Примерные темы рефератов для самостоятельной работы студентов
1. Алкоголизм как явление социальной патологии. Социальная работа с алкоголиками.
2. Благотворительная деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии.
3. Благотворительные общества для детей в современной России: государственные и частные.
4. Благотворительные союзы в Германии.
5. Влияние крещения Руси на милосердную практику.
6. Влияние социально-экономических условий и культуры на изменение форм и видов призрения нуждающихся.
7. Возникновение систем социального обеспечения за рубежом.
8. Возрождение благотворительной деятельности в России в 90-е гг. XX в.
9. Газета «Русский инвалид» и Александровский комитет помощи раненным.
10. Дворянская филантропия (Голицынская больница, Странноприимный дом Шереметьева).
11. Деятельность благотворительных организаций в Великобритании.
12. Деятельность императорского Человеколюбивого общества.
13. Деятельность Комитета по разбору нищих в Петербурге в 19 веке.
14. Деятельность первых в истории России общин сестер милосердия.
15. Деятельность советской власти по решению проблем детства.
16. Диагностическая и функциональная школы социальной работы.
17. Значение трудов Мэри Ричмонд в развитии методики социальной работы.
18. Изменение взглядов государства и социальных работников на социальную работу в РФ в начале 1990-х гг.
19. Исторически сложившееся отношение к нищим в России к ХХ веку.
20. История попечительства и посещения тюрем в России.
21. История создания Международного Красного Креста.
22. Канадский опыт социальной защиты населения.
23. Категории детских учреждений, занимающихся оказанием помощи детям в Российской империи.
24. Концепция «государство всеобщего благоденствия».
25. Легализация проституции. Отношение в обществе к проституции.
26. Международная федерация социальных работников.
27. Международные добровольческие организации.
28. Национальная ассоциация социальных работников в США.
29. Национальные добровольческие организации в США.
30. Некоммерческие организации социальной защиты населения.
31. Некоммерческий сектор в Венгрии.
32. Общее и особенное в организации социальной работы и деятельности социальных работников в России и зарубежных странах.
33. Общественная благотворительность в эпоху средневековья.
34. Общественные работы в России.
35. Основные виды и формы помощи и взаимопомощи у славян.
36. Основные направления деятельности учреждений социальной работы в Германии.
37. Основные направления и практика деятельности социальных служб в США.
38. Основные принципы социальной работы в Великобритании.
39. Особенности мотивации благотворительной деятельности.
40. Особенности социальной поддержки в условиях НЭПа.
41. Особенности социальной работы в Норвегии.
42. Особенности социальной работы в Швеции.
43. Отличительные черты систем социального обеспечения европейских стран.
44. Первые школы социальных работников.
45. Периодизация благотворительного движения в Европе и США.
46. Подготовка специалистов для системы социальной работы.
47. Попытки бороться с наплывом профессиональных нищих в истории России.
48. Почему социальная работа в разных странах не может использовать общую теорию?
49. Работные дома и дома трудолюбия в России.
50. Роль и место государственных служб в социальной работе за рубежом.
51. Российские реформы 60–70-х гг. XIX в. и их влияние на развитие государственного, общественного и частного призрения.
52. Российской общество Красного Креста.
53. Создание в 20–30-е гг. XX в. системы социального страхования, пенсионного обеспечения и открытие социальных учреждений.
54. Состояние благотворительности в России с 1725 – 1762 гг.
55. Социальная работа в 1990-е гг. в России как вид профессиональной деятельности.
56. Социальная работа с наркоманами и алкоголиками за рубежом. Роль обществ трезвости в борьбе с пьянством.
57. Социальные реформы Екатерины II.
58. Сравнительная классификация нищих по А. Бахтиарову и А.И.Свирскому.
59. Становление системы государственного призрения во время царствования Петра I.
60. Стоглавый Собор и благотворительная деятельность.
61. Сферы деятельности и занятость социальных работников за рубежом.
62. Устав деятельности общин сестер милосердия в мирное и военное время.
63. Царская благотворительность (Борис Годунов, Михаил Федорович и др.).
64. Частная филантропическая деятельность в России (мотивы частной благотворительности).
65. Частная филантропическая деятельность в России (на примере деятельности одного из меценатов Третьяковы, Морозовы, Мамонтов, Бахрушины, Найденовы, Солодовников, Солдатенков и т.д.).
66. Благотворительность Ф. Ртищева, П. Помиан-Пезаровиуса, Ф. Гааза.
67. История социального страхования в России ХIX-нач. XX вв.
68. Основные пенсионные модели в дореволюционной России: имперская пенсия, эмеритальная, пенсионные кассы страхового типа, сберегательно-вспомогательная пенсия.
69. Эдикты императора Карла V.
7.2. Методические требования по выполнению рефератов[3]
Цель выполнения реферата – углубление знаний по социальной работе, развитие у студентов познавательной активности, формирование умений применять знания в профессиональной деятельности социального работника.
В ходе выполнения реферата студенту предлагается решение ряда задач:
• совершенствование, расширение и углубление знаний по социальной работе;
• применение полученных знаний и умений на практике;
• ведение поиска необходимой информации, ее анализа и классификации;
• проведение несложного учебно-научного исследования;
• приобретение навыков оформления собранных материалов и основных результатов своей работы в доступном и аргументированном изложении.
Реферативная работа должна удовлетворять следующим требованиям:
• иметь профессиональную направленность, выражающуюся в том, что ее содержание связывается с будущей профессией обучающегося студента;
• содержать анализ использованных научных источников по теме;
• отражать историю, современное состояние и перспективы развития изучаемого вопроса, современное состояние проблемы;
• содержать рекомендации по практическому применению на практике итогов и выводов, полученных в результате работы;
• соответствовать должному теоретическому уровню;
• соответствовать требованиям ГОСТ и ЕСКД;
• включать в себя, как правило, введение, основную часть, заключение и приложения;
• содержать до 20-25 страниц рукописного текста или от 10 до 15 страниц машинописного текста.