулирование и управление, ибо чисто
торговые, чисто рыночные отношения приемлемы для равноправных партнеров, но не “работают” в интересах слаборазвитых стран.
Представители институционального направления — одни из главных инициаторов и разработчиков программ и проектов пересмотра международного порядка. Наиболее известный проект в виде коллективного доклада Римскому клубу был выполнен в 1976 г. под руководством нидерландского экономиста Яна Тинбергена. Проект предусматривал создание таких систем в мире и отдельных странах, которые подготовили бы условия для более справедливого распределения возможностей и средств. В этой работе активно участвовал шведский экономист Гуннар Мюрдаль (см. гл. б и следующий параграф данной главы). Значительную часть своей творческой и практической деятельности Мюрдаль посвятил слаборазвитым странам. Можно назвать две его работы в этой области: “Мировая экономика” и “Экономическая теория и слаборазвитые страны”.
Были подготовлены и другие доклады, в том числе доклад комиссии Вилли Брандта “Обеспечить выживание. Общие интересы высокоразвитых и развивающихся стран” (1980). Как писал Брандт, рабочая гипотеза состояла в том, что “в недалеком будущем многие интересы на Севере и на Юге будут пересекаться, а более быстрый темп развития на Юге пойдет на пользу и людям на Севере. ... развивающиеся страны в свою очередь должны быть заинтересованы в экономическом благополучии высокоразвитых стран, ибо в противном случае не будет возможности наладить разумное использование их ресурсов”4.
В докладах и программах отмечаются огромные различия между странами, усиление глобальной взаимозависимости между ними. Ни богатые, ни бедные не могут решать возникающие проблемы самостоятельно. Особое внимание уделяется проблемам занятости, развитию образования, медицины, преодолению разрывов в положении отдельных социальных групп.
Главные споры и дискуссии развертывались вокруг того, как прийти к новому экономическому порядку, каков механизм перехода. Обмен мнениями, обсуждения шли и идут практически по каждой из проблем создания “нового порядка”, прежде всего по проблеме долгов, валютно-финансовых отношений, путей преодоления отсталости, проведения индустриализации в странах “третьего мира”. (Недавно Международный валютный фонд и Всемирный банк выступили с предложением пересмот-
сроки выплаты слаборазвитыми странами до 90% внешнего долга. ООН объявила о программе помощи Африке на ближайшее десятилетие в размере 25 млрд долл.)
В основу международной стратегии развития были положены идеи, выдвинутые авторами проекта “Пересмотр международного порядка”, проведенные ими расчеты. Предлагалось, например, снять таможенные барьеры на пути товаров на западные рынки, создать условия для доступа всем странам на рынки сырья, продовольствия, энергетических ресурсов.
Одна из острейших проблем заключается в том, что даже при достижении относительно высоких темпов роста среднедушевых доходов (в одном из вариантов предполагались темпы, равные 4%) разрыв между промышленно развитыми и развивающимися странами практически не сократится. Отсюда вытекает вывод институционального плана: необходимо создать систему регулирования международных экономических отношений, осуществить пакет программ по перераспределению доходов.
Предлагалось, чтобы промышленно развитые страны ежегодно передавали развивающимся странам часть ресурсов: вначале в размере 0,7%, а затем 1% ВНП. Предложение создать систему международных налогов не встретило необходимой поддержки. Международные органы должны были взять на себя функции контроля за ценами и торговым оборотом, передавая часть извлекаемых таким образом доходов наиболее отсталым странам. Существуют предложения по стабилизации мировых цен посредством создания “буферного запаса” товаров и международных картелей типа ОПЕК, по ограничению торговли сырьевыми товарами. По сути дела, в перспективе намечалось формировать торговую политику не на национальном или региональном уровне, а принудительно для всех на мировом уровне.
Многие из предложений, выдвигавшихся в проекте “Пересмотр международного порядка” и других программах, не были приняты. Но эти программы способствовали формированию5 общественного мнения, поиску приемлемых вариантов.
Проекты, выполненные под руководством Тинбергена, положили начало серии исследований, докладов, программ.Назовем среди них доклад “Цели для человечества” Денниса Габора, доклады “Пределы роста” Денниса и Донеллы Медоуз (1972) и “За пределами роста” Эдуарда Пестеля (1987).Были начаты работы по моделированию процессов мирового раз-
вития, формированию подходов и основополагающих положений, опирающихся на расчеты и статистические обоснования.
Проекты нового мирового порядка оказали влияние на практику международных экономических отношений, способствовали структурным изменениям в развитии мировой экономики. Сами проекты были в известной мере стимулированы энергетическим кризисом 1973—1974 гг. Вместе с тем они содержали материал, помогавший разработке стратегий экономического развития стран “третьего мира”.
И еще несколько слов о Яне Тинбергене. Интересно, что вначале он изучал в университете физику. Докторскую степень получил за работу “Проблемы минимума в физике и экономике”. Трудно сказать, как совмещаются эти две дисциплины;
бесспорно одно, методы точных наук стали широко применяться, в экономических исследованиях. Тинберген, как отмечают его биографы, сохраняя интерес к математическим основам физики, начал прилагать математические формулы к изучению экономики, стал строить модели, показывающие, как проходят экономические процессы5.
Тинберген считается одним из создателей эконометрики, науки, объединяющей статистику, экономику и математический анализ. Вместе с Рагнаром Фришем получил первую вновь установленную премию Нобеля (1969) за “создание и применение динамических моделей к анализу экономических процессов”. Тинберген занимался исследованием проблем экономического цикла, строил прогнозы хозяйственного развития, разрабатывал основы экономической политики, консультировал правительства ряда стран и международные организации. В центре его внимания находились проблемы распределения власти и доходов между членами общества и среди целых наций. Те, кто знал его, называют “святым гуманистом”, человеком, испытывавшим отвращение к власти.
2. Г. Мюрдаль: “Азиатская драма”
Гуннар Мюрдаль (1898—1987) вначале получил диплом юриста, затем изучал и преподавал политическую экономию. Он обладал независимостью суждений, богатейшим опытом практической деятельности в различных сферах. Мюрдаль был директором банка и членом парламента, возглавлял кафедру по-
литическои экономии и финансов университета, руководил одной из экономических комиссий ООН. Будучи в США, изучал положение американских негров; у себя на родине исследовал демографические проблемы, выдвинул рекомендации по стимулированию рождаемости. Был директором Института исследований мировой экономики. Активно участвовал в разработках;
практических вопросов экономической и социальной политики. Его считают основателем стокгольмской (шведской) школы экономической науки.
Мюрдаль предлагал ввести систему государственного планирования в Швеции. Он обосновал пути выхода из глубокого кризиса 1929—1933 гг. Разработанные им предложения по активизации финансовых расходов содержали рекомендации того же плана, что несколько позже выдвинул в своей книге Кейнс.
В начале своей творческой деятельности Мюрдаль опубликовал работу “Роль политического фактора в развитии экономической теории” (1930). Политические убеждения, по мнению Мюрдаля, следует открыто провозгласить, и сделать составным элементом исследования. Пока теория будет “чисто экономической”, не следует рассчитывать на то, что она поможет выработать какие-либо суждения непреходящей ценности.
Великие экономисты всегда предлагали свои рекомендации в области политики, о чем свидетельствует пример Мальтуса Рикардо, Маркса и Кейнса6. Мюрдаль (совместно с Фридрихов Хайеком) получил в 1974 г. Нобелевскую премию за “основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических социальных и институциональных явлений”. Наибольшее внимание было уделено проблеме экономического развития слаборазвитых стран, преодоления отсталой социально-экономической структуры этих стран.
В своей знаменитой работе “Азиатская драма” Мюрдаль приходит к выводу, что проблемы и трудности индустриализации в странах Южной Азии связаны не с недостатком капитала, как утверждали западные теоретики, а с недоиспользованием рабочей силы, с противоречием, при котором имеет место недостаток рабочей силы и одновременно ее избыток. Таков парадокс колоссальной отсталости сельского хозяйства; при старой структуре и низком уровне подготовки и образования оно не способно “отдать” промышленности и городу свободные рабочие руки.
Для анализа экономики слаборазвитых стран, как отмечает Мюрдаль, не годятся рецепты ортодоксов. Нельзя переносить подходы, используемые применительно к условиям индустриально развитых стран, к анализу процессов, протекающих в экономике стран, недавно вступивших на путь структурных преобразований. Взаимозаменяемость и гибкость производственных факторов в развитых странах “является результатом технологии, общественных институтов и традиций, например, распространения инженерных знаний, организации и мобильности рынка, экономических расчетов мотиваций”. Мюрдаль отмечал, что положение в странах Южной Азии совершенно иное: “Цены не реагируют на спрос и предложение; факторы производства, включая предпринимательскую деятельность, более специфичны и слабо, если вообще реагируют на экономические стимулы. Несовершенство рынка, невежество и иррациональность являются правилом. Степень диверсификации значительно меньше, а монополизации значительно больше, мобильность отсутствует или затруднена, комплементарность сильна и повсеместна”7.
Сокращение внутреннего потребления в этих странах не может послужить источником поступления недостающих средств, иностранной валюты. Они все еще импортируют потребительские товары. Быстрый рост “современного промышленного сектора окажется невозможным, если не будут неуклонно расширяться производство и продажа потребительских товаров, особенно продовольствия”8. Нельзя опираться на модели, противопоставляющие потребление и накопление. Индустриализация должна дополняться ростом производительности не только в промышленном, но и в других секторах экономики, “включая сельское хозяйство, которое является самым крупным и важным из них”9.
Рост потребления остается важнейшим фактором и предпосылкой общего экономического роста. Важно не только увеличить норму накопления, но и найти ресурсы для повышения жизненного уровня людей, создать условия для формирования работников, отвечающих требованиям современного производства. Речь идет не только о профессиональной подготовке, но ч о физической выносливости, сообразительности, преодолении прежних традиций и привычек; готовности работать полный рабочий день.
Подлинная драма стран Южной Азии состоит в “отрыве идеалов от действительности”, в разрыве целей, идеалов и реальных условий. Мюрдаль указывает на разрыв между про-
грессивными лозунгами и консервативной практикой. Радикальные заявления тех, кто стоит у власти, маскируют подлинную картину — коррупцию государственного аппарата, своекорыстие и продажность чиновников, интересы крупного капитала. Правящая верхушка использует “политическую власть для защиты своего привилегированного положения”10. “Требования экономической и социальной революции имеют чаще всего показной характер”11.
Мюрдаль доказывает, что естественным результатом невмешательства в ход событий (согласно теореме А. Смита о “невидимой руке” в условиях свободной конкуренции) будет не развитие экономики, а сохранение слаборазвитости. В основе преобразований должен лежать не рыночный автоматизм, а выбор и реализация эффективной экономической политики, планирование организационных, технологических, социально-экономических преобразований.
Проекты и модели западных экономистов зачастую пренебрегают подлинными факторами слаборазвитости. Экономические модели строятся в отрыве от социальных условий. Игнорируются политические факторы, которые в отличие от рыночных будто бы не поддаются рациональному изучению. Для индустриального преобразования, преодоления отсталости необходима стабильность, а не политические столкновения и перетряски.
Развитие и соответствующие результаты могут быть достигнуты только в результате выдвижения и реализации конкретных целей. В отличие от сторонников ортодоксального подхода который рассматривает вопрос о целях вне рамок теоретического анализа, институционалисты подвергают анализу и обоснованию не только средства для достижения экономически) целей, но и сами цели. Цели и средства не изолированы, авзаимосвязаны; они уточняются в ходе развития, что особенно важно для стран с переходной экономикой.
Мюрдаль считает, что .проблема ценностей имеет в экономике важное, может быть, даже ключевое значение. Беспристрастная экономическая теория всегда содержит суждения и выводы, имеющие ценностный характер. Возражая оппонентам Мюрдаль отмечает, что фактически они вынуждены признать, что проблематика не произвольна, выбор ответов на вопросы практики идеологически обусловлен. И привычные утверждения имеют эмоциональную окраску, впрочем, как и консультации и рекомендации политикам. Политические цели и убеж-
дения, как уже отмечалось, являются обязательным элементом экономических исследований.
В работе “Азиатская драма” несколько глав посвящено проблеме “планирования развития”. Мюрдаль различает два вида планирования: дискреционное, т. е. волевое, произвольное, и недискреционное, опирающееся на автоматически действующий хозяйственный механизм. Поясняя смысл недискреционных мер, он, в частности, писал, что “практика планирования экономического развития” полностью отличается от политики, определяемой рыночным механизмом цен. “Экономическое поведение людей определяется скорее относительным уровнем издержек и доходов, чем административными решениями”, а механизм цен “обеспечивает определенные стимулы и ограничения, которые "правильны" с точки зрения целей и задач плана”12.
В своих работах Мюрдаль отмечает, что нельзя модернизировать общество, внедрить современную технологию, не затрагивая обычаев, традиций, отношения людей к работе, игнорируя проблему формирования дисциплины и выносливости; “изменение отношения к труду предполагает радикальное изменение общественных институтов”13 Иными словами, технологические сдвиги упираются в изменение социальных, институциональных условий.
Работы Мюрдаля, Тинбергена, других экономистов, рассматривающих процессы экономических преобразований в органической связи с социальными условиями, оказывают влияние на формирование взглядов национальных экономических школ, взгляды и концептуальные позиции экспертов и реформаторов, специалистов, представителей международных организаций.
3. Модели роста для стран “третьего мира”
Проблема экономического роста в послевоенный период стала одной из самых злободневных проблем для стран, освободившихся от колониальной зависимости и получивших в наследство весьма отсталую хозяйственную структуру. Добившись политической самостоятельности, эти страны оставались в путах экономической зависимости. Темпы прироста населения во многих странах Азии, Африки обгоняли темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП). Показатель ВВП в расчете па душу населения не увеличивался, а сохранялся на одном
уровне или даже снижался. В некоторых из слаборазвитых стран внутреннее накопление оказывалось минусовым, т. е. страна “проедала” больше, чем производила, живя за счет внешних “инъекций”.
Вполне объясним возросший интерес освободившихся стран к использованию наиболее эффективных моделей развития национальных экономик. Как отмечалось, модели западных стран не отвечали условиям и возможностям стран “третьего мира”. Неоклассические схемы пришлось отложить в сторону. Ряд известных экономистов занялись разработкой моделей и механизмов, приближенных к специфике стран, находившихся на “стартовых” позициях экономического роста.
Одну из таких моделей предложил вест-индский экономист Артур Льюис, окончивший Лондонскую школу экономики, работавший в Великобритании, США, странах “третьего мира”. Перед этими странами стояла общая цель — поднять темпы роста и увеличить размеры национального дохода. Но как это сделать? Основная трудность заключалась, прежде всего, в низком уровне накоплений, нехватке инвестиций.
Большинство экспертов считали, что средства, получаемые от экспорта национальной продукции и других источников, нужно вкладывать в промышленный сектор. Проведенные исследования привели Льюиса к иному выводу. Экономика развивающейся страны на начальном этапе имеет не один, а два сектора: традиционный (аграрный) и современный (промышленный). Для традиционного сектора характерны избыток низкоквалифицированной рабочей силы, рутинная техника. Современный сектор обладает машинной техникой, постоянно расширяется и испытывает потребность в привлечении дополнительных работников. Обеспечение взаимосвязи между двумя секторами — одна из непростых и наиболее актуальных задач” экономической стратегии.
Неграмотные сельскохозяйственные рабочие могут быть обучены и вовлечены в промышленность, торговлю при относительно низком уровне заработной платы. Сокращение занятости в аграрном секторе не приведет к снижению производства. Ведущую роль будет играть развитие современного сектора. Стимулом роста может послужить расширение экспорта. Рост будет происходить неравномерно, затронет смежные производства. Расширятся источники накопления, активизируется внутренний спрос.
Процесс взаимного приспособления двух секторов на определенном этапе может натолкнуться на препятствия. Чтобы удержать рабочую силу, модернизировать технологию, традиционный сектор поднимет оплату труда. В результате повысятся заработки и в промышленном секторе, а возможности инвестиционной деятельности сузятся. Торможение роста произойдет вследствие замедлившегося перелива рабочей силы и расширения спроса на импортные товары (в том числе и со стороны населения аграрного сектора).
Экономический рост в промышленном секторе будет происходить благодаря привлечению дополнительной рабочей силы (инвестиции целесообразно вкладывать в образование, инфраструктуру). В традиционном секторе перестройка и рост производства происходят в процессе сокращения числа занятых. Различаются и формы инвестирования. В промышленности размеры инвестирования связаны с увеличением прибылей при стабильной заработной плате. В сельском хозяйстве рост оплаты труда работников означает снижение доходов, а это потребует привлечения инвестиций для замены ручного труда машинным (“инвестиции рационализации”)14.
Решение проблемы экономического роста предполагает активное участие государства. Чтобы повысить долю инвестиций в слаборазвитых странах с 4—5% национального дохода примерно до 15%, потребуется решить ряд непростых задач. “Вмешательство правительства в сферу капиталовложений с целью обеспечить их объем и структуру, преодолеть институциональные барьеры на пути развития сельского хозяйства, создать систему обложения налогами привилегированных классов,— все это представляет на практике огромную политическую проблему”,— отмечал известный польский экономист Михаил Калецки15. В данном случае рост капиталовложений имеет целью не стимулирование эффективного спроса (по кейнсианской модели), а создание инфраструктуры для аккумулирования и соответствующего перераспределения прибавочного продукта.
Итак, по модели Льюиса, которую он впервые изложил в докладе “Экономическое развитие в странах с низким доходом” (1951), катализатором роста служит быстрое развитие промышленности. При этом общий рост достигается в результате взаимодействия двух секторов. Экономический рост Льюис рассматривал как процесс вложений и в экономическое, и в социальное развитие.
Другая модель роста для слаборазвитых стран, получившая название теории “большого скачка”, была разработана американскими учеными Р. Нурске, А. Хиршманом и др. Самое первое обоснование этой концепции дал П. Розенштейн-Родан. “Большой скачок” необходим для того, чтобы вырваться из отсталости, разорвать “порочный круг бедности”. Суть “порочного круга”, порождаемого тем, что рост производства материальных благ “съедается” приростом населения, можно уяснить из схемы, представленной на рис. 2016.
Рис. 20. “Порочный круг бедности”
Негативные моменты, препятствующие росту, располагаются, так сказать, вкруговую и противодействуют использованию факторов роста. Низкий уровень инвестирования не позволяет поднять производительность труда и доходы. Быстрый рост населения поглощает прирост продовольствия и потребительских товаров. Образуется ситуация экономического застоя.
Как выйти из этого “порочного круга”? Нурске предложил повернуть круг в обратном направлении, превратив его в “добродетельный круг”, взорвать застойное равновесие в слаборазвитой экономике путем государственных инвестиций, которые вызовут мощный толчок к экономическому росту. Первые вложения должны быть значительными — не менее 12—15% национального дохода. Увеличение инвестиций расширит спрос на труд. Подъем по цепочке взаимосвязанных производств обусловит рост сбережений и инвестиций. Вкладываемые средства не должны быть “проедены”. Формирование инфраструктуры создаст условия для активизации факторов производства.
“Большой толчок”, вызванный вначале под давлением (по принуждению) государства, постепенно оживит рыночные стимулы и рыночные регуляторы. Это слабое место теории “большого скачка”. Как показывает опыт, рыночные механизмы в отсталой, переходной экономике работают слабо и неэффективно, если они не поддерживаются и не достаточно жестко регулируются стабильной и авторитетной государственной властью.
Для обеспечения национального накопления и развития экспорта приходится сдерживать рост потребления. Только в этом случае удается найти и высвободить ресурсы, источники роста. Но это встречает противодействие со стороны населения; трансформация традиционного сектора отстает, усиливаются диспропорции.
Опыт 80—90-х гг. показал историческую ограниченность и схематичность моделей роста, которых придерживались страны “третьего мира”. Разрабатываются и используются новые модели, например, экспортной индустриализации, “замещения импорта”, роста, опирающегося на ресурсосбережение. Происходит детализация и уточнение моделей; индустриализация опирается на развитие преимущественно легкой или, напротив, тяжелой промышленности, машиностроения, производство товаров длительного пользования.
Поскольку экономические проблемы приняли глобальный характер, то эффективно разрешаться они могут лишь в рамках всей интегрированной мировой экономики. Перед ней стоит проблема стабилизации условий торговли сырьем и готовой продукцией, создания программ стабилизации доходов и выравнивания темпов экономического развития.