Советский период (1917-1991) (2 ч.).

Содержание темы

1. Выделение социальной политики в особое направление деятельности партии.

2. Создание социального страхования и пенсионного обеспечения.

3. Виды социального обеспечения в СССР.

4. Всеобщность социального обеспечения.

 

Конспект лекций

Формирование нового геополитического пространства в России в период 1917-1991 гг. связано с изменениями идеологической системы, структуры управления и хозяйствования, с формированием новых общественных отношений. Эти перемены затронули и систему общественного призрения.

Упразднялись существующие органы помощи, такие как: Благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии и т. д. На их месте учреждались отделы в комиссариате государственного призрения и исполнительные комитеты, функция которых – помощь и поддержка определенной категории нуждающихся.

К марту 1918 г. постепенно оформляются основные направления деятельности в области социальной помощи: выдача пайков, предоставление убежища получившим увечия на войне, назначение пенсий, курирование учебных заведений государственного призрения. Начинает оформляться классовый подход в предоставлении различных видов помощи. Средства на решение этих проблем поступали от целевого перераспределения материальных средств, организации благотворительных лотерей, от введения определенных налогов (налог на публичные зрелища и увеселения в январе 1918 г.).

В апреле 1918 г. образуется Наркомат социального обеспечения.

Новое законодательство установило основные направления социальной работы: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий, охрана материнства и младенчества, работа в детских домах и с правонарушениями несовершеннолетних, выдача продовольственных пайков. Велась целенаправленная работа по ликвидации различных аспектов социальной патологии – нищенства, проституции. Организуются распределители для нищих: убежища для стариков, детские дома для детей, отделы распределения рабочей силы для безработных, специальные трудовые коммуны для тунеядцев.

К середине 20-х гг. основным объектом деятельности НКСО по социальному обеспечению становится крестьянство. Летом 1921 г. начался массовый голод. В деревнях стали создаваться комитеты общественной взаимопомощи (КОВ).

Проблемами инвалидов в Советской России занимались Всероссийский союз кооперации инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское объединение глухонемых.

В области пенсионного обеспечения к началу 30-х гг. начинается стабилизация выплат.

Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей-сирот и другими проблемами.

После войны в 1946 г. организуется Министерство социального обеспечения.

14 июля 1956 г. Верховный Совет РСФСР принимает закон о государственных пенсиях. Было положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению трудящихся.

В январе 1961 г. расширяются функции Министерства социального обеспечения: выплата пенсий, организация врачебно-трудовой экспертизы, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей. В 1964 г. принимается закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Тем самым в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение.

Важнейшим направлением деятельности социального обслуживания населения являлось материальное обеспечение, которое осуществлялось по трем направлениям: государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. На всех граждан СССР распространялось бесплатное медицинское обслуживание.

К 70-м гг. основными принципами социального обеспечения в СССР являлись: всеобщность социального обеспечения, многообразие видов обслуживания, обеспечение граждан различными видами социальной помощи за счет государственных и общественных средств.

В начале 80-х гг. происходит переосмысление функций и задач социального обеспечения. Помимо традиционных функций, к ним добавляются следующие: выполнение заданий государственного плана и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины, рациональное использование капитальных вложений и повышение их эффективности, снижение стоимости и сокращение сроков строительства, своевременный ввод производственных мощностей. Основным направлением деятельности стало социальное обеспечение нетрудоспособного населения.

Однако негативные общественные тенденции к середине 80-х гг. приводят к необходимости реформирования общества.

 

Лекция 11.Социальная работа в Российской Федерации: