Б.12. В.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕСНЕННОЙ ВЕЧЕРНИ. ПЕСНЕННЫЕ ПОСЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ БОГОСЛУЖЕНИИ.

Иерусалим. вечерня с отмеченными в ней чертами положила начало особому виду вечернего богослужения, к-рое известно было под названием песненной вечерни. Подробное описание его впервые дал блаж. Симеон, архиеп. Солунский. Он говорит, что эта вечерня представляет собой отеческое предание и что изначала её совершали все вселенские церкви нараспев и что на ней ничего не говорилось как только нараспев, за исключением только иерейских молитв и диаконских прошений.

По описанию блаж. Симеона, вечерня начиналась не в алтаре, а на средине храма возгласом иерея „Благословенно царство“, после чего следовала ектения. Но прежде чем ектения заканчивалась, после прошения „Заступи, спаси, помилуй...“ певец запевал: „Услыши мя. Слава Тебе, Боже“. Иерей же после этой фразы продолжал: „Пресвятую, Пречистую...“ и произносил возглас: „Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение...“ Тогда певцы начинали петь 85 псалом „Приклони, Господи, ухо Твое...“, прилагая к каждому стиху припев „Слава Тебе, Боже“. По исполнении псалма произ­носилась малая ектения, на к-рой после прошения „Заступи, спаси...“ певец запевал: „Вселенную. Аллилуиа“ и иерей продолжал: „Пресвятую, Пречистую...“ и произносил возглас: „Яко Твоя держава...“ Блаж. Симеон замечает, что далее должны были следовать антифоны, но они в его время уже не исполнялись, и вместо них пели один стих воскресного прокимна „Воскресни Боже...“, к-рый называли конечным антифоном и „Слава и Ныне“. Затем следовало пение „Господи воззвах...“ Блаж. Симеон приводит несколько стихов из 140 псалма и говорит, что к этим стихам в одно воскресенье прилагали припев: „Живоносное Твое востание, Господи, славим“, в другое же — „Спасительное Твое востание, Господи, славим“. На стихе „Яко к Тебе, Господи, Господи...“ певец обращался лицом к западу и кланялся, как бы приглашая этим священников, которые в это время сидели на средине хра­ма, встать и совершить вход в алтарь. Последние вставали. Иерей (очевидно, старейший) говорил: „Благословен вход святых Твоих, Господи“. Произ­носили „Премудрость, прости“, делая крест кадилом (по-видимому, диакон) и священнослужители входили в алтарь. В это же время на амвоне певцы пели какие-то воскресные гимны, заканчивавшиеся „Слава и Ныне“. Во время пения этих гимнов иерей или диакон совершал каждение (очевидно, алтаря). Затем произносился прокимен: „Господь воцарися...“ и сугубая ектения. За ней сразу следовала малая ектения с возгласом: „Твое бо есть еже миловати...“

Далее следовали три так называемых малых антифона, исполняемых, как и предыдущие, на два хора. Они так назывались потому, что состояли не из целых псалмов, а из четырех стихов от каждого псалма, завершаемых „Слава и Ныне“. Это были 114, 115 и 116 псалмы. К стихам первого из них прилагался припев: „Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас“. После пер­вого антифона полагалась малая ектения с возгласом: „Благодатию и щед­ротами...“ Пели второй антифон с припевом: „Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти“, а в дни памяти святых — „во святых чудотворяй...“ На „Слава“ же к этому антифону прилагалось „Единород­ный Сыне“, а на „И ныне“ — „Преславную Божию Матерь...“ Опять произ­носилась малая ектения с возгласом: „Яко свят еси Боже наш...“ и пели тре­тий антифон. Припевом к нему служило Трисвятое. Трисвятое заканчива­лось пением „Слава и Ныне“ — „Святый бессмертный...“ и еще велегласным повторением этого тропаря. В это время архиерей (если он был) благословлял трижды с горнего места. Перед вторым и третьим антифонами так же, как и перед первым, произносилась малая ектения, а после треть­его — просительная. Затем следовала главопреклонная молитва и, если вечерня совершалась на воскресный день, то по возгласе „Буди держава царствия Твоего...“ пели стиховные стихиры и совершалась лития. После возгласа „Услыши ны, Боже...“ полагались какие-то отпустительные (очевидно, тропари) и следовал отпуст. Если же вечерня совершалась не на воскресный день, то лития не совершалась. Иерей сходил с амвона, и в это время пели отпустительное — „Богородице Дево...“ и иерей произносил отпуст: „Господу помолимся. Яко Ты еси освящение наше, Христе, Боже наш, и Тебе славу воссылаем...“

Когда вечерня совершалась на память празднуемого святого, то после возгласа главопреклонной молитвы предлагалось чтение сказания о празд­нике или жития святого.

Кроме описания песненной вечерни блаж. Симеоном Солунским, извест­на еще одна уставная запись этого чина в рукописи Иерусалимской патриарш. библ. № 635/305, XVI в. Ниже приводится зтот редкий и малоиз­вестный чин:

Диакон — „Благослови, Владыко“. Иерей — „Благословенно царство..., Миром..., О свышнем..., О мире..., О святем храме сем..., Об архиепископе нашем..., О благочестивейших..., О пособити..., О граде..., О изобилии воздухов..., О плавающих..., О избавитися..., Заступи, спаси...“, затем воз­глашает доместик — „И услыши мя... Слава Тебе, Боже“. Диакон — „Пре­святую, Пречистую...“ Иерей — „Яко подобает Тебе...“ Доместик: „При­клони, Господи, ухо Твое... Слава Тебе, Боже“. Другой хор — „Сохрани душу мою“ и прочее псалма. Затем „Слава и Ныне“, доместик — „Слава Тебе, Боже…“ нараспев. Диакон — „Пресвятую, Пречистую...“ Иерей — „Яко Твоя держава...“ Доместик — „Святым иже суть на земли его удиви Господь...“ аллилуиа, Слава и Ныне“, затем „Господи воззвах...“, „Вечернюю молитву приносим Ти, Господи, юже приими святыми Твоими и спаси нас“. Другой хор — „Да исправится молитва моя“... Сим же поемым бывает вход, затем — „Положи, Господи, хранение..., Не уклони сердце мое..., С человеки делающими..., Накажет мя праведник..., Яко еще и молитва моя..., Услышатся глаголи мои“. Диакон— „Премудрость, прости“. Доместик — „Яко к Тебе, Господи, Господи..., Сохрани мя от сети...“. Когда же дойдет до „Аще беззакония...“, поем стихиры. Диакон кадит. Затем говорятся другие стихиры и по „Слава и Ныне“ говорится прокимен дня. Затем диакон говорит —„Рцем вси и прочая..., Яко милостив...“ Диакон — „Паки и паки..., Заступи, спаси..., Пресвятую..., Яко благ...“ Доместик запевает антифон „Возлюбих яко услышит Господь глас..., Мо­литвами Богородицы..., Яко приклони ухо Свое мне..., Молитвами Богородицы..., Милостив и праведен..., Молитвами Богородицы..., Благоугожду пред Господем..., Молитвами Богородицы..., Слава и Ныне..., Мо­литвами...“ Диакон — „Паки и паки..., Заступи, спаси..., Пресвятую, Пречистую...,“ Иерей — „Яко Ты еси Бог наш...“ Доместик — „Веровах тем же возглаголах..., Спаси нас, Сыне Божий..., Аз же смирихся зело..., Спаси нас..., Что воздам Господеви..., Спаси нас..., Чашу спасения прииму..., Спаси нас..., Слава..., Единородный Сыне..., И ныне..., Преславную Божию Матерь...“ Диакон — „Паки и паки..., Заступи, спаси...“ Иерей — ,,Яко свят еси Боже наш...“ Доместик — „Хвалите Господа вси языцы..., „Святый Боже..., Похвалите его вси людие..., Святый Боже..., Истина Господня пребывает..., Святый Боже..., Яко утвердися милость..., Святый Боже..., Слава..., Святый Боже..., И ныне и присно...“ Диакон — „Ис­полним вечернюю молитву... Заступи, спаси..., Вечера всего...“ и т. д. Отпустительный дня и отпуст.

Приведенный чин имеет полное конструктивное сходство с вечерней, описываемой блаж. Симеоном. В обоих случаях после великой ектении следует трехпсалмие, в рукописи № 635/305 также нарушенное из-за от­сутствия одного из антифонов. Также далее следует „Господи воззвах...'“ причем из приводимых в данном памятнике стихов можно видеть, что здесь было полное трехпсалмие в составе 140, 141 и 129 псалмов, т. е. как оно положено и в современном чине вечерни. В обоих памятниках во время пения „Господи воззвах...“ совершался вход священнослужителей со средины храма в алтарь, затем произносился прокимен, сугубая ектения, и испол­нялись три малых антифона, после чего полагалась просительная ектения и следовал отпуст. Если в рукописи № 635/305 не говорится о совершении после вечерни литии, то это объясняется тем, что данный чин изложен применительно к совершению его на память святого, а не на воскресный день. Этим, по-видимому, объясняется, что в чине указано петь на „Господи возг звах“ не воскресные припевы: „Живоносное Твое востание...“ и „Спаситель­ное Твое востание...“, которые приводит блаж. Симеон, а „Вечернюю молитву приносим ти, Господи, юже приими святыми Твоими и спаси мы...“

Однако между песненной вечерней по рукописи № 635/305 и описанной блаж. Симеоном есть и расхождение — это несколько различный состав псалмов первого трехпсалмия. Блаж. Симеон указывает после псалма „При­клони, Господи, ухо Твое...“, как начало второго антифона, фразу „Все­ленную. Аллилуиа“. Возможно, что это был остаток прежнего антифона — 92-го псалма „Господь воцарися...“, стихи которого и в настоящее время служат вечерним прокимном в субботу. В рукописи № 635/305 на этом же месте, т. е. после „Приклони, Господи, ухо Твое...“ дано начало ан­тифона: „Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь...“ Это стих из 15-го псалма. Данное обстоятельство наводит на мысль, что в то время, как собственно „светильничное трехпсалмие“ в составе 140, 141 и 129 псалмов и малые антифоны 114, 115 и 116 псалмов составляли неизменяемый элемент песненной вечерни, второй и третий антифоны первого трехпсалмия менялись соответственно содержанию праздника. Возможно, что сама эта их изменяе­мость была одной из причин раннего исчезновения этих антифонов из чина, когда последний в целом продолжал еще существовать.

Сравнение „Иерусалимской“ вечерни IV в. и вечерни устава „песненных последований“.

Сопоставляя чин песненной вечерни, так, как он изложен у блаж. Симеона Солунского и в рукописи Иерусал. патр. библиот. № 635/305, с иерусалим­ской вечерней в описании Этерии, нельзя не заметить наличия в них общих черт. Так, по описанию Этерии, вечерня начиналась на средине храма; так же она начинается и по описанию блаж. Симеона и по рукописи № 635/305. Этерия говорит, что епископ и пресвитеры, находясь на средине храма, слушали вечерние псалмы сидя; то же самое сообщает и блаж. Симеон в сво­ем описании. Этерия отмечает, что на первой половине вечерни до входа епи­скопа исполнялись „вечерние псалмы и более продолжительные антифоны“. Это замечание ее вполне соответствует объему антифонов песненной вечерни, где до входа существовало два трехпсалмия, псалмы которых когда-то ис­полнялись полностью, а по входе только одно с четырьмя стихами из каждого псалма, так что, когда Этерия акцентирует продолжительнось антифонов первой половины вечерни, а блаж. Симеон называет антифоны второй поло­вины малыми, они оба говорят об одном и том же богослужении. Далее Этерия сообщает о совершении после вечерни исхождения во Св. двор и на Голгофу, а блаж. Симеон говорит о совершении литии за амвоном „как бы пред гробом Христа“. Наконец, общим для сопоставляемых бого­служений является способ исполнения псалмов-антифонов. По словам Эте­рии, псалмы пел кто-либо из клириков и все отвечали ему. По сообщению блаж. Симеона и по рукописи Иерусал. патр. библ. № 635/305, стихи антифонов поет один человек — псалт или доместик, прочие же певцы отве­чают ему на каждый стих антифона припевом. Все это еще раз подтверждает сказанное выше о том, что чин песненной вечерни конструктивно сложился еще в IV веке и возможно, что многие псалмы и антифоны, иерейские молит­вы, которые полагались в нем во время блаж. Симеона, были употребляемы еще во время Этерии.