Б.20. В.2. ДРЕВНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ. ИХ МЕСТО В СОСТАВЕ СОВРЕМЕННОГО ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

«Ключ» к восстановлению истории возникновения литургии Преждеосвященных Даров находится в так наз. Барбериновском евхологионе № 336, датируемом последними годами VIII – началом IХ века и впервые опубликованном Гоаром. Здесь даны молитвы из современного чи­на ЛПД: молитва об оглашенных «Боже, Боже наш, Создателю и Содетелю всех...», молитва о готовящихся ко святому просвещению «Яви, Владыко, лице Твое...», молитва верных первая «Боже великий и хвальный...», молитва верных вторая «Влады­ко святый, преблагий...», молитва по перенесении Даров на престол «Иже неизреченных и невидимых тайн, Боже...», с возгласом «И сподоби нас, Владыко...» и сразу «Отче наш...», молитва по причащении «Благодарим Тя, Спаса всех Бога...» и заамвонная «Владыко Вседер­жителю, иже всю тварь премудростию соделавый...». Знаменательно, что это чинопоследование еще не названо литургией. Оно вообще не имеет никакого именования.

Предваряющая эти молитвы надпись: «Во светильничное же после чтений и «Да исправится» и «Господи, помилуй» бывает молитва огла­шенных перед Прсждеосвященньши» - указывает на то, что данное богослужение совершалось вечером, после каких-то чтений и пения «Да исправится» и «Господи, помилуй» и что за этим следовала не обычная молитва об оглашенных, а особая, после чего происходило причащение.

Ученые единомышленны в том, что под этими «чтениями» подразу­меваются поучения, которые проводили епископы в Великом посту с готовящимися принять крещение. Эти поучения тематически были связаны с содержанием книги Бытия, где повествуется о сотворении Богом мира и человека, о грехопадении и его последствиях, о домостроительстве спасения рода человеческого через обетованного Богом Спа­сителя мира. Об этих поучениях, как они происходили в Иерусалиме в IV веке, пишет Этерия: «...как только бывает утренний отпуст в Во­скресении (разумеется храм.— Н. У.) и тотчас поставляется для епис­копа кафедра в большой церкви, в Мартириуме, и все приступающие ко крещению, как мужи, так и жены, садятся вокруг епископа, отцы же и матери (восприемники.— Н. У.) стоят; точно так же из народа желающие слушать все входят и садятся, но только верные... Итак, начиная от Бытия, в течение этих40 дней он проходит всё Писа­ние, сперва излагая телесно, и потом разрешая его духовно». В на­чале V века в Иерусалиме эти поучения стали проводить во второй половине дня, после службы 9-го часа. Иоанн Златоуст проводил такие же поучения в Антиохии, как антиохийский пресвитер, в 386 го­ду. Его первое поучение на слова книги Бытия «В начале сотворил Бог небо и землю» предваряется надписью «Слово 1-е, сказанное в начале четыредесятницы на - В начале сотворил Бог небо и землю. И о посте и милосердии».

В первом и втором поучениях, посвященных толкованию 1—26 сти­хов 1-й главы, он упоминает о «прочитанном сегодня». Заметим, что чтения: в понедельник 1—13 стихи и во вторник 14—23 положены бы­ли по уставу Великой Константинопольской церкви. Они же даны в современной Триоди постной.

Традиция поучения оглашаемых в Великом посту с чтением книги Бытия продолжалась и в последующие столетия, что видно из гомилии антиохнйского монофизитского патриарха Севира, где он говорит: «...мы в течение сорока дней поста читаем Бытие, то есть книгу о со­творении».

Заметим, что в Иерусалиме в отличие от Антиохии оглашения с чте­нием книги Бытия начинали неделей раньше антиохийского, то есть с понедельника Сырной седмицы. Это объясняется тем, что в Иеруса­лиме субботы и воскресные дни Великого поста, за исключением Ве­ликой субботы, не считались постными днями, о чем Этерия пишет: «...подобно тому, как у нас перед Пасхой соблюдается четыредесятница, так здесь перед Пасхой соблюдаются 8 недель. И потому со­блюдаются восемь недель, что в дни воскресения и в субботу не по­стятся, за исключением одного субботнего дня, в который бывает па­схальное бдение и в который необходимо поститься, потому что поми­мо этого дня здесь в течение всего года никогда не бывает поста в субботу. Итак, из восьми недель за вычетом восьми воскресений и се­ми суббот, потому что в одну субботу необходимо поститься, как я ска­зала выше, остается сорок один день, проводимый в посте; это здесь называется eortae, то есть четыредесятница».

Поучения продолжались до вечера, что видно из четвертого поуче­ния Иоанна Златоуста, где он говорит о зажигании светильников: «Мы излагаем вам (Священное) Писание, а вы, отведши глаза от нас, устремили их на лампады и на зажигающего лампады. Какая это не­брежность — оставив нас, смотреть на это! И я возжигаю свет (проис­текающий) от Писания, и на нашем языке воспламеняется огонь уче­ния. Этот свет важнее и лучше того света: мы зажигаем не светиль­ню, напитанную маслом, как этот (человек), но в душах, напоенных благочестием, воспламеняем желание слушать».

Что касается «Да исправится», то его структура напоминает вели­кий прокимен. Но, как известно, прокимны всегда предшествуют чте­ниям паремий, апостола и евангелия. Наконец, они полагаются без последующих, чтений, по никогда после чтений. Знаменательно также то, что во время пения «Да исправится» положено совершение кажде­ния, чего не бывает во время пения прокимнов. Здесь мы опять нахо­дим ответ в антиохийском богослужении IV века. Иоанн Златоуст го­ворит, что 140-й псалом избран для вечерни не только потому, что ов подходит для этого времени, но он предписан как «некоторое спаси­тельное врачевство и средство для очищения грехов, чтобы всё, чем бы ни осквернились мы в продолжение дня, находясь на площади, или до­ма, или в другом каком-нибудь месте, мы очистили при наступлении вечера посредством этой духовной песни», а у Феодорита Киррского мы встречаем первое указание на совершение каждения во время пения этого псалма. Что касается начала пения этого псалма не с пер­вого стиха его, а со второго, то это тоже древняя особенность, унасле­дованная Сирией, а затем и Палестиной от Эдесской церкви, где силь­но было влияние арамейской культуры. Здесь библейские тексты распевались выборочно, то есть пели отдельные стихи, сначала тот, ко­торый должен был повторяться после каждого из последующих сти­хов как респонсор, причем этот респонсор мог быть составлен из от­дельных фраз разных стихов. Подобный пример в современном право­славном богослужении представляет пение на утрени «Бог Господь». Это 117-й псалом, и первый стих его, произносимый обычно диаконом, составлен из отдельных фраз 27-го и 26-го стихов, затем идут стихи 1-й, 10-й, 17-й и последний стих «Камень, егоже небрегоша зижду­щий...» составлен из фраз 22-го и 23-го стихов.

И, наконец, последовательность богослужения в Барбериновском евхологионе, где после «Да исправится» и «Господи, помилуй» приве­дены молитвы об оглашенных, о готовящихся ко святому просвещению и две молитвы верных, напоминают сирийскую вечерню IV века, ко­торая состояла из одного светилышчного псалма и молитв, по одной о каждом разряде оглашенных и двух молитв верных.

Обзор древнейших элементов в образовании литургии Преждеосвя-щенных был бы не полным, если бы мы не коснулись истории обряда обращения иерея к народу со светильником и возглашением «Свет Христов просвещает всех». Генезис этого обряда лежит в благочес­тивой традиции евреев благодарить Бога при зажигании светильников вечером за свет, который Он дал, чтобы люди могли видеть в ночной темноте. Христиане очень рано переосмыслили этот обряд. Вносимый в молитвенное собрание светильник напоминал им о присутствии с ни­ми Христа, который называл Себя Светом миру (Ин. 8, 12 и 9, 5) и обещал присутствовать там, где соберутся двое или трое во имя Его (Мф. 18, 20). Тертуллиан, описывая агапу, говорит, что после того, как зажгут светильник, каждому предлагается выйти на средину, и что-либо пропеть во славу Бога или из Писания или от себя. Об обряде внесения светильника в молитвенное собрание говорит Ипполит Рим­ский; он упоминается в описании начала пасхального бдения в «За­вещании», в Египетских церковных постановлениях. Василий Ве­ликий говорит: «отцам нашим заблагорассудилось не в молчании при­нимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник сих речений светиль-ничного благодарения; по крайней мере народ возглашает древнюю песнь... Хвалим Отца, Сына и Святаго Духа Божия». О внесении светильника в иерусалимском святогробском богослужении сообщает Этерия. Наконец, сохранились от IV—V вв. светильники с надписью на них: «Свет Христов просвещает всех». Эти светильники могли быть употребляемы и вне храма, в домашней обстановке, поскольку светильничное благодарение, как видно из описания св. Григорием Нисским кончины его сестры Макрины, христиане его времени совершали и дома. В храме, в обстановке наставления истинам веры «го­товящихся ко святому просвещению», возглашение «Свет Христов про­свещает всех» приобретало глубокий богословский смысл, а в литурги­ческом отношении означало момент завершения оглашения и начало вечерни.

Чтобы не возвращаться к обряду светильничного благодарения, заметим, что в древнейших евхологионах и русских служебниках изнесение светильника и возглашение «Свет Христов просвещает всех» поручается диакону, что соответствовало практике первых веков христианства. Согласно «Апостольскому преданию» светильник вносил диакон и он же, стоя среди присутствующих, произносил светильничное благодарение: «Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего, Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый. И так как мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который Ты сотворил для нашего удовлетворения, и так как ныне по Твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Тебе слава и сила и честь со Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». В «Завещании» также указывается светильник вносить диакону. Он же возглашает: «Благодать Господа нашего со всеми вами». После этого дети пели псалмы и песни, относящиеся к светиль­нику, а народ подпевал им «Аллилуиа». В Египетских церковных по­становлениях светильник вносит диакон, а епископ читал светильничное благодарение (текстуально близкое приведенному выше из «Апо­стольского предания»)

Поэтому еще некоторые греческие евхологионы и славянские слу­жебники вменяют это в обязанность диакону. Так, в евхологионе Си­найской библиотеки № 971, XIII—XIV века, по этому поводу говорит­ся: «выходит диакон с двумя свечами позади амвона и говорит: Пре­мудрость. Свет Христов просвещает всех. Вонмем. И кадит народ и входит снова в алтарь и говорит иерею: Благослови, владыко, свет. Иерей же читает: Благословен еси светяй и освящаяй». В выходе диакона из алтаря со свечами за амвон и произношении им здесь «Свет Христов просвещает всех» нельзя не заметить древнего внесения светильника диаконом в молитвенное собрание с возглашением «Свет Христов...», а в возгласе иерея «Благословен еси светяй и освящаяй» — конец древнего светильничного благодарения. В славянском служеб­нике Рукописного отделения Московского Исторического музея (библ. шифр Син. 343) XII века сказано кратко: «и шед диак. с кадильницею и с трьми свещами. глть. свет хв просвещает». Наивысшего развития и торжественности обряд достиг в богослужении храма св. Софии в Константинополе. Согласно рукописи Дрезденской библиоте­ки № 104, XI века, здесь богослужение начиналось во мраке и когда наступало время зажигать светильники, тогда архидиакон с кадилом, второй диакон и еще 12 диаконов шли из алтаря в притвор. Диаконы брали приготовленные здесь горящие светильники и, предводимые ар­хидиаконом, возвращались в храм. Архидиакон, держа кадило, возгла­шал «Свет Христов просвещает, всех» и с прочими диаконами поднимался на амвон. В это же время в алтаре клирик, которого типикон называет «начальником светов», подходил к патриарху с трикирием в руках и, кланяясь, говорил: «Благослови, владыко». Патриарх давал возглас: «Яко Ты еси освящение наше, Христе Боже, всегда, ныне и во веки». После этого начальник светов зажигал все лампады в алта­ре, а иподиаконы и пономари то же самое делали по всему храму. Один из пономарей, взяв свечу у канонариев, подходил к диаконам и, поднявшись на амвон, закреплял эту свечу в стоящий там подсвечник. Стоявшие же со светильниками на амвоне диаконы по благословении их из алтаря патриархом и после возглашения архидиакона «Премуд-. рость, прости» спускались с амвона и шли в алтарь. Впрочем, име­ются евхологионы и служебники, в которых возглашение «Свет Хри­стов просвещает всех» указано произносить священнику; так, напри­мер, в рукописи Синайской библ. № 973, 1153 года, сказано: «и по окончании прокимна иерей встает и, держа кадило, начертает знак креста и говорит: премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех». В служебнике Рукописного отделения Московского Историче­ского музея, библ. шифр Син. № 334, XIV в., читаем: «По конци пареми ерей ставъ пред стою трапезою на въстокъ зря кадилу сущю в руце его назнаменовавъ кртаобразно кадиломь на стую трязу (трапе­зу) и рчет велеглно свет хвъ просвещает вся ны». По-видимому, пе­редача диаконских функций иерею вызывалась в первую очередь от­сутствием в некоторых храмах диакона. В служебнике того же музея № 345, XIV века, по этому поводу сказано: «выйдет дьякон с кадломь. съ свещам. аще ли не буд дьякон, поп. по прок (то есть по прокимне) рчет. свет хвъ прщаеть вся». Возглашение «Свет Христов просве­щает всех» окончательно закрепилось за иереем в XV веке. Так можно полагать потому, что Симеон Солунский в «Разговоре о святых свя­щеннодействиях и таинствах церковных» ничего не говорит об учас­тии диакона в этом обряде. Действующее лицо — иерей, но самый обряд сохраняет черты древнего внесения светильника в молитвенное собрание. «По окончании чтения из Бытия,— пишет Симеон,— иерей тотчас выходит с светильником в царския врата, — все встают в это время,— становится среди храма, делает кадилом знак креста, громо­гласно восклицая: премудрость, прости, свет Христов просвещает всех».

Итак, древнейшими элементами в чинопоследованни литургии Преждеосвященных являются: 1) поучение оглашаемых и готовящихся к принятию крещения, которое начиналось во второй половине дня и длилось до наступления вечера. Современная первая паремия из книги Бытия — это остаток оглашения, 2) возглашение «Свет Христов про­свещает всех»—это древний обряд внесения светильника в молитвен­ное собрание, и 3) «Да исправится» — это 140-й светильничный псалом, исполняемый респонсорно. Следовавшие далее молитвы об оглашен­ных, о готовящихся ко святому просвещению и о верных — это конец древней сирийской вечерни. К данному чинопоследованию было при­соединено причащение. Отсутствие в Барбериновском евхологноне № 336 при данном чинопоследовании названия вроде «литургия», пли «вечерня», или какого другого можно объяснить тем, что данная за­пись более раннего происхождения, чем сам Евхологион № 336, быть может даже второй половины VII века, когда литургическая мысль еще не могла установить наименования, которое обнимало бы три раз­ные по значению части данного богослужения: оглашение, вечерню и причащение.