Выполнению контрольных работ

Выполнение контрольной работы является составной частью учебного процесса и формой самостоятельной работы студента. Выполнение данного вида работы позволяет приобрести навыки и умения грамотно использовать учебную и специальную литературу.

По учебному плану по дисциплине «История социальной работы» студент-заочник должен выполнить одну контрольную работу. Целью контрольной работы является усвоение изученного материала и умение анализировать.

Тематика контрольной работы только частично совпадает с формулировкой учебных тем курса и рассчитана, прежде всего, на творческое применение полученных знаний, что имеет существенное значение для подготовки будущего специалиста.

Вопрос, являющийся темой контрольной работы, должен быть освещен на основе изучения рекомендованной литературы, шире и обстоятельнее, нежели он изложен в учебной литературе либо изучается в ходе учебных занятий. Работа оценивается «зачтено» или «незачтено».

Подготовка студентом контрольной работы проходит следующие основные этапы:

выбор темы либо определение задания;

подбор литературы;

составление плана;

оформление контрольной работы и представление на кафедру.

Тема контрольной работы выбирается из предлагаемого списка по желанию студента.

При подборе литературы и других источников следует внимательно изучить перечень литературы, предлагаемой к выбранной вами теме работы, ознакомиться с новыми поступлениями библиотеки, при необходимости получить консультацию у преподавателя, ведущего курс.

План является одним из важнейших элементов работы. Его содержание должно, с одной стороны, отражать содержание избранной темы, с другой стороны, подтверждать наличие у вас необходимого научного и учебного материала. Составленный вами план должен быть достаточно компактным, отражающим 3-5 вопросов теоретического характера. Следует помнить, что текст работы не должен расходиться с составленным вами планом. Вопросы плана контрольной работы следует воспроизводить в тексте работы. При написании контрольной работы в план необходимо включить введение; вопросы основной части; заключение; список использованных источников.

Во введении аргументируется актуальность выбранной темы, указываются цели и задачи исследования, дается краткий анализ использованных источников, раскрываются цели работы. В нем же можно отразить методику исследования и структуру работы.

Вопросы основной части (их формулировка) должны совпадать с темой работы. Основной текст желательно разбивать на главы и параграфы. При их освещении следует давать четкие, развернутые и грамотные ответы.

Изложение должно быть логичным, последовательным, доказательным, аргументированным. После изложения каждого вопроса следует делать выводы. Следует помнить, что при освещении темы работы следует делать сноски на используемые источники.

При выполнении контрольной работы необходимо, прежде всего, прочитать соответствующий раздел учебника или учебного пособия, затем ознакомиться с дополнительной литературой, рекомендованной к самостоятельному изучению. Лишь после этой предварительной подготовки можно приступить к написанию текста.

Основные положения и выводы работы должны быть обобщены в заключении.

Введение, заключение, новые главы, список использованных: источников и литература должны начинаться с нового листа.

Контрольная работа 'должна иметь грамотно оформленный научно-технический аппарат: все цифры, факты, цитаты должны иметь ссылки на источники, откуда они заимствованы. Сноски обычно оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется, и за ним следуют выходные данные.

Сноски и ссылки могут оформляться в тексте в скобках (сразу после цитаты, пересказа) с указанием номера работы по списку используемых источников и соответствующих страниц этой работы. Например: [1,с.45].

Контрольная работа завершается списком использованных источников, который должен быть составлен в соответствии с установленными правилами. При написании работы необходимо использовать не менее пяти источников.

Оформление контрольной работы.

Контрольная работа выполняется в соответствии с учебным планом и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к этому виду деятельности. Работа представляется на проверку не позднее, чем за 10 дней до начала сессии.

Контрольная работа может быть оформлена следующим образом:

1. Тонкая тетрадь в клеточку, объем работы 12 листов (через строчку) или формат А-4, соответственно 10-15 листов (через 1,5 интервала).

2. Работа пишется на стандартных листах бумаги аккуратным, разборчивым подчерком или может быть набрана на компьютере, шрифт Times New Roman 14. На листе должны быть поля. С левой стороны страницы оставляется поле шириной не менее 25 мм, с правой стороны не менее 10 мм, вверху не менее 15 мм и внизу страницы не менее 20 мм.

3. Оформленная контрольная работы должна быть написана аккуратным, разборчивым подчерком. Листы следует пронумеровать и скрепить. На первом листе должны быть указаны тема или вариант, план работы.

Все рисунки, схемы и таблицы также нумеруются. Нумерация - сквозная

(т.е. номер один, два и т.д.).

Первой страницей является титульный лист, на второй находится план работы, поэтому нумерация начинается с третьей страницы.

4. Контрольная работа должна иметь титульный лист с указанием следующих реквизитов: фамилии, имени, отчества студента, специальности, курса, номера зачетной книжки и группы, домашнего адреса.

5. Работа должна быть написана грамотным литературным языком, четко и аккуратно. При использовании в тексте цитат, цифр, других; фактических сведений необходимо внизу страницы (как в монографиях) делать ссылки на источник их получения.

В тексте недопустимо сокращение слов, терминологических оборотов, наименования органов и организаций, если такие сокращения не являются общепринятыми в литературе. Не допускается дословное заимствование текста из опубликованных литературных источников без ссылки на них.

В тетради необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя, а в конце работы оставлять страницу для рецензии преподавателя на выполненную работу.

Если работа не зачтена, она с учетом сделанных замечаний в рецензии преподавателя должна быть переработана и вместе с первым вариантом представлена на повторное рецензирование.

Работу следует представить на кафедру в четко определенный срок: за 10 дней до начала сессии. В случае его несоблюдения работа не рецензируется. Указанные в рецензии замечания необходимо устранить.

Оформление списка использованных источников:

1. Оформление сносок внизу страницы.

Думова Н.Г. Московские меценаты. - М., 1992.-134с

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим:

2Там же. - С. 48.

Если та же книга цитируется в следующий раз не на той же странице, то указывается ее автор, а вместо названия пишется "указ. соч.". Например: 3. Думова Н.Г. Указ. соч. С.50.

2. Оформление списка использованных источников (в конце работы). Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России.- М.:Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга.,2003.-480с.

3.Описание статей из журналов, сборников научных трудов и газет: 1. Панов А.Н. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования. // Российский журнал социальной работы. - 1995. -№1.- С.34.

 


РАЗДЕЛ 8. ГЛОССАРИЙ

 

Краткий понятийный словарь социальной работы[4]

Агапе — (греч.) — любовь к ближнему. В отличие от эроса, страстной любви, А. имела значение деятельной, одаряющей любви; специальный термин, в I в. н.э. обозначает вечернюю трапезу у ранних христиан, во II в. А. — самостоятельный культовый обряд; А. важное понятие в философии Плотина.

Адаптация (социальная)процесс и результат активного приспособления личности к условиям новой социальной среды.

Альтруизм — (франц. altruisme, от лат. alter — другой) — нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму; данное понятие вводится Контом.

Архиатер — начальник аптекарского приказа. Приказ состоял из несколько придворных медиков, начальствующий над ними и назывался архиатером. Звание просуществовало до 12 сентября 1763 года, когда была учреждена медицинская коллегия.

Балич — обаятель; врач; отравитель;баловати врачевать, лечить.

Благотворение — благодеяние, доброделание.

Благотворительность — впервые встречается у Н. Н. Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты. Под Б. понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. В XX веке до 90-х годов данное понятия интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе; сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся.

Бобыль — по мнению Татищева, слово татарского происхождения, означающее неимущий. Бобыли принадлежали к крестьянству, которые не имели пашни. Основное занятие — промыслы, до 1625 г. не платили государственных податей.

Богадельни — образовано от словосочетания «Бога деля», в XIX в. социальные учреждение приказов общественного призрения, предназначенные для убогих, увечных и престарелых всех сословий, не имеющих родственников для их материальной поддержки и обеспечения. В Б. за определенную плату принимались инвалиды, нижние чины сухопутных и морских войск, сыновья нижних почтовых чиновников, не имеющих средств к существованию, солдатки, вдовы, неизлечимо больные, умалишенные, престарелые, калеки.

Божедомье — усыпальница, место погребения неизвестных лиц, погребаемых за счет общества.

Божница — храм, церковь; странноприимница, странноприимный дом.

Божьи дома (см. Скудельницы)

Больница — место в монастыре, особенно отдаленное для призрения и врачевания скорбных, не только тут живущих, но и странников; больная женщина.

Братский двор — слободской двор, построенный или нанятый на общественные слободские деньги для собраний по делам общины. Такие дворы находились в каждой слободе и управлялись своими выборными людьми.

Братчина— древнейший обрядовый обычай славян. «Братья» — люди, объединенные общими занятиями, условиями жизни; праздник, праздничный ритуал. Б. — так назывались совместные праздники в складчину: ссыпщина, ссыпка, мирщина (они несли не только обрядовый, но и благотворительный характер). У южных славян Б. выражалась в призрении больных и бедных, погребении усопших.

Вдова, вдовица — женщина, лишившаяся мужа; состояние, оцениваемое в народной традиции как социально ущербное. Согласно законам Моисея, вдовы имели те же льготы, что и бедные и неимущие, они предоставлялись попечению родственников, обществу, имели долю в жертвах и десятине, им отдавались снопы, забытые в поле, остатки маслин на деревьях и виноград. В период раннего христианства В. содержались на общественный счет, получая ежедневное пособие. В Древней Руси (возможно, впервые) официально «институт вдов» на уровне княжеской власти узаконен Владимиром I (Устав 996 г.). Именно тогда вдовы попадают под защиту церкви с рядом других категорий нуждающихся.

Венечные памяти (пошлины) — денежный сбор со вступающих в брак. Московский собор при Иване Васильевиче установил брать за брак юноши с девицей по полторы деньги, с вдовы и вдовца — по три деньги, с троеженцев по алтыну. В 1667 году Патриарх Иоаким постановил брать со вступающих в первый брак — шесть алтын, с прочих «брачных» — по десяти алтын.

Вервь — волость, округ, община, мир; мера земли в Древней Руси.

Взаимопомощь — взаимовыручка, в более узком экономическом смысле форма обмена, зародившаяся в первобытной общине с появлением распределения по труду и личной собственности.

Врач — гадатель, первоначально знахарь, колдун, лечивший чарами, заговорами и наговорами.

Геронтологический– старческий.

Гошпиталь — дома призрения для больных, увечных, престарелых обоего пола. Выступали в качестве пенитенциарных учреждений для следующих социальных групп: увечных бродяг, не способных к следованию в Сибирь; женщин с грудными младенцами, высланных на поселение до истечения срока кормления; увечных из арестантских рот; исключенных за пороки из духовного звания; нищих из разночинцев, по состоянию здоровья не имеющих возможности к самообеспечению.

Девиантное поведение– система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам, например, преступность, аморальное поведение.

Дезадаптация– нарушение процесса адаптации, то есть приспособления личности к новым условиям социальной среды, рассогласование самооценки и притязаний человека с его реальными возможностями и реалиями социальной среды.

Депривация (социальная)– ощущение, осознание личностью или группой сокращения или лишения возможностей удовлетворения жизненных потребностей.

Десоциализация– нарушение процесса социализации, то есть усвоения индивидом определенной системы норм и правил жизни, которые позволяют ему жить в обществе и быть его полноправным членом.

Детские дома — воспитательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Организовываются в 20-х гг. XX столетия в связи с ликвидацией детской беспризорности. Реорганизованы в 50-60-х гг. в школы-интернаты.

Детские приюты — благотворительные (негосударственные) учреждения различных ведомств. Предназначены для призрения и воспитания сирот и бездомных детей (напр. Ведомство учреждений Императрицы Марии, Общество посещения бедных и т. д.). Воспитание и призрение детей вД.п. осуществлялось на средства частной благотворительности. Как правило, дети получали начальное сельское образование. В зависимости от финансирования в этих заведениях могли открываться ремесленные классы.Д.п. были распространены не только в городах, но и деревнях, к 1917 году их насчитывалось 538, где одновременно призревалось около 30 тыс. детей.

Дома воспитательные — (то же, что и дома (гошпита-ли) для « зазорных младенцев » в XVIII в., дома ребенка в XX в.). С начала XIX в. специальные учреждения для призрения детей грудного возраста, покинутых родителями. После вскармливания младенцы отдавались на воспитание в семьи, которым выплачивалось денежное пособие. Детей могли усыновлять либо воспитывать до 18 лет с последующей припиской их к мещанским, цеховым, сельским казенным обществам.

Дома для зазорных младенцев — (то же, что и воспитательные дома в XIX-XX вв., дома ребенка). В 1706 г. Митрополитом Иовом под г. Новгородом основан первый приют для «зазорных» (оставшихся без попечения) детей. Согласно Указу 31 января 1712 г., Петр I официально узаконил дома для зазорных младенцев, а 4 ноября 1715 г. в России официально запрещен инфатицид (убийство ребенка), за который приговаривали к смертной казни. Позднее в Д.м. позволялось принимать малолетних арестантских детей до выхода их родителей из тюрем; малолетних бродяг мужского пола, которые оставались на попечении по достижению совершеннолетия.

Дома для неизлечимых — вXIX в. учреждения общественного призрения, предназначенные для неимущих, неизлечимых больных.

Дома ребенка — учреждения в РФ для воспитания и оказания помощи детям раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, а также детей с дефектами психического и физического развития.

Дома сиротские — в XIX в. государственные учреждения приказов общественного призрения, предназначенные для воспитания и призрения сирот обоего пола до 12 лет. В сиротские дома определялись дети из купеческих, мещанских слоев, людей цеховых, посадских, разночинцев, свободного состояния. Сироты-мальчики по достижению 12 лет устраивались в местные гимназии, в фельдшерские школы, в школы садоводства, шелководства, виноделия, земледельческие школы, к благотворителям, к купцам, фабрикантам, художникам, ремесленникам, в казенные и частные типографии. Сироты-девочки — в девичьи воспитательные заведения, частные пансионаты, к благотворителям, к мастерам. Сироты-мальчики по усмотрению приказов общественного призрения после окончания гимназии могли продолжать обучение в университетах (согласно Указу от 30 декабря 1852 г.).

Дома трудолюбия — благотворительные заведения, осуществляющие трудовое перевоспитание нищих путем предоставления им работы и приюта. Основателем первого Д.т. в России был о. Иоанн Кронштадский, в 1881 г. открывший такое заведение.

Зазорные младенцы (незаконнорожденные) —понятие в XVIII в., применяемое к родившимся детям, чьи родители не состояли в законном браке.

Изгой — субъект, в силу каких-либо обстоятельств не связанный с крестьянской, родовой, семейной общностью. «Гоить» — принадлежать общине, принимать ее уклад, образ жизни, следовать ее нормам и ценностным стереотипам. В Уставе о церковных судах XII в. к И. относились: попов сын, грамоте не обученный, холоп, разорившийся купец, «аще князь осиротеет».

Инвалидные дома — в XIX в. учреждения приказов общественного призрения, предназначенные для увечных воинов.

Индивидуализм– противопоставление эгоистических интересов отдельной личности интересам общества, коллектива.

Интервенция (в социальной работе)– профессиональные действия, направленные на решение задач по улучшению ситуации клиента или социальной ситуации.

Интернат– учебное заведение, в котором дети и обучаются и живут.

Калика — название происходит от названия греческой обуви — «калиги», которая надевалась паломниками, отправляющимися по святым местам. Калека, нищий, слепой, просящий милостыню обычно во время церковных праздников. В целях взаимной безопасности они объединялись в артели, выбирали себе атаманов, которые смотрели за нравами.

Калики перехожие — странники, побывавшие в святых местах; бродячие нищие, живущие подаянием «Христовым именем».

Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемых посредством дел милостей телесных и милостей духовных. Дела милостей телесных: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить находящегося в темнице, посетить больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. Духовные дела: обратить грешника от заблуждения, несведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый совет, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали другие, от сердца прощать обиды. ВXI в.милостыня милосердие, сострадание, сочувствие, подаяние;милость милосердие, сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь;милование сострадание, сочувствие, милосердие, прощение, снисхождение;миловати поддерживать, помогать. ВXII в. милостыня благотворение, добрые дела;милость милостыня, подаяние; плата, жалованье.;милование готовность помочь, оказание милости;миление сострадание.В XIII в. милость прощение, снисхождение;милование благосклонность, любовь.

Мирское призрение — территориальная система помощи в XIX в., осуществляемая волостными обществами. Основные виды помощи: призрение сирот, инвалидов, больных, бедных; попечение умалишенных.

Модификация поведения– предложенный американскими психологами, сторонниками бихевиоризма, метод регулирования социального поведения. Использовался сначала как клинический метод психотерапии для лечения неврозов, затем стал применяться в отношении психически здоровых людей с целью выработки у них механических привычек, обеспечивающих их адаптацию к неприемлемым для них условиям жизни.

Неоконсерватизм– влиятельное политическое течение, получившее распространение в 70-е гг. ХХ века. Важнейшим залогом прогресса является, по мнению сторонников этого течения, возврат к проверенным жизнью устоям, ценностям свободного предпринимательства. Один из центральных постулатов этой u1092 философии – всемерное стимулирование предпринимательской активности и ответственности личности, опора на индивидуализм и желание человека лучше устроить свою жизнь. При этом речь ведется о жесткой государственной политике по стимулированию свободного рынка (Р. Рейган, Э. Тэтчер, Г. Коль).

Нищелюбие — добродетель, состоящая в оказании помощи нищим, одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей. По мнению А. Гуревича, «исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милости» — основные доказательства святости. В русских летописях они имели определенную формулу: многих канонизированных русских князей характеризовали как «мнихолюбив», «страннолюбив», «нищелюбив».

Нищепитательство — кормление нищих; в XVI в. одна из открытых форм поддержки крайне бедных и убогих. Оформлено законодательно решениями Стоглавого Собора в 1551 г. (ст. 10, 73) применительно к людям церкви.

Нищие — определенное сословие, не имеющие собственности, навыков трудовой деятельности, промышляющие сбором подаяний; в народных поверьях нищий — посредник между реальным и потусторонним миром, непременный участник всех похорон и поминок, а также связанных с ними обрядов. К XVII в. оформляются определенные «разряды» нищих: богадельные, кладбищенские, дворцовые, церковные, гулящие, лежанки. В XVIII в. институт нищенства объявляется вне закона (Указ от 21 января 1712 года). Трудоспособных нищих определяют насильно в работные и прядильные дома. Тем не менее это явление продолжает существовать и в XIX и в XX в., как в его начале, так и в 90-х годах, приобретая формы профессиональной деятельности (см.Профессиональное нищенство).

Общества вспомоществования, вспоможения— частная организованная благотворительная помощь; определенная форма сословной, профессиональной взаимопомощи в XIX в. В основе обществ — касса взаимопомощи, капитал, который образуется посредством ежегодных частных взносов. Касса используется для нужд лиц, не имеющих средств к существованию. Первые кассы учреждены в Саратове на содержание вдов и сирот пасторов протестантских колоний (1806 г.), в Дерпте (1813 г.), в С.-Петербурге в 1822 г. — для вдов и сирот биржевых маклеров.

Общественное призрение — организованная система помощи в XIX в. со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Система общественного призрения представлена Министерством внутренних дел, земскими и городскими учреждениями, учреждениями Императрицы Марии, Императорским Человеколюбивым Обществом, попечительствами о бедных различных ведомств, частными благотворительными обществами (историческая парадигма помощи — модель защиты и поддержки нуждающихся).

Общественные работы — государственная форма поддержки нуждающихся в XIX в. предоставление заработка крестьянам в период массового голода и неурожаев. Основные виды общественных работ: работы по водоснабжению, устройству плотин, водохранилищ, каналов; работы по укреплению почвы; дорожные работы; лесорубные и распилочные работы; строительные работы, работы по заготовке материалов.

Обыденная церковь — строилась по обету за один день для избавления города или «земли» от какого-то общественного бедствия. Одним из примеров может служить Десятинная церковь в Василеве, построенная князем Владимиром в 996 году. Мор и моровые поветрия были главными причинами построения обыденных церквей.

Пансионеры приказов — стипендиаты приказов общественного призрения, обучающиеся за казенный счет в гимназиях и университетах. По окончании учебных заведений пансионеры обязаны служить по гражданскому ведомству не менее восьми лет, получая оклады согласно занимаемым должностям.

Патернализм– политическая доктрина, в основе которой лежит идея «социального партнерства» антагонистических классов буржуазного общества. Политика патернализма проводится как «отеческая помощь» трудящимся с целью снижения классового противостояния.

Печаловаться — предаваться печали, заботиться о ком-либо. В Русской Правде печаловаться означало еще и быть опекуном; печальник — тот, который имеет о других попечение.

Питание — образ жизни, уклад, обычай.

Полоняничные деньги — сбор средств в патриарший казенный приказ для выкупа пленных.

Помочи — совместная крестьянская работа в помощь кому-либо, за участие в которой работникам предлагалось угощение. Основные виды помочей: уборка чего-либо (хлеба, проса, и др. культур); «толоки», «зажоны», покос, молотьба, супряги (взаимное использование быков или коней для обработки земли); помочное — судебная пошлина; пособие невинно оклеветанному;помощник — в христианском мировоззрении «существо», подобное Адаму, которое должно «вспомоществовать», помогать в воспитании детей и во всех нуждах.

Помощь на дому — особый вид лечебно-профилактической помощи в СССР. Медицинская помощь оказывается на дому всем больным, не могущим по состоянию здоровья явиться в поликлинику.

Прелюбодейчиш — незаконнорожденный ребенок.

Призрение — понятие, которое появляется в XVII в. и имеет следующие смысловые значения: видение; благосклонное внимание, отношение, покровительство; присмотр, забота, попечение; удобство. В активной профессиональной лексике XIX столетия употребляется в виде словосочетания«общественное призрение».

Призрети, призрю — посмотреть, взглянуть; оказать внимание, оказать милость, приласкать.

Приймачество — древнейший гражданский обычай у восточных и южных славян (просуществовал до XIX в.). Выражался в приеме в семейный круг лиц, не имеющих возможности самостоятельно решать вопросы своего жизнеобеспечения. К ним относились дети, оставшиеся в силу разных причин без попечения родителей («годованцы», «выхованцы»), старики, не имеющие родственников, работные люди, у которых нет земли.

Приказы общественного призрения — территориально-административный орган управления учреждениями Государственной помощи.П.о.п. образованы 7 ноября 1775 г. Екатериной II. В их состав входили: народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных и сумасшедших, работные дома, смирительные дома. КапиталыП.о.п на 1857 г. составляли 133 056 662 рубля 37 копеек. Основные категории нуждающихся: убогие, не имеющие возможность по своим физическим или психическим данным получить работу и пропитание; дети, которые призреваются и воспитываются в данных учреждениях.

Приход — земская и церковная единица общественного управления; церковная община, принадлежащая к одной церкви.

Приходская благотворительность — система территориальной поддержки нуждающихся на основе конфессионального и гражданского благоустройства. Основные формы поддержки нуждающихся: милостыня, беспроцентное кредитование, материальная помощь, просветительская деятельность. П.б. в XIX в. осуществлялась на средства от кружечных сборов, пожертвований, членских взносов, подушного сбора, процентов с капитала и т. п. Приходское благоустройство включало в себя следующие мероприятия: строительство храма, приходской школы и других объектов конфессионального и жизненного обеспечения.

Профессиональные нищие — профессиональный нищий есть субъект, по своему состояния здоровья способный трудиться, но в виде промысла занимается прошением подаяния в той или иной форме. Основные типыП.н. в XIX в. — христорадники: богомолы, могильщики, горбачи, иерусалимцы, железнодорожники, севастопольцы, барабанщики, безродные, складчики, погорельцы, переселенцы; охотники: сочинители, протекционисты; нищие-калеки; нищие-дети; церковные сборщики. Как социальное явлениеП.н. существуют в России с 20-х гг. XX в. Новый витокП.н. наблюдается в России в начале 90-х годов, чему во многом способствовало решение Верховного Совета РФ (ноябрь 1991 г.) об отмене уголовной ответственности за бродяжничество. Основные типыП.н. в 90-е гг.: нищие-дети; нищие-инвалиды; жертвы: репрессий, администрации, психиатрических больниц, вымогательств; семейные пары: имеющие ребенка-инвалида, собирающие средства на дорогую операцию для ребенка, беженцы, просящие деньги на билет до дома, на обустройство на новом месте; женщины: «матери-одиночки», не имеющие работы, просящие на что-либо.

Прядильные дома (шпингаузы) — spinnhaus, прядильный дом — место, где в принудительном порядке женщинам, профессиональным нищим, предоставляли работу.

Работные дома — учреждения общественного призрения, где в принудительном порядке осуществлялось трудовое воспитание профессиональных нищих.

Реабилитация (социальная)– комплекс мер, направленных на восстановление нарушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений, вследствие нарушения здоровья, изменения социального статуса, девиантного поведения.

Редистрибуция — передача части произведенного общинниками избыточного продукта в распоряжение вождей, на различные общественные нужды.

Реципрокация — взаимопомощь, взаимный обмен дарами, услугами.

Сеттльмент– особый район города, создаваемый для поселения людей.

Сиротские дома (см. Дома сиротские)

Складчина (см. Братчина)

Скудельницы — первоначально могилы массового захоронения (приблизительно XI-XV вв.), куда во время эпидемий свозили покойников; на основе летописных сводов с. определяются как дома для убогих; с. — часовня, при общих местах погребения (возможно, одним и тем же словом обозначали разные институты); с. — глиняный кувшин;скудельничное село — земля, которая принадлежала горшечникам. Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 27,7), такое село было куплено иудеями для кладбища, для погребения странников на деньги, за которые Иуда продал Христа.

Скудствовать — нищенствовать, быть убогим.

Социальная адаптация — приспособление граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности.

Социальная защита — стратегия государственной политики в переходный период в 90-е гг. в РФ по поддержке и защите наиболее незащищенных групп населения: детей, инвалидов, пенсионеров, женщин, малоимущих и др.; система гарантированных государством экономических, организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

Социальная защита населения– совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения прежде всего, социально уязвимых.

Социальная поддержка — предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения (переобучения) и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальная помощь– одна из организационно-правовых форм социальной защиты населения, представляющая собой систему услуг населению в виде денежных выплат, натуральной помощи. Имеет адресный характер и направлена в основном на социально уязвимые слои населения. Осуществляется за счет бюджетных средств.

Социальное обеспечение — система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потери кормильца и других случаях; историческая парадигма помощи и поддержки нуждающихся, пришедшая на смену «общественному призрению».

Социальное страхование– одна из организационно-правовых форм социального обеспечения, представляющая собой систему государственной и общественной поддержки населения в денежной и материальной форме. Осуществляется за счет специальных внебюджетных фондов.

Социальные риски – предполагаемые события, влекущие за собой изменение материального и социального положения работающих и иных категорий граждан.

Староста приходской — выборная должность в приходе.С.п. с введения «мирского совета» ведал хозяйственной деятельностью, приобретал земельные угодья, собирал долги, помогал из церковной казны неимущим хлебом, деньгами и т.д.

Столовые — учреждения частной благотворительности, предназначенные для раздачи малоимущим бесплатных обедов. Первая народная кухня открыта 21 февраля 1872 г. в Москве на Хитровом рынке Обществом поощрения трудолюбия. В 1876 г. на Международной выставке в Брюсселе модель Московской народной столовой удостоена похвального отзыва и бронзовой медали.

Странноприимница — покой или дом, где принимаются странники.

Супевизорство– управление, контроль и совершенствование профессиональной деятельности стажера/практиканта при помощи опытного специалиста.

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может самостоятельно преодолеть.

Убогие (см. Юродивые)

Учреждения социального обслуживания — государственные институты помощи и поддержки различным категориям населения РФ в 90-е годы. ОсновныеУ.с.о.: центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, дома для ветеранов войны и труда, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные гостиницы, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин, геронтологические центры, центры экстренной психологической помощи по телефону.

Филантропия — (греч. любовь к людям). В V до н.э. божественная благосклонность, с IV в. н.э. — благожелательное отношение к человеку, в новое время — индивидуальная благотворительность.

Эмиретальные кассы — в XIX в. земские пенсионные фонды для государственных служащих. Согласно постановлению от 5 апреля 1883 г., земскиеЭ.к. учреждаются по ходатайству губернских земских собраний. ФондЭ.к. образовывался из вычетов из содержания служащих, наград и пособий, из ежегодных ассигнований. Пенсии выдавались по достижению определенного возраста как самому служащему, так и его родственникам в случае его смерти. Пенсионное обеспечение назначалось в случае увечья и тяжкой болезни. Пенсию могли наследовать дети до поступления на службу или до совершеннолетия.

Юродивый— (др. славянское — уродивый или урод) — урод, калека, симулирующий помешательство. Для Ю. характерно три типа поведения: «похаб» (непристойный), «блаженный» (тихий, святой), «буй» (буйный).


РАЗДЕЛ 9. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В МИРЕ[5]

Наша эра Западная Европа Восток  
V в.   438 г. Кодекс Феодосия запрещает нищенствовать. 440 г. В Индии создаются «больницы», убежища для бедных, бездомных, калек.
VI в.   529 г. Кодекс Юстиниана запрещает нищенствовать здоровым людям. Франция 542 г. В Лионе открыт первый приют для бездомных. Распространение «больниц» в Китае и Среднем Востоке.  
VIII в.   Франция 779 г. Карл Великий издает указы о помощи дворянства бедным епископам и аббатам. Италия 787 г. В Милане открыт первый приют для найденных детей.    

 

Период Западная Европа Древняя Русь
Хв.     996 г. Устав кн. Владимира о попечении нуждающихся духовенством.
XI в.   Англия 1084 г. В Кентербери открыт Дом милостыни для бедных.   1016 г. Начало составления Русской Правды. 1051 г. Основан Киево-Печерский монастырь. 1091 г. Ефрем Переяславский построил больницу.
XII в.   Возникновение богоугодных и благотворительных заведений в связи с образованием каноникатов. Появление специализации у монашеских орденов: тринитарии – освобождение пленных, v сепулькринки – найденыши и больные дети. Появление религиозных братств, не порывающих с миром. Бегарды и бегинки: помощь вдовам, сиротам, больным, умирающим. Италия В Милане– 11 больниц. Франция В Париже открыта Лазаревская больница. Основание «Ордена госпиталитов Святого духа». В Лондоне открыта Варфоломеевская больница. Оформление ктиторской монастырской формы поддержки нуждающихся. Зарождение княжеских традиций попечения.  
XIII в.   Открытие в городах богатыми гражданами полумонашеских приютов для бедных девушек и вдов. Организация религиозных братств из мирян средних и низших классов: взаимопомощь посещение больных, общая касса. К 1291 г. «Орден госпиталитов» насчитывает около 100 госпиталей: 60–в Италии, 25–во Франции, 5 – в Испании, 7 – в Германии. Германия 1256 г. Рейнский союз городов учреждает налог в пользу бедных. В Гамбурге открыты 2 больницы. Англия В Бристоле организовано благотворительное общество.  
XIV в.   Италия 1316 г. Во Флоренции организован приют. 1338 г. Во Флоренции – 30 больниц и богаделен более чем на 1000 кроватей. Франция 1354 г. Запрещение нищенства. 1362 г. В Париже организован приют для нищих. Англия 1349 г. «Закон о труде» – запрещение здоровым людям нищенствовать и попрошайничать. 1371,1376, 1398 гг. Отправление милостыни на Афон. Переход к вотчинской системе помощи. Оформление института «бельцов».  

 

Период Западная Европа Российское государство
XV в. Франция 1445 г. В Париже организован приют для детей-сирот. 1497 г. Судебник Ивана III. Указы Ивана III о запасах хлеба на житных дворах на случай неурожая.
XVI в.   Франция 1531 г. В Лионе открывается Центральное заведение по сбору милостыни. 1536 г. Франциск I издает Указ об оседлой жизни бедных, неспособных к труду людям, учреждаются налоги. 1545 г. В Париже открыт приют для детей-сирот. К концу XVI в. во Франции около 2000 заведений помощи. Германия 1529 г. Гамбургский устав: доставление работы, беспроцентная ссуда, милостыня. 1536 г; Генриховские законы о бедности: нищих разделяют на «законных» и «незаконных». В конце века выходят законы, запрещающие подавать милостыню. Англия 1531 г. Английский закон о помощи бедным. Выдача лицензий на право просить милостыню. 1572 г. Введение общенационального налога для бедных. 1550 г. Судебник Ивана IV. Запрещение бельцам проживать в монастырях. 1551 г. Стоглав. Регламентирование в монастырях внутренних норм жизнедеятельности духовенства и «людей церкви», официальная легализация института нищенства. 1560 г. Указ об отсрочке долгов с погорельцев сроком до пяти лет.

 

Период Западная Европа Россия США
XVIII в.   Франция 28 июня 1793 г. Вдовы, не приобретающие своим трудом достаточного заработка, старики должны поддерживаться пенсией со стороны государства.   1706 г. Открытие в Москве первого военного госпиталя со школой хирургии. 1712 г. Указ об обязательном устройстве престарелых и увечных по городам.   1729 г. Открытие в Новом Орлеане приюта для детей-сирот. 1790 г. Открытие первого общественного приюта для сирот. 1798 г. Создание национальной системы здравоохранения.
ХVIIIв.   Германия Генеральный закон Пруссии об обязанности местных властей наблюдать за бедными. 1714 г. Указ о введении обязательного бесплатного обучения (распространено только среди детей дьяконов и священников). 1715 г. Указ об организации госпиталей для «зазорных младенцев», введение санкций за убийство ребенка. 1720,1721,1722гг. Указы о содержании в монастырях офицеров, рядовых, драгун, направленных Военной коллегией. 1764 г. Учреждено «Общество воспитания благородных девиц» при Воскресенском Смольном женском монастыре.    
        1772 г. Учреждение кассы для предоставления ссуд вдовам и сиротам. 1775 г. В положениях о губерниях учреждаются приказы общественного призрения.    
XIX в.   Германия 1840 г. Саксонский устав о бедных. 1843 г. В Эльберфельде решением городской думы осуществлена поддержка нуждающихся из городских средств. 1884 г. Введение государственного социального страхования. Основание «Германской ассоциации помощи бедным и благотворительности». 1814 г. Основание Комитета попечения о раненых офицерах и их семьях. 1816 г. Преобразование «Благотворительного общества» в «Императорское Человеколюбивое Общество». 1819 г. Основание заведения для слепых. 1854 г. Образование «Ведомства учреждений Императрицы Марии». 1824 г. Основано бюро помощи индейцам. 1843 г. В Нью-Йорке организовано общество улучшения положения бедных. 1863 г. Образование государственной комиссии по благотворительности: обследование тюрем, ночлежек, психиатрических лечебниц. 1865 г. Создание федерального агентства материальной помощи.
XIX в.     Франция 1871 г. Благотворительные бюро – центры общественной помощи в общине. 1893 г. Закон о бесплатной медицинской помощи для общин. Англия 1835 г. Организация общества по предотвращению нищенства. 1869 г. Создание общества благотворительности . 1878 г. Основание Армии Спасения. Италия 1862 г. Закон об упорядоченности благотворительной деятельности. 1888 г. Закон об обязательной медицинской помощи для бедных. 1889 г. Закон о помощи нетрудоспособным бедным. 1898 г. Закон о социальном обеспечении. 1861 г. Призрение бедных у крестьян возложено на волости и селения. 1864 г. Земское положение, переход к земской системе призрения. 1870 г. Городское положение. Призрение в благотворительных заведениях за счет городской казны. 1882 г. Основание первого дома трудолюбия. 1883 г. Основание в земствах эмиретальных касс. 1893 г. Утверждение правительством Комиссии по пересмотру закона о призрении (Комиссия К. К. Грота). 1897 г. Указ об утверждении государственной службы до V класса в Императорском Человеколюбивом Обществе. 1869 г. Создание общественных благотворительных организаций «Визиты к бедным ». 1870 г. Состоялась Национальная конференция благотворительных сил. 1874 г. Первый американский конгресс по социальному обеспечению. 1877 г. Образование Американского общества благотворительности. 1881 г. Создание американского Красного Креста. 1890 г. Работа в сеттльментах Чикаго. 1898 г. Открыта первая-школа добровольных помощников.  
XX в.     Англия 1903 г. Общество благотворительных организаций основало школу социальной работы. 1908-1911 гг. Становление социального страхования. Франция 1907 г. М. Гахери открывает школу социального обучения. Германия 1908 г. А. Соломон основывает школу социальной работы в Берлине. 1909 г. Учрежден Всероссийский Союз учреждений, обществ и деятелей общественного призрения. 1910 г. При психоневрологическом институте открыта кафедра общественного призрения. 1910 г. Первый съезд русских деятелей по общественному и частному призрению. 1912 г. Принят закон о страховании. 1917 г. Министерство государственного призрения. 1905 г. Открытие первых школ социальной работы. 1910 г. Начало становления социального страхования. 1911 г. Обоснование М.Ричмонд метода индивидуальной работы.
1917-1990 гг.   Германия 1919г. «Германская ассоциация общественного и негосударственного обеспечения. 1922 г. Рейхстаг принимает закон о благотворительной помощи молодежи. 1924 г. «Пятая ассоциация по оказанию помощи нуждающимся ». 1961 г. Федеральный закон о социальной помощи. 1988 г. Новые законы о социальном страховании. 1990 г. Принятие закона о правовом регулировании деятельности по оказанию помощи детям и молодежи. Великобритания 1946 г. Закон о национальном страховании. 1946 г. Закон о национальном вспомоществовании. 1971 г.Закон о социальных службах. 1975 г. – Закон о социальном. страховании. 1988 г. Реформа системы социального обеспечения. Италия 1917 г. Введение обязательного страхования от несчастных случаев в сельском хозяйстве, 1919 г. Введение страхования по инвалидности, старости, безработице. 1957 г. Расширение касс взаимопомощи. 70-е гг. введение пенсий глухонемым и слепым 1918 г. Образование Наркомата социального обеспечения. 25 июня 1918 г. Первый съезд комиссаров социального обеспечения. 1922 г. Основание крестьянских обществ взаимопомощи. 1925-1926 гг. Создание Всероссийского комитета помощи больным и раненым красноармейцам. 1928 г. Оформление союза кооперации инвалидов, обществ слепых и глухих. 1931 г. НКСО РСФСР – утвердил Совет по трудоустройству инвалидов. 1932 г. Закон о кассах взаимопомощи. 1949 г. Образование Министерства социального обеспечения. 1956 г.Закон о государственных пенсиях. 1964 г. Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. 1971 г. На членов колхозов был распространен порядок исчисления пенсий, установленных для рабочих. 1987 г. Организовывается Советский Детский Фонд им. В. И. Ленина. 1989 г. Законе пенсиях (размер увеличивается на 40%). 1990 г. Указ о создании фонда стабилизации для оказания помощи предприятиям. 1917 г. Создание детского бюро социального благополучия. 1935 г. Утверждение законов о социальном обеспечении. Создание групп взаимопомощи – «Общество анонимных алкоголиков ». 1949 г. Впервые производится лицензирование социальной работы. 1955 г. Учреждена первая отраслевая система страхования по безработице. 1960 г. Обучение социальных работников по новой программе. 1962 г. Распространение метода индивидуальной работы в системе социальных служб. 1964-1967 гг. Активизация деятельности в коммьюните. Программы социального обеспечения. 1977 г. Программы социального благополучия. 1974 г. Закон о частном пенсионном обеспечении. 1975 г. Введена система индексаций пенсий и пособий. 1988 г. Реформа системы социального обеспечения.