Западной Европы и США (2 ч.).

Содержание темы

1. Периодизация истории социальной работы в зарубежных странах.

2. Возникновение социальной работы в странах Европы и США. Социально-экономические и политические предпосылки.

3. Правовая база социальной работы за рубежом (внутреннее и международное законодательство).

Конспект лекции

В современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом[1]:

1. Архаический период благотворительности(до образования в конце III тыс. – первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).

II. Филантропический период(приблизительно до V вв. н. э.).

III. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности(до начала XVI в.).

IV. Период государственной благотворительности(до рубежа Х1Х-ХХ вв.).

V. Период социальной работы(продолжающий настоящее время).

Еще в античном обществе (например, в Древнем Риме) существовал институт социального обеспечения, действие которого распространялось на обедневших граждан Римского государства (плебс) и состояло в безвозмездной раздаче пищи и денежных средств, необходимых для поддержания жизни. Аналогичные институты действовали и в более раннее время в древней Греции.

В Средние века социальные функции, связанные с заботой о нищих и убогих отчасти взяла на себя церковь. Некоторые аспекты социальной работы в это время брала на себя, условно говоря, общественная инициатива. В число обязанностей сельских и городских общин, наряду с повинностями в пользу их сеньеров, входила и забота о материальном обеспечении калек, стариков, сирот и т.п., проживающих на земле данной общины.

Помимо этого, существовала и поощряемая церковью и моральным самосознанием практика раздачи милостыни и т.п. Деятельность такого рода расценивалась как угодная Богу и повышала социальный престиж человека, усердно ей занимающегося.

Интерес к нуждам социально незащищенных групп в населении страны государство проявляло с давних времен, но, как правило, в особом ключе: в аспекте пресечения профессионального нищенства и т.п. девиаций репрессивными мерами.

Становление социальной работы как особого вида профессиональной деятельности стало возможным благодаря возникновению общества нового исторического типа, буржуазного общества в основание которого легло промышленное производство и капиталистическая форма собственности.

Именно эта общественно-историческая трансформация сделала возможным глубокое разделение труда и выделение особой группы людей, занятых исключительно производством услуг социальной работы. На определенном этапе развития капитализма возникла и такая ситуация, когда спрос на данный вид услуг стал определяться не только и не столько их непосредственными получателями, но в первую очередь силами, которые экономически в обществе господствуют. Это, собственно, и создало условия, в которых складывались предпосылки и происходило становление социальной работы.

Зарождение капиталистических отношений не означало автоматического зарождения системы социальной работы. У капиталистического общества соответствующая потребность возникла только лишь на достаточно позднем этапе его развития.

Так, развитие капиталистических отношений началось в Англии не позже XVI века. В это время Англия приобретает первые заморские колонии и становится конкурентом Испанской колониальной империи. В результате торговых и колонизаторских действий к началу XVII века зарождающаяся английская буржуазия сумела сосредоточить в своих руках достаточно материальных ресурсов для того, чтобы приступить к переустройству социальных и политических реалий Англии в соответствии с собственными потребностями.

Закон, несколько упорядочивающий сбор милостыни, был принят в Англии еще в 1530 г. В начале XVII века он был дополнен еще одной нормой (закон 1601 г.) – приходские власти и епископ получили право устанавливать особый налог на нужды бедных, некий упорядоченный вариант милостыни.

В конце XVII в. началось создание первого варианта системы социальной работы – организация работных домов.

К 30-м гг. XIX века созревает необходимость в изменении социальной политики, в том числе и в аспекте организации системы социальной работы.

Появляется на свет «закон о бедных» 1834 года. Суть закона была в реорганизации работных домов: в число их первоочередных функций должно было войти санитарное обслуживание и предоставление первоначального образования.

Государственная система социальной работы в Англии не могла сложиться еще довольно долго: работные дома просуществовали вплоть до начала ХХ века, когда началось их постепенное упразднение.

В 1865 году в Англии появляется крупнейшая в мире добровольная благотворительная организация – Армия Спасения.

Итог, с которым развитые государства Западного мира пришли к началу ХХ века был примерно тем же, что мы наблюдали на примере Англии.

Некоторая особенность социальной работы во Франции состояла в том, что интернаты, наподобие английских работных домов там не прижились. В отличие от Англии, во Франции господствующие позиции сохранила католическая церковь с ее давними традициями благотворительности. Всевозможные организации, действовавшие под ее эгидой предпочитали оказывать ту или иную помощь нуждающимся у них на дому.

Государственная система социальной работы в XIX веке была представлена в основном всевозможными благотворительными бюро и системой предоставления заработка на общественных работах. В сравнении с Англией, система общественного призрения во Франции была более громоздкой и бюрократизированной. Очень сложной была и система ее финансирования. Еще одна особенность французской системы – сравнительно позднее ее конституирование: более или менее законченный вид, о котором речь шла выше, она приобретает только после 1871 года. До этого для Франции было характерно очень интенсивное экспериментирование в данной области.

Особенность германской системы социальной работы в ее огромной вариативности. К концу XIX века в Германии возникла система, наиболее близкая к современному положению дел. В литературе она получила название «эльберфельдской системы» – от названия города (Эльберфельд в Саксонии), где она возникла в середине XIX века; одновременно она возникает в Гамбурге, а затем распространяется на остальную территорию Германии. Эта помощь имела не только адресный и индивидуальный характер, но и оказывалась не некой обезличенной организацией, а конкретными людьми. Финансирование социальные работники получали за счет самообложения местных жителей.

Не смотря на пестроту организационных форм, бросающуюся в глаза с первого же взгляда, системы социальной работы и общие принципы социальной политики в этом аспекте обнаруживают во всех европейских странах заметное родство. Состоит это родство в том, что целью социальной политики в целом была борьба с наиболее неприемлемыми для обществами формами социальной незащищенности. Имелись в виду те ее разновидности, которые являлись причинами девиантного поведения и преступности.

В США, как пишут американские ученые, федеральное правительство «долгое время не чувствовало за собой никакой ответственности за благотворительность». Помощь оказывалась соседями внутри этнических групп и была направлена на преодоление трудностей, связанных с переселением. Она способствовала формированию феноменального чувства ответственности каждого за общее благодеяние.

Первые шаги в предоставлении помощи со стороны государства предприняли власти штатов в 20-е годы прошлого столетия. Они стали выделять средства и создавать официальные организации, ведающие помощью.

В 1935 году президент Рузвельт принимает Закон о социальном страховании, который включает в себя страхование по старости и выплату пособий по безработице. С этого времени начинается период государственного регулирования социального обеспечения в США.

На развитие систем социальной защиты населения в зарубежных странах большое влияние оказала концепция «государство всеобщего благосостояния» («государство всеобщего благоденствия»), основные принципы которой сформулировал в 1942 году известный английский экономист У. Беверидж. К началу 60-х гг. уже были приняты к исполнению проекты введения «государства всеобщего благосостояния» в США и Великобритании и «социального общества» в ФРГ, Австрии.

Начиная с 1968 года движение к «государству всеобщего благосостояния» сменилось политикой консерватизма («Новый федерализм» в США). В Европе этот процесс начался в начале 90-х годов прошлого века, когда правительства многих стран предприняли шаги, направленные на сокращение государственных социальных расходов. Правительства стран Европы определили новые подходы к социальной политике: реформирование программ, кардинальная перестройка социальной сферы, социальное государство (в Германии), социальный порядок и др.

Глобализация политических и экономических процессов в Европе привела к формированию общеевропейской Системы европейского социального сотрудничества.

 

Лекция 4. Современные модели социальной