Смешные, добрые, трогательные, разнообразные увлечения у главного героя рассказа – Дениски Кораблёва. А что любите вы? Напишите об этом.

 

 

Урок № 5

 

Алфавит.

Для обозначения на письме устной речи используются:

· знаки письма: буквы, знак ударения, дефис

· разделительные знаки (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, тире, двоеточие и др.).

Звуки речи обозначаются на письме буквами.

 


В русском алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет свое название и обозначает звук. Но есть буквы, которые могут обозначать и один звук, и два звука. Это буквы е, ё, ю, я. Буквы ъ и ь совсем не обозначают звука.

 

Буквы е, ё, я, ю обозначают два звука:

· в начале слова;

· в начале слога;

· после ъ и ь.

 

Во всех остальных случаях – один звук.

Смягчают предыдущий согласный буквы: я, ю, е, ё,и.

Всегда мягкие: й, ч, щ

Всегда твердые: ж,ш,ц

 

Орфограмма: «Проверяемые согласные в корне слова»

Чтобы правильно обозначить на письме согласный звук в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоит гласный звук.

Столб – столбы

 

Выборочное изложение.

Прочитайте отрывок из повести Э.Успенского «Дядя Федор, кот и пёс». Вставьте пропущенные буквы. Каждый из героев повести по-своему описывает один и тот же дом. Составьте из их рассказов описание дома в Простоквашино. Напишите выборочное изложение-описание дома в Простоквашино.

 

Дядя Фёдор сказал:

- Сейчас будем дом выбирать. Пусть каждый по деревне пойдёт и посмотрит, чей дом лучше.

Кот говорит:

- Я такой дом нашёл! Весь проконопаченный. И печка там тёплая! На полкухни!

Шарик как засмеётся:

- Что твоя печка! Чепуха! Разве это в доме главное? Вот я дом нашёл – это дом! Там такая бу..ка собачья – загл..денье!..

Дядя Фёдор г..ворит:

- Не о том вы оба думаете! Надо, чтобы в доме телевизор был об..зательно. И окна б..льшие. Я как раз наш..л такой дом. Крыша красная. И сад с ог..родом есть… Пошли его см..треть.

Как только подошли, Шарик кричит:

- Это же мой дом! Я про эту бу..ку говорил.

- И печка моя! – говорит кот. – Я о такой печке всю жизнь мечтал!

Осмотрели они дом и обрадовались. Всё в доме было. И печка, и кровати, и телевизор в углу. Правда, старенький. И котелочки разные на кухне были, чугунные. И в ог..родевсё было посажено. И карто..ка, и капуста. А в сарае удочка была.

 

 

Фонетический разбор слова:

 

Произношение –[п р а\ и з\ н а \ш э\ н и й э] - 12б., 13зв., 5 слогов.

П [п] –согл., глух., тверд.

Р [р] – согл., звонк., тверд.

О [а] – гласн., безударн.

И [и] – гласн., безударн.

З [з] – согласн., звонк., тверд.

Н [н] – согласн., звонк., тверд.

О [а] - гласн., безударн.

Ш [ш] – согласн., глух., тверд.

Е [э] – гласн., ударн.

Н [н]- согласн., звонк., мягк.

И [и] – гласн., безударн.

Е [й] – согласн., звонк., мягк.

[ э] –гласн., безударн.

 

Домашнее задание:

Произвести фонетический разбор слов серьёзно, библиотека, доблестный, решить

 

Урок № 6

Орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

Чтобы правильно обозначить на письме безударный гласный в корне, надо подобрать к данному слову однокоренное слово и изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.

Лесник – лес, часы – час.

Орфографическая разминка (орфо – правильно, графо – пишу). Проверьте безударную гласную в корне.

а) Подберите проверочное слово-глагол.

Присолить – солит, процедить -________ , отварить - ________ , починить –

________ , побродить - ________ , ослепить - _________ ,

встречать_______ , повалился - ________ , накосить - ________ .

б) Подберите проверочное слово – существительное.

Спл..нировать – план, к..пировать - _______ , штр..ховать - _______ ,

вып..лить - _______ , подв..нтить - _______ , огр..ничить - ________ ,

др..жать - ________ .

 

Сочинение по опорным словам.

Задание: проверьте безударную гласную в корне путём подбора проверочных слов, вставьте пропущенные буквы

Для мальчиков: м..стерская, ч..ртёж, к..пировать, спл..нировать, вып..лнить, выт..чить, закр..пить, закл..пать, зав..нтить, похв..лить, под..рить.

Для девочек: раскр..ить, ш..лковистый, см..тать, ст..чать, прим..рять, ук..ротить, выстр..чить, нар..жаться, загл..денье.

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру «На уроке труда».

 

Урок № 7

Орфограмма «Употребление ь для обозначения мягкости согласных»

Буква ь пишется:

- на конце слова после букв, обозначающих мягкие согласные: конь, степь

- в середине слова после буквы л, обозначающей [ л’ ]: мальчик, сельдь;

- в середине слова после букв (кроме ч, щ), обозначающих мягкие согласные звуки, перед б, г, к, м: просьба, деньги, коньки, письмо.

 

Буква ь не пишется:

- в сочетаниях согласных чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ: ночка, почтовый, ночной, мощный, птенчик, каменщик, сборщик.

Мягкий знак после шипящих

Шипящие ж-ш, ч-щ в конце слова подсказывают: проверьте, нужно ли в этом слове после шипящего писать мягкий знак.

Внимание!

В глаголах конечный шипящий часто бывает «закрыт» -ся (одеваешься) или –те (отрежьте).

Чтобы «открыть» шипящий, мысленно опускайте –ся и -те: одеваешься –одеваешь, умываешься –умываешь; спрячьте – спрячь; отрежьте – отрежь.

Порядок применения правила:

Определите часть речи

 

Глагол, наречие - Ь пишется (Искл. уж, замуж, невтерпёж)   Краткое прилагательное Ь не пишется   Существительное: подставьте проверочное слово     1 2  
   
       

1 – «она моя», мягкий знак пишется
2 – «много \ он мой», мягкий знак не пишется

   

Внимание! Смотри урок №1, чтобы правильно определить части речи.

 

Образец рассуждения:

Горяч.. –это краткое прилагательное, ь писать не надо – горяч.

Брош… - это имя существительное, подставляем проверочное слово: брошь – «она, моя», то есть ж.р., надо писать ь .

Наотмашь, настежь, напрочь, прочь,

Навзничь, сплошь, невмочь, точь-в-точь,

Лишь, вскачь – наречия. Итак:

После шипящих – мягкий знак!

Исключения: уж, замуж, невтерпёж

Мы в кратких прилагательных

Запомним навсегда:

После шипящих мягкий знак

Не пишем никогда.

Каков? – горяч; каков? – горюч;

Каков? – дремуч; каков? – колюч;

Хорош, тягуч, трескуч, сыпуч,

Колюч, линюч, могуч и жгуч.

 

Орфографическая разминка (орфо –правильно, графо – пишу).