От нищелюбия к общественному призрению (2 ч.).

Содержание темы

1. Периодизация истории социальной работы в России.

2. Основные виды помощи у славян.

3. Особенности княжеского нищелюбия.

4. Монастырско-церковные формы призрения

Конспект лекции

Предлагаемая периодизация следует традициям историографии в областях общественного призрения:

1. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи у славян до Х века.

2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (XII – XIII вв.).

3. Период церковно-государственной помощи (XIV – вторая половина XVII в.).

4. Период государственного призрения (вторая половина XVII – вторая половина XIX вв.).

5. Период общественного и частного призрения (конец XIX – начало XX вв.).

6. Период государственного обеспечения (1917 – 1991 гг.).

7. Период социальной работы (с 1991 г.)

Архаическая парадигма помощи у древних славян пронизана языческим миросозерцанием, мироощущением, что находит свое отражение в способах помощи и взаимопомощи.

Фетимизация. Сироте могли назначить «общественных» родителей, которые брали их на свой прокорм.

Не менее древняя традиция – хождение за «навалным». Этот обычай заключался в том, что нуждающейся женщине оказывали помощь продуктами, как правило, осенью, после уборки урожая.

Таким образом, уже на стадии родовой общины зарождаются механизмы поддержки тех субъектов общности, которые в силу разных обстоятельств не могут быть равноправными участниками жизнедеятельности.

Параллельно с парадигмой индивидуальной помощи возникают формы взаимоподдержки. Они связаны с коллективными формами защиты, когда поддержка оказывается семье, соседской общине, целому роду.

В основе хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки лежит «всякая взаимовыручка».

Братчины – более поздняя форма почитания богов. Если у мужика осталась несжатая десятина-другая, то в первый праздничный день, после обедни, он зовет «помочь», от которой никто не отказывается. При коллективных помоганиях наблюдается разделение труда, где различные виды работ выполняют различные группы: пахали мужчины, боронили женщины, сеяли старики.

Общинно-родовые формы помощи и поддержки связаны с языческим родовым пространством, в качестве которого выступает «вервь» – круговая порука. В языческую эпоху через нее была заложена традиция заботы о слабых и немощных – стариках, детях, женщинах (институт старцев, институт детского сиротства, институт приймачества, институт вдов).

Ранние формы поддержки первоначально носили ритуальный характер, и до XIX века они сохранили форму народных праздников. Можно различить обязательные внесезонные и сезонные «помочи». К первому виду относятся виды поддержки, обусловленные экстремальными ситуациями (пожарами, наводнениями, массовым падежом скота).

Сезонные «помочи» связаны с сельскохозяйственными работами: покос угодий, сбор урожая. Праздник проводился либо всем селением, либо несколькими семьями в складчину, где каждый субъект предоставлял какую-либо долю продуктов на общественные нужды. Подобные праздники назывались ссыпками, мирщиной, ссыпщиной.

Другим важнейшим механизмом закрепления отношений, связанных с сакральными установками, являлись родовые обряды почитания предков. В честь умершего устраивались тризны, погребальные состязания, игрища, трапезы, причем это наблюдалось у многих народов.

Последний аспект сакрализации процесса помощи – культ героя. Показательны в этом отношении княжеские пиры, которые собирали дружинников.

Толоки – вид помощи, который включал в себя не только совместную обработку земли, но и перевозки сена, хлеба, навоза.

Складчина – не только совместное кормление, но и совместные заготовки корма для скота.

Супряга – совместное использование рабочего скота.

Вводя православное христианство на Руси, князь Владимир, сам глубоко воспринимал его положения, обращенные к душе человека, призывающие людей заботиться о ближних, быть милосердными. В честь побед и во время праздников также устраивались кормления на- рода. В 996 г. Владимир издает устав, по которому церкви поручалось общественное призрение. Финансировалось оно за счет «десятины».

Призрение бедных и убогих постепенно становилось предметом постоянного внимания княжеской и духовной власти. Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, где обучал на своем иждивении 300 юношей. Владимир Мономах, отличавшийся особой заботой о бедных и убогих, составил «Духовную» своим детям, в которой была выражена забота об их нравственном состоянии, о необходимости быть внимательным к нуждам народа.

По мере укрепления государства после свержения монголо-татарского ига в развитии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое – продолжение традиций Владимира I, Владимира Мономаха, показывающих пример личного благодеяния. Второе – усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви.

Иван Данилович Калита носил с собой кошелек и раздавал милостыню. Борис Годунов (русский царь с 1598 г.) обещал, что в государстве никто не будет терпеть нужды и бедности.

Постепенно с развитием структуры управления государства возникают ведомства, которые берут на себя функции направленные на помощь и поддержку нуждающимся. Приказы как гражданская система поддержки становятся ведущей формой помощи и защиты, контроля за церковной жизнью.

При Иване IV закладывается традиция, согласно которой верховная власть начинает контролировать церковь. В Судебниках 1550 г. впервые ставился вопрос о правомерности призрения лиц, не являющихся «клиентами» церкви. В решениях Стоглавого собора (1551 г.) царя Ивана IV наиболее четко прозвучала идея о необходимости общественного призрения. Ставилась задача выявить во всех городах всех прокаженных и престарелых, построить для них в каждом городе мужские и женские богадельни и содержать их там, обеспечивая одеждой и питанием за счет казны.

Государственная власть официально легализовала институт нищенства, так как монастыри не могли решить эту проблему. Причинившие нищим насилие должны были платить штраф.

Вместе с распространением государственных принципов защиты начинают осуществляться светские подходы к помощи и поддержке нуждающихся – частная благотворительность. Возникают благотворительные общества. Их до XVIII в. в России было 4, благотворительных заведений – 13.

Церковь взяла под свой контроль всю юридическую жизнь общества, а также благотворительность. Церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двум основным направлениям: помощь через монастыри – монастырская система помощи и помощь через приходы – приходская система помощи.

Монастыри выполняют четыре основных функции: лечения, обеспечение неимущих (милостыня), обучение и контроль. Деятельность приходов не ограничивалась только оказанием помощи калекам, увечным, нищим. Они рассматривали различные судебные дела, среди них: разводы, споры, отравления.

Парадигма помощи и поддержки в период с XI в. по первую половину XVII в. существенно изменяется. Для этого времени характерны три основные тенденции, три формы поддержки и защиты нуждающихся: монастырская система помощи, государственная система защиты и первые светские тенденции благотворительности. Окончательное подчинение церкви государственной власти произошло в XVIII веке. В этот период развивается государственное призрение. Оно создается на основе ограничения власти церкви, в том числе и в деле призрения.

 

Лекция 8. II-ой период в истории социальной работы

(вторая половина ХVII – первая половина ХIХ вв.).