Б.36. В.1. ТВОРЕНИЕ ВИДИМОГО МИРА. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ. ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ

Творение видимого мира

Богооткровенное учение о происхождении видимого мира с наибольшей полнотой излагается в 1-й главе книги Бытия. «В начале Бог сотворил небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною...» (Быт. 1, 1-2).

Земля, упомянутая в 1-м стихе книги Бытия, это не наша планета, а весь будущий космос в первозданном состоянии. Эта та материальная основа, к-рая устрояется Божеств. словами в последующие 6 дней и из к-рой возникает весь видимый мир. Безвидность и неустроенность "земли" указывает на неразделенность ее элементов. Она представляла собой бездонную, безжизненную, темную и мрачную бездну, что подтверждают и последующие слова Писания: «...и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Праматерия пребывала в некоем текучем и вневременном состоянии. По замечанию свт. Василия Великого (и др. отцов), под Духом Божиим нельзя понимать просто воздух или ветер, т.к. в Писании никакой дух не именуется Божиим, кроме Святого, восполняющего Собой Божеств. Троицу. Выражение носился над водою в сирском языке (родственном еврейскому) означает: "согревал и оживотворял водное естество", по подобию птицы, насиживающей яйца и сообщающей нагреваемому яйцу нек-рую живительную силу. Иначе говоря, Св. Дух приготавливал первовещество к последующим этапам творения.

Если первовещество было сотворено "из ничего" (это так называемое "первичное творение"), то впоследствии все сущее получает бытие из этой уже готовой материи и представляет собой "вторичное творение". Книга Премудрости Соломоновой говорит о всесильной руке Божией, создавшей мир из необразного вещества (Прем. 11, 18), имея в виду вторичное творение.