Literature


ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Основы теории первого иностранного языка: Теоретическая фонетика английского языка» представляет собой теоретическую дисциплину практически ориентированного характера, входящую в вариативную часть профессионального цикла, и предназначена для студентов 3 курса отделения иностранных языков по направлению подготовки 035700 Лингвистика для профиля «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».

Отбор содержания и организация материала курса «Основы теории первого иностранного языка. Теоретическая фонетика английского языка» построены на основе принципов преемственности, контрастивности, компаративности, интегративности и систематичности. Так, предназначенные для изучения темы отобраны с учетом принципа преемственности, поскольку в рамках курса систематизируются ранее полученные фрагментарные знания в области фонетики. Благодаря принципу интегративности и систематичности учебно-методический материал обеспечивает общелингвистическую подготовку студентов, формирует многоаспектное понимание фонетической системы языка, природа которой определяется ее коммуникативной функцией и взаимосвязью с другими языковыми явлениями. В процессе усвоения иностранного языка студент неизбежно опирается на определенную систему категоризации явлений, опосредованную деятельностью и речью на родном языке. Поэтому в курсе теоретической фонетики английского языка обозначаются основные точки соответствия и несовпадения фонетических систем русского и иностранного языков, иными словами, отбор содержания обусловлен также ориентацией на принципы контрастивности и компаративности. Реализация данного принципа предусматривает учет учебной ситуации, связанной с преподаванием и усвоением чужого языка, при этом не в меньшей степени предусматривается возможность более глубокого проникновения в суть структуры и процессов фонетического строя родного языка и более глубокого понимания законов, управляющих этими процессами.

Исходя из требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки учителей иностранного языка в вузе, а также статуса дисциплины согласно учебному плану*, цель настоящего учебного пособия: обеспечить формирование следующих компетенций:

- информационные (владение информационными технологиями, готовность самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать, извлекать, отбирать, организовывать, преобразовывать, сохранять оформлять и передавать ее);

- общенаучные (умение использовать понятийный аппарат методологии науки, творчески применять теоретические положения для решения практических задач, формирование критического подхода к концепциям и методам научной теории, развитие научно-теоретического мышления, понимание всеобщей взаимосвязи явлений и сущности междисциплинарного подхода в исследованиях);

- когнитивные (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, саморазвитию, самостоятельному приобретению новых знаний, выработка навыков сопоставления, описания и интерпретации фактов родного и изучаемого языков, умение делать самостоятельные обобщения и выводы из положений специальной литературы и наблюдений над фактическим языковым материалом);

- общепрофессиональные, в том числе:

- лингвистические (представление о фонетическом уровне языка как целостном, исторически сложившемся функциональном образовании в соответствии с современным состоянием фонетики как науки; знание принципов классификации и функционального потенциала сегментных и супрасегментных фонетических средств, а также языковой нормы и ее вариативности; владение общефонетическим понятийным и терминологическим аппаратом; знакомство с наследием отечественной и зарубежной научной мысли в области фонетических исследований; понимание структуры фонетики как дисциплины, многоаспектности предмета ее изучения и комплексного характера методики его исследования; осознание значимости фонетического строя языка для лексики, грамматики и стилистики речи; постижение диалектического единства различных аспектов фонетических явлений, обусловливающего многообразие подходов к их исследованию, а также корреляции звуковой, слоговой, акцентной и интонационной структур языка; уяснение соотношения понятий фонемы, варианта, инварианта и оттенка фонемы в ракурсе общего взаимодействия языковой системы и речевой среды; теоретически обоснованное осмысление сходств и отличий артикуляционных и интонационных особенностей английского и русского языков; приобретение элементарных знаний о фонетических особенностях языков других типов);

- коммуникативные (умение с опорой на несколько источников делать четкие, подробные письменные и устные сообщения по обсуждаемым научным вопросам, точно формулировать свои мысли и обстоятельно излагать свой взгляд на основные проблемы фонетической теории, показывать преимущества и недостатки разных мнений, развивать отдельные положения и делать соответствующие выводы, не испытывая при этом затруднений с подбором слов и выражений, демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи и объединением его элементов);

- прагматические (умение использовать потенциал языка и выстраивать стратегии для достижения поставленных коммуникативных задач и желаемого воздействия, учитывать стилистические особенности научного дискурса);

- специальные (способность соотнести понятийный аппарат изученных дисциплин с реальными фактами и явлениями профессиональной деятельности, преломлять теоретические знания в педагогической практике, умение гибко и эффективно использовать язык для общения в научной и профессиональной деятельности, осуществлять перевод научных лингвистических текстов с английского на русский и с русского на английский язык).

Данное учебное пособие составлено с учетом учебного плана и задач курса «Основы теории первого иностранного языка. Теоретическая фонетика английского языка». Оно включает три тематических модуля, а именно: «Введение в теоретическую фонетику английского языка», «Сегментные фонетические средства», «Супрасегментные фонетические средства», в которых систематизирован материал по следующим темам: «Фонетика как лингвистическая дисциплина», «Основные варианты английского произношения», «История развития теории фонемы в отечественной и зарубежной лингвистике», «Фонема как единица фонологического уровня», «Система английских гласных и согласных фонем и их модификация в потоке речи», «Слог и слогоделение в английском языке», «Словесное ударение в английском языке», «Интонационная структура английской речи». Изучение каждого из трех модулей завершается разработкой коллективного проекта в форме электронных презентаций.

Перечисленные темы, в свою очередь, представляют собой учебно-методические модули, основанные на теории, практике и контроле, в которых лекционный материал сопровождается заданиями для самостоятельной работы студентов. К ним относятся: обсуждение теоретических вопросов, работа с лингвистической терминологией, заполнение таблицы по содержанию, интерпретация научных положений, сопоставительный анализ существующих определений и теорий, обсуждение возможностей применения теоретических знаний в практике преподавания иностранного языка, выполнение тестов, практические упражнения.

Предлагаемые здесь тестовые задания носят обзорный характер и ориентированы на оценку и самооценку уровня конкретных знаний. Согласно определению тест является базовым понятием тестологии, представляющим собой систему заданий стандартной формы, выполнение которых проходит в равных для всех испытуемых условиях, поддается количественному учету, позволяет установить уровень сформированности знаний, умений и навыков тестируемого.* Главные преимущества методики тестового контроля заключаются в ее объективности, обусловливающей оптимальный контроль полученных знаний, несложной процедуре сравнения ответов с заранее подготовленными эталонами, а также в непосредственной фиксации и возможности статистической обработки результатов тестирования, позволяющей дать максимум достоверной информации об испытуемом. Кроме этого, методика тестового контроля способствует созданию варианта обучения, направленного на успешное решение учебных задач при рациональных затратах времени студентов и преподавателя, повышает эффективность учебного процесса путем повторения и закрепления пройденного материала, помогает развитию памяти, внимания и других способностей личности. Поскольку одним из основных аспектов подготовки педагогических кадров является формирование умений и навыков самостоятельной работы, методика тестового контроля может быть использована и для сознательного оценивания результатов собственной учебной деятельности.

Каждая изучаемая тема сопровождается полиморфным тестом промежуточного контроля, содержащим следующие формы заданий:

1) тестовые задания на исключение лишнего элемента;

2) тесты перекрестного выбора, при выполнении которых необходимо установить соответствие между элементами двух множеств;

3) тесты на систематизацию, состоящие в установлении правильной последовательности определенных элементов;

4) тесты оценки правильности суждения, требующие утвердительного или отрицательного ответа;

5) закрытые тестовые задания, заключающиеся в выборе ответа из нескольких предложенных вариантов, один из которых – правильный, а остальные – отвлекающие;

6) тесты со свободно конструируемым ответом, основанные на припоминании и дополнении, при выполнении которых необходимо самостоятельно сформулировать ответ или подставить на месте прочерка пропущенный элемент предложения.

Аналогичные задания предлагаются в полиморфном обзорном тесте итогового контроля.

Выполнение заданий практического характера способствует не только закреплению теоретического материала, но и осуществлению дидактически ориентированного изучения курса «Основы теории первого иностранного языка. Теоретическая фонетика английского языка», имеющего целью совершенствование профессиональной подготовки студентов.

К пособию прилагаются рекомендации по оформлению и презентации групповых проектов, перечень экзаменационных вопросов и список экзаменационной терминологии.

Поскольку согласно учебному плану курс «Основы теории первого иностранного языка. Теоретическая фонетика английского языка» читается на английском языке, учебное пособие также разработано на английском языке.


UNIT I