История социальной защиты женщин и детей (2 ч.).

Содержание темы

1. Социальные проблемы женщин и детей в обществе.

2. Становление нормативно-правовой базы в социальной работе с женщинами и детьми.

3. Социальная защита женщин и детей: защита труда, от насилия в семье, бродяжничество, проституция.

4. Формы и методы социальной работы среди женщин и детей.

Конспект лекции

Затянувшийся социально-экономический и морально-психологический кризис ведет к нарастанию пограничных и психопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению к более слабым, что находит отражение в увеличении масштабов внутрисемейного насилия, брутальных преступлений против женщин и детей.

Сложность, комплексность социальных проблем женщин обусловлена их общей социально-экономической и социально-психологической проблематикой и требует систематического подхода к их решению.

Прежде всего, безусловно, необходимо гарантировать женщине возможность найти работу, которая позволила бы ей как обеспечить себя и свою семью, так и реализовать свой личностный потенциал, включая его семейные и внесемейные составляющие. Женщине должно быть предоставлено право как сочетать материнские и трудовые обязанности, так и всецело посвятить себя семье и детям, если такой выбор она считает наилучшим. Независимость и свобода выбора должна обеспечиваться женщине и в семейных отношениях. Женщина должна быть независимой и располагать свободой выбора в сфере сексуальных отношений.

Социальный работник может, во-первых, инициировать внимание к этой сфере на местном уровне путем обращений в органы принятия решений, средства массовой информации, создания объединений лиц, заинтересованных в решении этих вопросов и имеющих возможность повлиять на органы социального управления. Во-вторых, он может осуществлять социально-терапевтическую и коррекционную работу с целью изменения неблагоприятной ситуации в конкретной семье.

Говоря о собственно тендерных направлениях социальной работы, можно выделить три типа задач в области оказания помощи женщинам: спасение их жизни и здоровья, поддержание социального функционирования и социальное развитие. В конкретных индивидуальных и социальных условиях первоочередной является та или иная задача.

Для спасения жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социальных услуг. Поддержание социального функционирования носит более долгосрочный характер, и потребность в нем определяется более сложной совокупностью причин. Социальное развитие может обеспечиваться информированием женщин, обучением их прогрессивным личностным умениям и социальным технологиям, включая технологии самозанятости и самообеспечения, малого бизнеса.

Социальные службы за все время своего развития накопили колоссальный опыт помощи женщинам. Ее подразделяют на виды: экстренная социальная помощь, адресная социальная помощь, социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница, защита от домашней жестокости в условиях нестационарного учреждения, оказание женщинам содействия в планировании семьи, социально-трудовая реабилитация в условиях безработицы или угрозы безработицы, содействие в самопомощи и самозанятости женщин.

Основными задачами детских социальных служб, существующих во многих странах, являются следующие: обеспечение со стороны государства достижения семьей определенной степени экономической самостоятельности; профилактика насилия над детьми и их эксплуатации; создание и поддержка различных институциональных форм опеки, а также поддержка неинституциональных форм, в частности, «общинных».

Например, специальное учреждение социальной помощи семье и детям в США предлагает им следующие виды поддержки.

1. Организация специальных групп профессионального обучения для родителей, помощь по трудоустройству.

2. Обеспечение присмотра за детьми, чьи родители работают в дневное или вечернее время.

3. Создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей.

4. Создание и поддержка служб защиты детей от насилия в семье.

5. Создание и инспектирование детских домов, а также работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка.

6. Развитие служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства и др.

 

Лекция 16. Сферы и направления социальной работы.