Состав человеч. природы: дихотомия и трихотомия

Человеч. ипостась явл-ся сложной. Она заключает в себе различные природы. С этим согласны все богословы. Но сколько этих природ? В этом отношении богословы делятся на 2 лагеря - трихотомистов и дихотомистов.

Дихотомисты признают в человеке 2 различных природы: душу и тело.

Трихотомисты признают в человеке 3 различных субстанции: дух, душу и тело. Они считают, что дух отличается от души не менее радикально, чем душа отличается от тела.

В пользу своей гипотезы трихотомисты (среди богословов 20-го века трихотомистом был, напр, о. Сергий Булгаков) приводят след. ссылки на Свщ. Писание: "Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12).

"И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока" (1 Фее. 5, 23).

У многих отцов Церкви, особенно ранних, говорится о трехсоставности человеч. природы. Св. Иустин ("О воскресении", 10 гл.) писал: "Тело есть жилище души, а душа - жилище духа, и эти три сохраняются в тех, к-рые имеют надежду и веру в Бога".

В том же произведении (8-й гл.) он говорит: "Человек есть животное, разумное существо, состоящее из души и тела".

Свщмч. Ириней Лионский ("Против ересей", 5-я книга) говорит: "Совершенный человек состоит из трех: плоти, души и духа, и в коих один (дух) - спасает и образует, другая (плоть) - соединяется и образуется, а средняя между сими двумя (т. е. душа) тогда, когда следует духу, возвышается им, а когда угождает плоти, ниспадает в земные похотения".

Большинство отцов Церкви говорят о 3хсоставности человеч. природы, хотя и проводят различие между духом и душой, но не рассматривают дух, как самостоятельную, отличную от души субстанцию. Обычно они понимают под духом либо Дух Божий, т. е. благодать, присутствующую в человеке, либо имеют в виду различные состояния души. Св. Климент Александрийский говорит: "Душа и дух - наименования одной и той же сущности". Но под действием Божеств. благодати в душе устанавливается особый жизненный строй. Иными словами, дух - это та же самая душа, только после своего благодатного обновления. У ап. Павла слово "душевный" явл-ся синонимом "плотского" и в этом смысле противопоставляется "духовному" (1 Кор. 2, 13-3, 1). Поэтому противопоставление души и духа в Евр. 4, 12 имеет у ап. Павла нравственное, а не онтологическое значение, т. е. указывает на различную направленность помышлений и намерений сердечных: направлены ли они к "духовному" или к "душевному", "плотскому".