Б.6. В.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ ПЛАЩАНИЦЫ. КАК ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СВЯЗАНО С ВЕЛИКИМ ВХОДОМ?

Великий Вход в древности.

Центральным пунктом свявященнодействия Великого Входа явл-ся принесение на престол Евхаристических Даров. В настоящее время Хлеб на Дискосе несет диакон, а Чашу иерей. В Древности в больших храмах, где было много богомольцев, а следовательно и много приношений в Великом Входе участвовали неск-ко диаконов, они несли Хлебы на дискосах и Чаши с Вином. В нек-рых случаях, когда не было достаточного количества диаконов в перенесении Хлебов и Чаши участвовали священники. Во время перенесения Даров на престол первоначально пелись псалмы или псалмодийными песнопения, о чём мы имеем свидетельство в беседе о Пасхе и Св. Евхаристиях Константиноп. Патриарха Евтихия (552-565 г.г. – на кафедре)(572-582 г.г.), к-рый выступал против пения псалмодийных песнопений. Блаж. Августин, напротив, был сторонником употребления псалмодийных песнопений, а не кратких стихов или тропарей, к-рые из-за своей краткости могут быть неправильно понятыми молящимися. Поводом к данному выступлению было введение кратких стихов или тропарей перед Причащением в г. Карфагене. Еп. Илларий Кентавийский высказывал против данного нововведения, по его мнению, гимны должны были употребляться из Книги Псалмов. В результате в Восточной половине Церкви появились Херувимские на разные праздники. 4 Херувимские песни, к-рые в настоящее время употребляются в Правосл. Церкви результатом декретирования, как это предстаёт в сообщении Георгия Гендрина: «О введении песни Иже Херувимы». В Иерусалимском Канонаре имеется ряд тропарей предназначенных для пения на перенесение Святых Даров на престол, за очень редким исключением при них не указывается классов принадлежности, что уже говорит о их раннем происхождении.

В навечерии Рожд. Христова полагается: «Что Тебе принесу Христе…», на Благовещение: «Страшное и славное», в Прощённое воскресенье «Иже Херувимы…».

Связь Великого входа с Плащеницей.

По окончании Великого Входа свящ-к снимает дискос с головы диакона, при чтении особых тропарей, в к-рых говорится о Погребении Христа. В этом действии Церковь символическим воспоминает Тело Господа с Креста, каждения Тела Господа благовониями и приготовляет Его к погребению Иосифом и Никодимом. Воздух к-рый покрывает Дискос и Чаша вместе символизирует камень, к-рый был привален к гробу.