Б.20. В.2. ДРЕВНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ. ИХ МЕСТО В СОСТАВЕ СОВРЕМЕННОГО ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
«Ключ» к восстановлению истории возникновения литургии Преждеосвященных Даров находится в так наз. Барбериновском евхологионе № 336, датируемом последними годами VIII – началом IХ века и впервые опубликованном Гоаром. Здесь даны молитвы из современного чина ЛПД: молитва об оглашенных «Боже, Боже наш, Создателю и Содетелю всех...», молитва о готовящихся ко святому просвещению «Яви, Владыко, лице Твое...», молитва верных первая «Боже великий и хвальный...», молитва верных вторая «Владыко святый, преблагий...», молитва по перенесении Даров на престол «Иже неизреченных и невидимых тайн, Боже...», с возгласом «И сподоби нас, Владыко...» и сразу «Отче наш...», молитва по причащении «Благодарим Тя, Спаса всех Бога...» и заамвонная «Владыко Вседержителю, иже всю тварь премудростию соделавый...». Знаменательно, что это чинопоследование еще не названо литургией. Оно вообще не имеет никакого именования.
Предваряющая эти молитвы надпись: «Во светильничное же после чтений и «Да исправится» и «Господи, помилуй» бывает молитва оглашенных перед Прсждеосвященньши» - указывает на то, что данное богослужение совершалось вечером, после каких-то чтений и пения «Да исправится» и «Господи, помилуй» и что за этим следовала не обычная молитва об оглашенных, а особая, после чего происходило причащение.
Ученые единомышленны в том, что под этими «чтениями» подразумеваются поучения, которые проводили епископы в Великом посту с готовящимися принять крещение. Эти поучения тематически были связаны с содержанием книги Бытия, где повествуется о сотворении Богом мира и человека, о грехопадении и его последствиях, о домостроительстве спасения рода человеческого через обетованного Богом Спасителя мира. Об этих поучениях, как они происходили в Иерусалиме в IV веке, пишет Этерия: «...как только бывает утренний отпуст в Воскресении (разумеется храм.— Н. У.) и тотчас поставляется для епископа кафедра в большой церкви, в Мартириуме, и все приступающие ко крещению, как мужи, так и жены, садятся вокруг епископа, отцы же и матери (восприемники.— Н. У.) стоят; точно так же из народа желающие слушать все входят и садятся, но только верные... Итак, начиная от Бытия, в течение этих40 дней он проходит всё Писание, сперва излагая телесно, и потом разрешая его духовно». В начале V века в Иерусалиме эти поучения стали проводить во второй половине дня, после службы 9-го часа. Иоанн Златоуст проводил такие же поучения в Антиохии, как антиохийский пресвитер, в 386 году. Его первое поучение на слова книги Бытия «В начале сотворил Бог небо и землю» предваряется надписью «Слово 1-е, сказанное в начале четыредесятницы на - В начале сотворил Бог небо и землю. И о посте и милосердии».
В первом и втором поучениях, посвященных толкованию 1—26 стихов 1-й главы, он упоминает о «прочитанном сегодня». Заметим, что чтения: в понедельник 1—13 стихи и во вторник 14—23 положены были по уставу Великой Константинопольской церкви. Они же даны в современной Триоди постной.
Традиция поучения оглашаемых в Великом посту с чтением книги Бытия продолжалась и в последующие столетия, что видно из гомилии антиохнйского монофизитского патриарха Севира, где он говорит: «...мы в течение сорока дней поста читаем Бытие, то есть книгу о сотворении».
Заметим, что в Иерусалиме в отличие от Антиохии оглашения с чтением книги Бытия начинали неделей раньше антиохийского, то есть с понедельника Сырной седмицы. Это объясняется тем, что в Иерусалиме субботы и воскресные дни Великого поста, за исключением Великой субботы, не считались постными днями, о чем Этерия пишет: «...подобно тому, как у нас перед Пасхой соблюдается четыредесятница, так здесь перед Пасхой соблюдаются 8 недель. И потому соблюдаются восемь недель, что в дни воскресения и в субботу не постятся, за исключением одного субботнего дня, в который бывает пасхальное бдение и в который необходимо поститься, потому что помимо этого дня здесь в течение всего года никогда не бывает поста в субботу. Итак, из восьми недель за вычетом восьми воскресений и семи суббот, потому что в одну субботу необходимо поститься, как я сказала выше, остается сорок один день, проводимый в посте; это здесь называется eortae, то есть четыредесятница».
Поучения продолжались до вечера, что видно из четвертого поучения Иоанна Златоуста, где он говорит о зажигании светильников: «Мы излагаем вам (Священное) Писание, а вы, отведши глаза от нас, устремили их на лампады и на зажигающего лампады. Какая это небрежность — оставив нас, смотреть на это! И я возжигаю свет (проистекающий) от Писания, и на нашем языке воспламеняется огонь учения. Этот свет важнее и лучше того света: мы зажигаем не светильню, напитанную маслом, как этот (человек), но в душах, напоенных благочестием, воспламеняем желание слушать».
Что касается «Да исправится», то его структура напоминает великий прокимен. Но, как известно, прокимны всегда предшествуют чтениям паремий, апостола и евангелия. Наконец, они полагаются без последующих, чтений, по никогда после чтений. Знаменательно также то, что во время пения «Да исправится» положено совершение каждения, чего не бывает во время пения прокимнов. Здесь мы опять находим ответ в антиохийском богослужении IV века. Иоанн Златоуст говорит, что 140-й псалом избран для вечерни не только потому, что ов подходит для этого времени, но он предписан как «некоторое спасительное врачевство и средство для очищения грехов, чтобы всё, чем бы ни осквернились мы в продолжение дня, находясь на площади, или дома, или в другом каком-нибудь месте, мы очистили при наступлении вечера посредством этой духовной песни», а у Феодорита Киррского мы встречаем первое указание на совершение каждения во время пения этого псалма. Что касается начала пения этого псалма не с первого стиха его, а со второго, то это тоже древняя особенность, унаследованная Сирией, а затем и Палестиной от Эдесской церкви, где сильно было влияние арамейской культуры. Здесь библейские тексты распевались выборочно, то есть пели отдельные стихи, сначала тот, который должен был повторяться после каждого из последующих стихов как респонсор, причем этот респонсор мог быть составлен из отдельных фраз разных стихов. Подобный пример в современном православном богослужении представляет пение на утрени «Бог Господь». Это 117-й псалом, и первый стих его, произносимый обычно диаконом, составлен из отдельных фраз 27-го и 26-го стихов, затем идут стихи 1-й, 10-й, 17-й и последний стих «Камень, егоже небрегоша зиждущий...» составлен из фраз 22-го и 23-го стихов.
И, наконец, последовательность богослужения в Барбериновском евхологионе, где после «Да исправится» и «Господи, помилуй» приведены молитвы об оглашенных, о готовящихся ко святому просвещению и две молитвы верных, напоминают сирийскую вечерню IV века, которая состояла из одного светилышчного псалма и молитв, по одной о каждом разряде оглашенных и двух молитв верных.
Обзор древнейших элементов в образовании литургии Преждеосвя-щенных был бы не полным, если бы мы не коснулись истории обряда обращения иерея к народу со светильником и возглашением «Свет Христов просвещает всех». Генезис этого обряда лежит в благочестивой традиции евреев благодарить Бога при зажигании светильников вечером за свет, который Он дал, чтобы люди могли видеть в ночной темноте. Христиане очень рано переосмыслили этот обряд. Вносимый в молитвенное собрание светильник напоминал им о присутствии с ними Христа, который называл Себя Светом миру (Ин. 8, 12 и 9, 5) и обещал присутствовать там, где соберутся двое или трое во имя Его (Мф. 18, 20). Тертуллиан, описывая агапу, говорит, что после того, как зажгут светильник, каждому предлагается выйти на средину, и что-либо пропеть во славу Бога или из Писания или от себя. Об обряде внесения светильника в молитвенное собрание говорит Ипполит Римский; он упоминается в описании начала пасхального бдения в «Завещании», в Египетских церковных постановлениях. Василий Великий говорит: «отцам нашим заблагорассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник сих речений светиль-ничного благодарения; по крайней мере народ возглашает древнюю песнь... Хвалим Отца, Сына и Святаго Духа Божия». О внесении светильника в иерусалимском святогробском богослужении сообщает Этерия. Наконец, сохранились от IV—V вв. светильники с надписью на них: «Свет Христов просвещает всех». Эти светильники могли быть употребляемы и вне храма, в домашней обстановке, поскольку светильничное благодарение, как видно из описания св. Григорием Нисским кончины его сестры Макрины, христиане его времени совершали и дома. В храме, в обстановке наставления истинам веры «готовящихся ко святому просвещению», возглашение «Свет Христов просвещает всех» приобретало глубокий богословский смысл, а в литургическом отношении означало момент завершения оглашения и начало вечерни.
Чтобы не возвращаться к обряду светильничного благодарения, заметим, что в древнейших евхологионах и русских служебниках изнесение светильника и возглашение «Свет Христов просвещает всех» поручается диакону, что соответствовало практике первых веков христианства. Согласно «Апостольскому преданию» светильник вносил диакон и он же, стоя среди присутствующих, произносил светильничное благодарение: «Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего, Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый. И так как мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который Ты сотворил для нашего удовлетворения, и так как ныне по Твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Тебе слава и сила и честь со Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». В «Завещании» также указывается светильник вносить диакону. Он же возглашает: «Благодать Господа нашего со всеми вами». После этого дети пели псалмы и песни, относящиеся к светильнику, а народ подпевал им «Аллилуиа». В Египетских церковных постановлениях светильник вносит диакон, а епископ читал светильничное благодарение (текстуально близкое приведенному выше из «Апостольского предания»)
Поэтому еще некоторые греческие евхологионы и славянские служебники вменяют это в обязанность диакону. Так, в евхологионе Синайской библиотеки № 971, XIII—XIV века, по этому поводу говорится: «выходит диакон с двумя свечами позади амвона и говорит: Премудрость. Свет Христов просвещает всех. Вонмем. И кадит народ и входит снова в алтарь и говорит иерею: Благослови, владыко, свет. Иерей же читает: Благословен еси светяй и освящаяй». В выходе диакона из алтаря со свечами за амвон и произношении им здесь «Свет Христов просвещает всех» нельзя не заметить древнего внесения светильника диаконом в молитвенное собрание с возглашением «Свет Христов...», а в возгласе иерея «Благословен еси светяй и освящаяй» — конец древнего светильничного благодарения. В славянском служебнике Рукописного отделения Московского Исторического музея (библ. шифр Син. 343) XII века сказано кратко: «и шед диак. с кадильницею и с трьми свещами. глть. свет хв просвещает». Наивысшего развития и торжественности обряд достиг в богослужении храма св. Софии в Константинополе. Согласно рукописи Дрезденской библиотеки № 104, XI века, здесь богослужение начиналось во мраке и когда наступало время зажигать светильники, тогда архидиакон с кадилом, второй диакон и еще 12 диаконов шли из алтаря в притвор. Диаконы брали приготовленные здесь горящие светильники и, предводимые архидиаконом, возвращались в храм. Архидиакон, держа кадило, возглашал «Свет Христов просвещает, всех» и с прочими диаконами поднимался на амвон. В это же время в алтаре клирик, которого типикон называет «начальником светов», подходил к патриарху с трикирием в руках и, кланяясь, говорил: «Благослови, владыко». Патриарх давал возглас: «Яко Ты еси освящение наше, Христе Боже, всегда, ныне и во веки». После этого начальник светов зажигал все лампады в алтаре, а иподиаконы и пономари то же самое делали по всему храму. Один из пономарей, взяв свечу у канонариев, подходил к диаконам и, поднявшись на амвон, закреплял эту свечу в стоящий там подсвечник. Стоявшие же со светильниками на амвоне диаконы по благословении их из алтаря патриархом и после возглашения архидиакона «Премуд-. рость, прости» спускались с амвона и шли в алтарь. Впрочем, имеются евхологионы и служебники, в которых возглашение «Свет Христов просвещает всех» указано произносить священнику; так, например, в рукописи Синайской библ. № 973, 1153 года, сказано: «и по окончании прокимна иерей встает и, держа кадило, начертает знак креста и говорит: премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех». В служебнике Рукописного отделения Московского Исторического музея, библ. шифр Син. № 334, XIV в., читаем: «По конци пареми ерей ставъ пред стою трапезою на въстокъ зря кадилу сущю в руце его назнаменовавъ кртаобразно кадиломь на стую трязу (трапезу) и рчет велеглно свет хвъ просвещает вся ны». По-видимому, передача диаконских функций иерею вызывалась в первую очередь отсутствием в некоторых храмах диакона. В служебнике того же музея № 345, XIV века, по этому поводу сказано: «выйдет дьякон с кадломь. съ свещам. аще ли не буд дьякон, поп. по прок (то есть по прокимне) рчет. свет хвъ прщаеть вся». Возглашение «Свет Христов просвещает всех» окончательно закрепилось за иереем в XV веке. Так можно полагать потому, что Симеон Солунский в «Разговоре о святых священнодействиях и таинствах церковных» ничего не говорит об участии диакона в этом обряде. Действующее лицо — иерей, но самый обряд сохраняет черты древнего внесения светильника в молитвенное собрание. «По окончании чтения из Бытия,— пишет Симеон,— иерей тотчас выходит с светильником в царския врата, — все встают в это время,— становится среди храма, делает кадилом знак креста, громогласно восклицая: премудрость, прости, свет Христов просвещает всех».
Итак, древнейшими элементами в чинопоследованни литургии Преждеосвященных являются: 1) поучение оглашаемых и готовящихся к принятию крещения, которое начиналось во второй половине дня и длилось до наступления вечера. Современная первая паремия из книги Бытия — это остаток оглашения, 2) возглашение «Свет Христов просвещает всех»—это древний обряд внесения светильника в молитвенное собрание, и 3) «Да исправится» — это 140-й светильничный псалом, исполняемый респонсорно. Следовавшие далее молитвы об оглашенных, о готовящихся ко святому просвещению и о верных — это конец древней сирийской вечерни. К данному чинопоследованию было присоединено причащение. Отсутствие в Барбериновском евхологноне № 336 при данном чинопоследовании названия вроде «литургия», пли «вечерня», или какого другого можно объяснить тем, что данная запись более раннего происхождения, чем сам Евхологион № 336, быть может даже второй половины VII века, когда литургическая мысль еще не могла установить наименования, которое обнимало бы три разные по значению части данного богослужения: оглашение, вечерню и причащение.