Примерные темы рефератов для самостоятельной работы студентов

1. Алкоголизм как явление социальной патологии. Социальная работа с алкоголиками.

2. Благотворительная деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии.

3. Благотворительные общества для детей в современной России: государственные и частные.

4. Благотворительные союзы в Германии.

5. Влияние крещения Руси на милосердную практику.

6. Влияние социально-экономических условий и культуры на изменение форм и видов призрения нуждающихся.

7. Возникновение систем социального обеспечения за рубежом.

8. Возрождение благотворительной деятельности в России в 90-е гг. XX в.

9. Газета «Русский инвалид» и Александровский комитет помощи раненным.

10. Дворянская филантропия (Голицынская больница, Странноприимный дом Шереметьева).

11. Деятельность благотворительных организаций в Великобритании.

12. Деятельность императорского Человеколюбивого общества.

13. Деятельность Комитета по разбору нищих в Петербурге в 19 веке.

14. Деятельность первых в истории России общин сестер милосердия.

15. Деятельность советской власти по решению проблем детства.

16. Диагностическая и функциональная школы социальной работы.

17. Значение трудов Мэри Ричмонд в развитии методики социальной работы.

18. Изменение взглядов государства и социальных работников на социальную работу в РФ в начале 1990-х гг.

19. Исторически сложившееся отношение к нищим в России к ХХ веку.

20. История попечительства и посещения тюрем в России.

21. История создания Международного Красного Креста.

22. Канадский опыт социальной защиты населения.

23. Категории детских учреждений, занимающихся оказанием помощи детям в Российской империи.

24. Концепция «государство всеобщего благоденствия».

25. Легализация проституции. Отношение в обществе к проституции.

26. Международная федерация социальных работников.

27. Международные добровольческие организации.

28. Национальная ассоциация социальных работников в США.

29. Национальные добровольческие организации в США.

30. Некоммерческие организации социальной защиты населения.

31. Некоммерческий сектор в Венгрии.

32. Общее и особенное в организации социальной работы и деятельности социальных работников в России и зарубежных странах.

33. Общественная благотворительность в эпоху средневековья.

34. Общественные работы в России.

35. Основные виды и формы помощи и взаимопомощи у славян.

36. Основные направления деятельности учреждений социальной работы в Германии.

37. Основные направления и практика деятельности социальных служб в США.

38. Основные принципы социальной работы в Великобритании.

39. Особенности мотивации благотворительной деятельности.

40. Особенности социальной поддержки в условиях НЭПа.

41. Особенности социальной работы в Норвегии.

42. Особенности социальной работы в Швеции.

43. Отличительные черты систем социального обеспечения европейских стран.

44. Первые школы социальных работников.

45. Периодизация благотворительного движения в Европе и США.

46. Подготовка специалистов для системы социальной работы.

47. Попытки бороться с наплывом профессиональных нищих в истории России.

48. Почему социальная работа в разных странах не может использовать общую теорию?

49. Работные дома и дома трудолюбия в России.

50. Роль и место государственных служб в социальной работе за рубежом.

51. Российские реформы 60–70-х гг. XIX в. и их влияние на развитие государственного, общественного и частного призрения.

52. Российской общество Красного Креста.

53. Создание в 20–30-е гг. XX в. системы социального страхования, пенсионного обеспечения и открытие социальных учреждений.

54. Состояние благотворительности в России с 1725 – 1762 гг.

55. Социальная работа в 1990-е гг. в России как вид профессиональной деятельности.

56. Социальная работа с наркоманами и алкоголиками за рубежом. Роль обществ трезвости в борьбе с пьянством.

57. Социальные реформы Екатерины II.

58. Сравнительная классификация нищих по А. Бахтиарову и А.И.Свирскому.

59. Становление системы государственного призрения во время царствования Петра I.

60. Стоглавый Собор и благотворительная деятельность.

61. Сферы деятельности и занятость социальных работников за рубежом.

62. Устав деятельности общин сестер милосердия в мирное и военное время.

63. Царская благотворительность (Борис Годунов, Михаил Федорович и др.).

64. Частная филантропическая деятельность в России (мотивы частной благотворительности).

65. Частная филантропическая деятельность в России (на примере деятельности одного из меценатов Третьяковы, Морозовы, Мамонтов, Бахрушины, Найденовы, Солодовников, Солдатенков и т.д.).

66. Благотворительность Ф. Ртищева, П. Помиан-Пезаровиуса, Ф. Гааза.

67. История социального страхования в России ХIX-нач. XX вв.

68. Основные пенсионные модели в дореволюционной России: имперская пенсия, эмеритальная, пенсионные кассы страхового типа, сберегательно-вспомогательная пенсия.

69. Эдикты императора Карла V.

7.2. Методические требования по выполнению рефератов[3]

Цель выполнения реферата – углубление знаний по социальной работе, развитие у студентов познавательной активности, формирование умений применять знания в профессиональной деятельности социального работника.

В ходе выполнения реферата студенту предлагается решение ряда задач:

• совершенствование, расширение и углубление знаний по социальной работе;

• применение полученных знаний и умений на практике;

• ведение поиска необходимой информации, ее анализа и классификации;

• проведение несложного учебно-научного исследования;

• приобретение навыков оформления собранных материалов и основных результатов своей работы в доступном и аргументированном изложении.

Реферативная работа должна удовлетворять следующим требованиям:

• иметь профессиональную направленность, выражающуюся в том, что ее содержание связывается с будущей профессией обучающегося студента;

• содержать анализ использованных научных источников по теме;

• отражать историю, современное состояние и перспективы развития изучаемого вопроса, современное состояние проблемы;

• содержать рекомендации по практическому применению на практике итогов и выводов, полученных в результате работы;

• соответствовать должному теоретическому уровню;

• соответствовать требованиям ГОСТ и ЕСКД;

• включать в себя, как правило, введение, основную часть, заключение и приложения;

• содержать до 20-25 страниц рукописного текста или от 10 до 15 страниц машинописного текста.