КУРС КОЛЕРОВКИ

При проведении малярно-жестяных работ, для автовладельца, особенно важно, чтобы ремонт автомобиля не был заметным. Поэтому, воспроизведение цвета ремонтного лакокрасочного покрытия, является одним из основополагающих элементов, особенно тогда, когда ремонтируются мелкие дефекты или отдельные элементы кузова. Знания о цвете и умения с ним работать, значительно облегчит задачу подбора ремонтного лакокрасочного покрытия.

Цвет играет важную роль в нашей жизни. С самого рождения, мы в состоянии воспринимать различные цвета и реагировать на них тем или иным образом. По мере развития, цветовое восприятие все больше проникает в нашу жизнь, оказывая влияние на наше настроение, поведение, чувства. К сожалению, не все люди, способны различить весь спектр цвета, порою, даже не догадываясь об этом. Однако, занимаясь цветоподбором, вам ежедневно придется сталкиваться с проблемой выбора цвета краски и с определением различных оттенков. В связи с этим, для Вас особенно важно глубже вникнуть в вопрос “Что такое цвет, и как мы его воспринимаем?”.

 


1. ВВЕДЕНИЕ

 

Представьте, что вы сидите в абсолютно темной комнате, заполненной белыми предметами. Что вы увидите? Абсолютно ничего: как говорится, не увидите даже собственной руки перед носом. Почему это происходит? Для того чтобы видеть, необходим свет. Свет, в основном, излучают очень горячие предметы. Первое, что приходит в голову - это, конечно, солнце. Но устройства, созданные человеком, такие как свеча или электрическая лампочка, тоже излучают свет. Объекты, излучающие свет, называются источниками света. Источники света постоянно испускают его лучи от себя во всех направлениях. Если в комнате есть источник света, все предметы, находящиеся в этой комнате, будут освещаться лучами, исходящими от источника. Все эти предметы, подобно зеркалам, в свою очередь отражают падающие на них лучи света. Если вы, находясь в комнате, будете смотреть на один из таких освещенных предметов, отражающиеся от него лучи попадут вам в глаза, как если бы они исходили непосредственно от самого предмета. Вот почему мы видим предметы.

 

2. ЧТО ТАКОЕ СВЕТ И КАКОВА ЕГО СТРУКТУРА?

С физической точки зрения цвет является свойством света, а без света, как изложено выше, не существует цветов. Поэтому прежде чем заниматься цветом, необходимо получить знания о свете.

Свет является видом электромагнитного излучения с волнообразным распространением. Интервал длин волн, воспринимаемых человеческим глазом лежит между 4000 ангстрем (фиолетовый) и 7000 ангстрем (красный). Один ангстрем соответствует одной стомиллионной доле сантиметра.

Если в ясный день посмотреть на небо, будет казаться, что солнце излучает очень чистый белый свет. На самом деле так и есть. Воспринимаемый нами белый свет является смесью отдельных цветов, каждый из которых имеет свой определенный диапазон длин волн. Но давайте обсудим это явление более подробно. Когда солнечный свет пробивается сквозь облака после сильного дождя, можно увидеть радугу. Как мы знаем, радуга не белого цвета, а состоит из множества цветов. Радуга образуется тогда, когда белый свет солнца попадает на крошечные капельки дождя, парящие в воздухе. Именно эти капельки дождя и рассеивают солнечный свет на все цвета радуги, т.е. на цветовой спектр: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Самая короткая видимая длина волны у фиолетового цвета, самая длинная – у красного. Электромагнитное излучение с длинной волны короче, чем у фиолетового цвета, является ультрафиолетовым и рентгеновским излучением, а излучение с длинной волны больше, чем у красного цвета, является инфракрасным излучением, микро- и радиоволнами, если же те цвета расположить по кругу, то получим цветовой круг, содержащий все цвета естественного белого света.

Внутри этого цветового круга особое место занимают красный, желтый и синийцвет. Именно эти цвета невозможно получить путем смешивания других цветов. Они, таким образом, являются независимыми. Вот почему мы называем их основными цветами. Путем смешивания этих основных цветов можно получить оранжевый, зеленый и фиолетовый (так называемые составные цвета), а так же и все другие промежуточные цвета.


3. ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ

 

Мы видим только тогда, когда световые лучи попадают нам в глаза. Источники света, сами излучающие свет, можно видеть непосредственно. Предметы, не излучающие свет можно увидеть только тогда, когда они освещены источником света. Для этого, они должны обладать способностью отражать лучи источника света, подобно зеркалу. При этом оказывается, что все цветные предметы содержат красящие вещества или, иначе говоря, пигменты. Одним из свойств пигментов является то, что они отражают только определенную часть светового спектра. Таким образом, если белый свет (состоящий из красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего и фиолетового света) падает на предмет с красным пигментом, то отражается только красный свет, а другие цвета не отражаются. Разумеется, в этом случае нам в глаза попадают только красные лучи. Следовательно, мы видим предмет красным потому, что его поверхность содержит исключительно красные пигменты.

Однако, предмет, поверхность которого вдобавок к красным содержит желтые пигменты, будет отражать и желтые лучи света. Совместное отражение красных и желтых лучей придает предмету красно-желтый или оранжевый цвет.

Таким образом, цвета, которые мы видим, зависят в первую очередь от тех пигментов, которые отражают одни цвета, поглощая в то же самое время другие цвета. Белые пигменты – это совсем другая история. Эти пигменты отражают все цветовые составляющие света, который на них падает. Если красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый лучи света попадают в глаза одновременно, то все эти цвета снова сливаются. Теперь вы понимаете, почему в результате вы видите белый свет.

Черные пигменты являются полной противоположностью белых. Вместо того, чтобы отражать весь падающий свет, они вообще не отражают свет. Следовательно, если свет падает на черное пространство или предмет, свет не отражается, и вы ничего не видите. Вы оказываетесь в буквальном смысле в темноте.

 

 

4. КАК ИСТОЧНИКИ СВЕТА ВЛИЯЮТ НА ЦВЕТОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Как отмечалось выше, цвет предмета определяется, в первую очередь, красителями (пигментами), которые отражают один цвет и, в то же время, поглощают другие цвета. Данное заключение основывалось на предположении, что предмет, о котором идет речь, освещался белым светом. Отражалась та составляющая света, к которой чувствительны пигменты. Представим теперь такую ситуацию: предмет зеленого цвета освещается лампой чисто красного цвета. Иными словами, на предмет зеленого цвета попадают только красные лучи. Мы только что сказали, что зеленые пигменты отражают именно зеленые лучи. Это значит, что в данном случае от предмета ничего не отражается. Естественно, здесь речь идет о предмете, содержащем исключительно зеленые пигменты и освещенном источником красного цвета. Если свет не чисто красный, а содержит немного зеленого, то тогда мы сможем различить предмет, хотя нами он будет восприниматься почти как черный. Это показывает, что воспринимаемый нами цвет зависит не только от пигмента, но и от источника света. Теперь рассмотрим другую ситуацию. Маляр в покрасочной камере окрасил часть кузова автомобиля. Предположим, что автомобиль желтого цвета. Заказчик забрал свой автомобиль вечером, а на следующий день возвращается разгневанным: по дороге домой под светом уличных фонарей он обнаружил, что ремонтный участок оказался слишком желтым, в то время как в покрасочной камере разницы он не заметил. Как это могло произойти? Это явление можно объяснить следующим образом.

return false">ссылка скрыта

Кроме желтых, оригинальная окраска автомобиля содержала и красные пигменты. Лампы, освещавшие автомобиль в покрасочной камере, почти не излучали красный свет. При таком освещении цвет автомобиля казался чисто желтым. Поэтому маляр, проводивший ремонт автомобиля, использовал чисто желтую ремонтную краску и при том освещении результат казался безупречным.

Однако свет уличных фонарей содержал немного красного света. Именно этот красный свет отражался оригинальной краской автомобиля, но не отражался ремонтной краской, в которой красных пигментов не было. В результате - явная разница в цвете. Это явление называется “метамерия” (Метамерия - это явление, при котором два цвета кажутся одинаковыми или очень близкими под одним источником света и совершенно разными под другим). Чтобы предотвратить метамерию, следует обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, следует всегда строго придерживаться рецепта краски, специально разработанного для данной марки автомобиля. Дело в том, что мы уже проверили рецепты краски на метамерию путем ее освещения разнотипными источниками света.

Во-вторых, всегда следует под разнотипными источниками света провести сравнение цвета краски, которую вы получили в результате смешивания, с цветом автомобиля. Если вам приходиться сравнивать цвета при искусственном освещении, нужно добиться того, чтобы искусственный цвет был как можно ближе к естественному дневному свету. Чтобы обеспечить правильное восприятие истинного цвета свет источника не должен быть слишком желтым, слишком красным или слишком синим. Однако в идеале лучше всего судить о цвете при дневном освещении, при котором сила света составляет обычно 10000 люкс и более. Наиболее приближаются к естественному белому свету некоторые флуоресцентные лампы. Они обладают следующими характеристиками:

Цветовая температура: 6000-7000°К

Коэффициент цветопередачи: 90 Ra или выше

Сила света: около 1000 Люкс в горизонтальном направлении на расстоянии 2 метров от источника света

 

Следует убедиться, что лампы установлены в помещении, стены которого окрашены матовой краской нейтрального цвета, скажем, в светло-серый или белый. В этом случае вам не будет мешать сочетание ярко окрашенных стен и света от ламп.

 

Специалисты компании DE BEER рекомендуют использовать лампы ОСРАМ Л19 или ФИЛИПС Л54, Л90, которые по спектру наиболее близкие к естественному свету, а для окраски стен использовать цвет RAL 9016 .