Образ и подобие Божие в человеке

Античные философы именовали человека - микрокосм, т. е. малый мир, малый космос, к-рый заключает в себе все элементы мироздания.

Свт. Григорий Нисский говорил, что человек - это некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, к-рыми наполнена вселенная, и объединяющий собою всякий род жизни.

В то же время у свв. отцов отношение к самому термину "микрокосмос" было отличным от того, какое имело место в античности. Для древних авторов - это гордое наименование, в к-ром они видят залог величия человека, тогда как у отцов Церкви нередко встречается ироническое отношение к этому термину. Свт. Григорий Нисский замечает: "Те кто думал возвысить человеч. природу этим велеречивым наименованием, не заметили, что одновременно наградили человека качествами, свойственными комарам и мышам". Для отцов Церкви во взгляде на человека характерна обратная перспектива в сравнении с той, к-ую мы наблюдаем у языч. мудрецов. Если для последних величие человека заключается в том, что роднит его с космосом, роднит со Вселенной, поскольку сам Космос мыслится, как Божеств. начало, то отцы Церкви усматривают величие человека в том, что выделяет человека из мира, из природы. А выделяет его, по учению свв. отцов, образ сотворения и существования. Человек сотворен по образу и подобию Божию.

О сотворении человека по образу Божию неоднократно говорится в Свщ. Писании: Быт. 1, 26-27 и 9, 6. Что такое образ Божий по учению свв. отцов? В святоотеч. текстах, содержится широкий спектр мнений по этому вопросу.

В общем и целом свв. отцы согласны в том, что образ Божий есть способность человека отображать Божеств. совершенства. Бог есть абсолютный разум, человек тоже есть существо разумное. Бог существо духовное - человек, также имеет в себе дух. составляющую - душу. Бог вечен, отражением вечности в человеке явл-ся бессмертие. Бог явл-ся Творцом - человек также обладает творческими способностями, хотя в отличии от Бога творит не из ничего, а из подручного материала. Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной.

Что такое Божие подобие? Большинство древних отцов и современных правосл. богословов проводят различие между понятиями образа и подобия, хотя нек-рые не делали такого различия. В частности, на тождественности этих терминов настаивали свтт. Афанасий и Кирилл Александрийские.

В рус. богослов. традиции такого мнения придерживался свт. Филарет Московский, к-рый, ссылаясь на евр. текст Библии, показывал, что понятия образа и подобия нередко явл-ся в Свщ. Писании взаимозаменяемыми.

Свт. Василий Великий след. образом определяет различие между образом и подобием. Он анализирует 26 и 27 стихи 1-й главы книги Бытия. В 26-м стихе сказано: "И сказал Бог сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему". А в 27-м стихе говорится: "И сотворил Бог человека по образу Своему по образу Божию сотворил его", т. е. волеизъявление Божие содержит 2 элемента - образ и подобие, а сотворение лишь 1 - образ, о подобии 27-й стих умалчивает.

Многократно говоря о том, что такое образ Божий в человеке, отцы Церкви, тем не менее, явно уклоняются от того, что бы дать формальное определение этого понятия.

Разные отцы, даже близкие по духу, говорят об образе Божий в человеке различно, иногда даже у одного и того же автора, в различном контексте, встречаются весьма различные высказывания по этому вопросу. Справедливо поставить вопрос: а можно ли вообще дать формальное определение образа Божия? Еще в конце 4 века свт. Епифаний Кипрский писал: "Церковное учение верует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но в какой именно части находится то, что по образу Божию, не определяет". Этими словами св. отец признает, что человек сотворен по образу Божию, но в то же время считает невозможным дать определение этого понятия. В этом нет ничего удивительного, апофатическая антропология явл-ся естественным следствием апофатического богословия, если Бог по Своей сущности неопределим, то и человек, сотворенный по образу Божию, также не может быть во всей полноте охвачен рассудочным определением.

В соврем. богословии такой взгляд на человека получил наименование открытой антропологической модели. В отличие от Восточ. патристической традиции запад. схоластика в средние века отошла от такого понимания богообразности, и образ Божий в запад. богословии стал определяться через различные свойства дух. природы человека, такие как свободная воля, разумность, суверенность и т. д.

Когда мы говорим, что человек создан по образу Божию, то имеем в виду, что он способен нек-рым образом отражать совершенство Творца. Но разве мир в целом не отражает совершенство Творца, разве эти совершенства отражаются только в природе человеческой? Вопрос риторический. Но очевидно, что человек все же отражает Божеств. совершенство особым образом. На это различие указывает свт. Филарет Московский, когда замечает, что вся тварь показывает нам следы Творца, но только как бы "задняя Божия", но образ лица Божия находится только в человеке.

В самом деле, в отличие от всех прочих тварей человек не только может быть причастен к Божеству, он способен общаться с Богом, способен участвовать в Божеств. жизни, предстоять Богу лицом к лицу. Но общаться может не что, а только кто, т. е. личность. Поэтому можно сказать, что образ Божий в человеке заключается, прежде всего, в том, что человек есть, личностное существо. И в этом безличном мире он единственный явл-ся личностным образом личного Бога.

Чтобы лучше понять святоотеч. учение об образе Божием в человеке, вспомним, как представляли себе космос античные авторы.

Существует восходящая к Платону схема, для античной философии парадигмальная. С одной стороны, существует неподвижный мир вечных идей или эйдосов. С другой - сосуществующая миру вечных идей бесформенная материя, наделенная вечным хаотичным движением. Посредником между этими 2мя полюсами мироздания выступает Демиург, устроитель Вселенной, к-рый, созерцая вечные идеи, по образцам этих идей творит из материи космос, Вселенную, человека.

Таким образом, каждая вещь существует только в силу того, что она причастна своему эйдосу, и явл-ся тем, что она есть, только потому, что причастна именно к этому эйдосу. Святоотеч. мысль успешно христианизировала эллинскую философию. Тем не менее, рассматриваемая схема так и не была адаптирована христианством, хотя такие попытки и предпринимались. Причина в том, что в мире существует одна вещь, к-рая вопиющим образом не эйдетична, к-рой нельзя отыскать соответствующего эйдоса, эта вещь - человек. Каждая вещь создана по образу определенного эйдоса, а для человека отыскать соответствующий эйдос невозможно, т.к., согласно Божеств. Откровению, человек создан не по образу нек-рого эйдоса, а по образу Божию.

Следовательно, если человек создан по образу Божию, то это значит, что человек существует и явл-ся тем, чем он явл-ся, благодаря своей причастности не определенному эйдосу, а Самому Богу. Для Восточ. отцов образ Божий есть способность человека быть причастником Божеского естества. Поэтому об образе Божием нельзя говорить как о нек-ром свойстве человеч. природы безотносительно ее отношения к Богу.

В учении об образе Божием следует различать между понятиями "черты образа Божия" и "образ Божий". Черты образа Божиего - это то, в чем образ Божий конкретно проявл-ся, т. е. совокупность существенных свойств человеч. природы. Но не всякое существенное свойство человеч. естества явл-ся чертой образа Божия, напр, неведение будущего. Сам образ Божийотносится не к природе, а к способу ее существования, к-рый у человека личностный, что и делает возможным участие человека в Божеств. жизни. В силу этой причастности через существенные свойства человеч. природы может являться образ Божий. Напр, для свт. Кирилла Александрийского человек явл-ся богообразным в силу того, что он есть существо разумное. Разумность - одна из черт образа Божия в человеке.

Но далее из рассуждений св. отца видно, что для св. Кирилла сама по себе разумность не явл-ся образом Божиим. По-гречески разумное существо - logikos. И человек есть "логикос" только в силу того, что он причастен к Божественному Логосу, как Источнику всякой разумности.

Образ Божий в человеке можно понимать и как совокупность благ, к-рыми человек обладает в силу своей причастности источнику всех благ, Богу. Эта мысль выражена у свт. Григория Нисского: "Бог по природе сама благость, Он создает человека не по иному какому побуждению, только потому что благ. Совершенство благости проявл-ся в том, что Он вызывает человека из небытия к бытию и в изобилии сообщает ему всякое благо. Список этих благ так длинен, что перечислить их не возможно и все они содержатся вкратце в одном выражении: человек создан по образу Божию. Образ в том и имеет сходство с Первообразом, что исполнен всякого блага".

Понятия "образа" и "подобия" тесно между собой связаны, их нельзя рассматривать как нек-рые статичные величины, к-рые можно противопоставлять, т.к. одно неизбежно предполагает другое и не может быть понимаемо в отрыве от него.

Образ Божий есть дар Божий каждому человеку, к-рый выражается в возможности быть причастником Божеств. жизни, участвовать в Божеств. совершенствах. Подобие - проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой эта способность реализуется. Эта мысль встречается у прп. Максима Исповедника: «Бог, приводя в бытие дух. разумную сущность, по высочайшей благости Своей сообщил ей 4 Божеств. свойства бытие, приснобытие, благость и премудрость.

Первые 2 свойства Бог даровал сущностям, а 2 других - способности воли, т. е. сущности он даровал бытие и приснобытие, а способности воли - благость и премудрость, чтобы тварь по причастию стала тем, что Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и подобию Божию. "По образу" - как сущий образ Сущего и как присносущий образ Присносущего, хотя он и небезначален, но зато бесконечен. "По подобию" - как благой, подобие Благого, и премудрый, подобие Премудрого, будучи по благодати тем, чем Бог явл-ся по природе. Всякое разумное естество по образу Божиему, только одни благие и мудрые по подобию Его». Человек как существо богообразное может по благодати стать всем, чем Бог явл-ся по природе.

В человеке различаются черты, в к-рых проявл-ся образ Божий, прп. Максим выделяет способность бытия вообще и в способность вечного бытия, и черты подобия Божия, среди к-рых преподобный отмечает благость и мудрость. Можно сказать, что "образ" и "подобие" - это 2 неразрывно связанных между собой аспекта двуединого понятия. Различие, существующее между ними, обусловлено различными оттенками смыла этого понятия. Действительно, смысловое различие между понятиями "образа" и "подобия" Божия существует. Образ Божий есть то, что человеку дано, каждый человек, приходящий в мир, имеет образ Божий. Подобие же, напротив, есть нек-рая заданность, задача, к-рая стоит перед человеком и к-рую он должен решать в течение всей своей жизни. Черты образа Божия относятся к сущности человека, это есть существенные свойства человеч. природы, в то время как черты подобия Божия раскрываются в результате направленности человеч. воли к добру. Чертами образа Божия обладают практически все люди, в то время как черты подобия Божия раскрывают далеко не все. Несмотря на эти различия, возможно говорить об образе и подобии как о двуедином понятии. Ведь богообразность заключает в себе богоподобие, а подобие Божие есть не что иное, как раскрытие образа Божия в жизни конкретного человека, именно это делает возможной взаимозаменяемость этих терминов в Свщ. Писании без ущерба для смысла.

Таким образом, в понятии "образа Божия" в человеке, по учению Восточ. отцов, различаются 2 момента.

С одной стороны, образ Божий понимается как способность человека участвовать в Божеств. жизни, быть причастником Божеств. блага. Это есть характеристика способа существования человеч. естества, к-рый явл-ся личностным. В силу того, что человек причастен Божеств. природе, он есть существо личностное. И, наоборот, в силу того, что он есть личностное существо, он способен к общению с Богом, способен по благодати становится тем, чем Бог явл-ся по природе.

С др. стороны, можно различать в человеке черты образа Божия, т. е. совокупность существенных свойств человеч. природы, благодаря к-рым человек может совершенствоваться, уподобляться Богу, отражая совершенства своего Творца. Черты образа Божия - это, напр, разумность, дар слова и т. п. Соответствующим образом пользуясь этими способностями, человек может достигать богоподобия, напр, приобретать мудрость, к-рая явл-ся чертой уже не образа, а подобия Божия.

Сами по себе черты образа Божия ни по отдельности, ни в совокупности не исчерпывают человеческой богообразности. По тем или иным причинам нек-рые черты образа Божия у нек-рых людей могут не проявл-ся. Есть люди, к-рые лишены разума, не обладают даром слова, другими чертами образа Божия. Тем не менее, несмотря на отсутствие этих черт, мы не можем отрицать за этими людьми человеч. достоинства, именно потому, что они сотворены по образу Божию и тоже могут быть причастниками Божеского естества, т.к. Бог считает их именно людьми и промышляет как о человеках.

Достоинство человека как личности основывается не на характеристиках его природы, а на отношении к нему Бога.