Смешные, добрые, трогательные, разнообразные увлечения у главного героя рассказа – Дениски Кораблёва. А что любите вы? Напишите об этом.
Урок № 5
Алфавит.
Для обозначения на письме устной речи используются:
· знаки письма: буквы, знак ударения, дефис
· разделительные знаки (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, тире, двоеточие и др.).
Звуки речи обозначаются на письме буквами.
В русском алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет свое название и обозначает звук. Но есть буквы, которые могут обозначать и один звук, и два звука. Это буквы е, ё, ю, я. Буквы ъ и ь совсем не обозначают звука.
Буквы е, ё, я, ю обозначают два звука:
· в начале слова;
· в начале слога;
· после ъ и ь.
Во всех остальных случаях – один звук.
Смягчают предыдущий согласный буквы: я, ю, е, ё,и.
Всегда мягкие: й, ч, щ
Всегда твердые: ж,ш,ц
Орфограмма: «Проверяемые согласные в корне слова»
Чтобы правильно обозначить на письме согласный звук в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоит гласный звук.
Столб – столбы
Выборочное изложение.
Прочитайте отрывок из повести Э.Успенского «Дядя Федор, кот и пёс». Вставьте пропущенные буквы. Каждый из героев повести по-своему описывает один и тот же дом. Составьте из их рассказов описание дома в Простоквашино. Напишите выборочное изложение-описание дома в Простоквашино.
Дядя Фёдор сказал:
- Сейчас будем дом выбирать. Пусть каждый по деревне пойдёт и посмотрит, чей дом лучше.
Кот говорит:
- Я такой дом нашёл! Весь проконопаченный. И печка там тёплая! На полкухни!
Шарик как засмеётся:
- Что твоя печка! Чепуха! Разве это в доме главное? Вот я дом нашёл – это дом! Там такая бу..ка собачья – загл..денье!..
Дядя Фёдор г..ворит:
- Не о том вы оба думаете! Надо, чтобы в доме телевизор был об..зательно. И окна б..льшие. Я как раз наш..л такой дом. Крыша красная. И сад с ог..родом есть… Пошли его см..треть.
Как только подошли, Шарик кричит:
- Это же мой дом! Я про эту бу..ку говорил.
- И печка моя! – говорит кот. – Я о такой печке всю жизнь мечтал!
Осмотрели они дом и обрадовались. Всё в доме было. И печка, и кровати, и телевизор в углу. Правда, старенький. И котелочки разные на кухне были, чугунные. И в ог..родевсё было посажено. И карто..ка, и капуста. А в сарае удочка была.
Фонетический разбор слова:
Произношение –[п р а\ и з\ н а \ш э\ н и й э] - 12б., 13зв., 5 слогов.
П [п] –согл., глух., тверд.
Р [р] – согл., звонк., тверд.
О [а] – гласн., безударн.
И [и] – гласн., безударн.
З [з] – согласн., звонк., тверд.
Н [н] – согласн., звонк., тверд.
О [а] - гласн., безударн.
Ш [ш] – согласн., глух., тверд.
Е [э] – гласн., ударн.
Н [н]- согласн., звонк., мягк.
И [и] – гласн., безударн.
Е [й] – согласн., звонк., мягк.
[ э] –гласн., безударн.
Домашнее задание:
Произвести фонетический разбор слов серьёзно, библиотека, доблестный, решить
Урок № 6
Орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне слова»
Чтобы правильно обозначить на письме безударный гласный в корне, надо подобрать к данному слову однокоренное слово и изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.
Лесник – лес, часы – час.
Орфографическая разминка (орфо – правильно, графо – пишу). Проверьте безударную гласную в корне.
а) Подберите проверочное слово-глагол.
Присолить – солит, процедить -________ , отварить - ________ , починить –
________ , побродить - ________ , ослепить - _________ ,
встречать_______ , повалился - ________ , накосить - ________ .
б) Подберите проверочное слово – существительное.
Спл..нировать – план, к..пировать - _______ , штр..ховать - _______ ,
вып..лить - _______ , подв..нтить - _______ , огр..ничить - ________ ,
др..жать - ________ .
Сочинение по опорным словам.
Задание: проверьте безударную гласную в корне путём подбора проверочных слов, вставьте пропущенные буквы
Для мальчиков: м..стерская, ч..ртёж, к..пировать, спл..нировать, вып..лнить, выт..чить, закр..пить, закл..пать, зав..нтить, похв..лить, под..рить.
Для девочек: раскр..ить, ш..лковистый, см..тать, ст..чать, прим..рять, ук..ротить, выстр..чить, нар..жаться, загл..денье.
Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру «На уроке труда».
Урок № 7
Орфограмма «Употребление ь для обозначения мягкости согласных»
Буква ь пишется:
- на конце слова после букв, обозначающих мягкие согласные: конь, степь
- в середине слова после буквы л, обозначающей [ л’ ]: мальчик, сельдь;
- в середине слова после букв (кроме ч, щ), обозначающих мягкие согласные звуки, перед б, г, к, м: просьба, деньги, коньки, письмо.
Буква ь не пишется:
- в сочетаниях согласных чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ: ночка, почтовый, ночной, мощный, птенчик, каменщик, сборщик.
Мягкий знак после шипящих
Шипящие ж-ш, ч-щ в конце слова подсказывают: проверьте, нужно ли в этом слове после шипящего писать мягкий знак.
Внимание!
В глаголах конечный шипящий часто бывает «закрыт» -ся (одеваешься) или –те (отрежьте).
Чтобы «открыть» шипящий, мысленно опускайте –ся и -те: одеваешься –одеваешь, умываешься –умываешь; спрячьте – спрячь; отрежьте – отрежь.
Порядок применения правила:
Определите часть речи
Глагол, наречие - Ь пишется (Искл. уж, замуж, невтерпёж) | Краткое прилагательное Ь не пишется | Существительное: подставьте проверочное слово 1 2 | |||
1 – «она моя», мягкий знак пишется
2 – «много \ он мой», мягкий знак не пишется
Внимание! Смотри урок №1, чтобы правильно определить части речи.
Образец рассуждения:
Горяч.. –это краткое прилагательное, ь писать не надо – горяч.
Брош… - это имя существительное, подставляем проверочное слово: брошь – «она, моя», то есть ж.р., надо писать ь .
Наотмашь, настежь, напрочь, прочь,
Навзничь, сплошь, невмочь, точь-в-точь,
Лишь, вскачь – наречия. Итак:
После шипящих – мягкий знак!
Исключения: уж, замуж, невтерпёж
Мы в кратких прилагательных
Запомним навсегда:
После шипящих мягкий знак
Не пишем никогда.
Каков? – горяч; каков? – горюч;
Каков? – дремуч; каков? – колюч;
Хорош, тягуч, трескуч, сыпуч,
Колюч, линюч, могуч и жгуч.
Орфографическая разминка (орфо –правильно, графо – пишу).