Современный период (2 ч.).

Содержание темы

1. Обострение социальной ситуации в стране. Падение уровня жизни, бедность, безработица. Демографический кризис: причины и последствия.

2. Министерство труда и социального развития. Государственная система управления социальным страхованием.

3. Федеральные социальные программы.

4. Социальное обслуживание населения. Учреждения социального обслуживания.

5. Общественные организации и их роль в социальной поддержке населения.

6. Благотворительность коммерческих предприятий, меценатство и благотворительные учреждения.

Конспект лекции

Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х гг. Этому способствовали экономический кризис и рост социальных проблем в обществе: снижение уровня жизни, безработица, падение уровня рождаемости, вынужденная миграция, распад института семьи и брака.

В этих условиях правительством разрабатываются экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. Однако происходило снижение инвестиций в социальную сферу. Поэтому необходимо было выделить приоритетные группы населения, которые в первую очередь нуждались в поддержке: дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие, уволенные в запас.

В декабре 1991 года вышел указ «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году». Согласно указу, органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.).

Для формирования финансовых источников предполагалось создать Российский и территориальный фонды.

В начале 90-х гг. выходит множество законов, указов президента, Постановления Правительства РФ «О государственных пенсиях РСФСР» (27.12.91), «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (04.04.92), «Об улучшении пенсионного положения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979 г.» (04.04.92), «О защите прав потребителей» (07.02.92), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21.04.92), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21.05.92) и др. Всего с 1991 г. по 1992 г. было принято 25 законов

28 сентября 1993 года принят Указ Президента «Об управлении государственным социальным страхованием в РСФСР». Распределение средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования РФ.

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики: индексация пенсий в зависимости от роста цен, принятие мер социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов, совершенствование социальных пособий и выплат, развитие служб обслуживания инвалидов, пенсионеров и малоимущих.

В этом же году утверждается федеральная программа «Дети России». Она включает в себя серию целевых программ: «Дети- инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев».

Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения осуществляло Министерство социальной защиты.

С принятием Конвенции развития социального обслуживания населения в РФ 4 августа 1993 г. произошел переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. Росла необходимость в создании корпуса профессиональных служащих социальных работников.

Финансирование социальных программ осуществляется не из поступления налогов, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования. Государственного Фонда занятости населения, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

В 1994 г. в составе Минсоцзащиты решением Правительства был открыт Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и добавка государственных пенсий, обеспечение единообразного применения федерального закона и др.

В 90-е гг. находят свое развитие территориальные социальные центры как институты помощи нуждающимся.

Государственные службы курирует Министерство социальной защиты населения. Оно обладает самой разветвленной системой социальной помощи. Главными видами помощи являются: материальная, натуральная, обеспечение занятости, гуманитарная.

Ведомственную систему социальной защиты можно проанализировать на примере деятельности Комитета по делам молодежи, федеральной программы «Молодежь России» (поддержка молодой семьи и социально незащищенных категорий молодых людей), деятельности детских и молодежных организаций и их программ. Основные направления их работы: социально-психологическая, правовая помощь, медико-социальные услуги, профилактика наркомании и правонарушений, профориентация и др.

В 90-е гг. происходит активизация благотворительных сил. Структура благотворительного сектора в 1990-е гг. представлена различными фондами: государственными, промышленных предприятий, коммерческих организаций, частных лиц.

Благотворительные фонды, учрежденные при государственных органах власти, позволяют им получать дополнительные средства для реализации социальных программ.

Благотворительные фонды предприятий предпочитают оказывать помощь: малоимущим и пенсионерам, детским организациям, религиозным организациям, поскольку есть уверенность в пользе помощи, они территориально близки и есть определенная реклама предприятия. На последнем месте стоят налоговые льготы.

Ведущую роль в благотворительности коммерческих организаций играют коммерческие банки, которые производят отчисления от налогооблагаемой прибыли: на социальную помощь, на культуру, на поддержку образования, на церковь, на спорт, на здравоохранение.

Частные фонды, как правило, связаны с именем конкретного человека (Ярошинской, Каспарова). Благотворительный фонд Ярошинской основной целью считает финансирование программы по изучению последствий экологических катастроф, сбор информации, помощь пострадавшим. У благотворительного фонда Каспарова цели иные: финансирование социальных программ в поддержку наименее защищенных граждан пенсионного возраста.

Структура деятельности благотворительных обществ сложна и разнообразна. Современные благотворительные учреждения имеют различные источники финансирования – не только частные пожертвования, но и государственные отчисления.

На современном этапе социальной помощи в деле благотворительности включилась и Русская православная церковь. Свою деятельность она осуществляет в приходах через верующих или непосредственно через служителей церкви. Направления ее работы следующие: материальная помощь, социальный патронаж, досуговая деятельность, учебно-просветительная деятельность, социально-нравственная (помощь престарелым, осужденным, алкоголикам, нищим).

С 1996 г. в результате принятия закона о благотворительности наступил новый этап развития данного направления.

 

Лекция 12. Система подготовки социальных