Происхождение от Адама и Евы всего рода человеческого. Преадамизм и полигенизм

Догматически важно доказать происхождение от Адама и Евы всего человеч. рода, т.к. тем самым утверждается единосущие всех людей между собой. А на этой истине, в свою очередь, основывается учение о первородном грехе и об Искуплении: "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5, 12).

"Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни" (Рим. 5, 18).

В христиан. богословии истина происхождения всего человеч. рода от Адама и Евы впервые была поставлена под сомнение в 17-м веке. Кальвинист из Бордо по имени Исаак Пеер предложил учение, к-рое получило наименование "преадамизм". Суть этого учения в след: 1-я и 2-я главы книги Бытия говорят о 2х разных актах сотворения, не связанных между собой.

Согласно Пееру, на 6й день были сотворены язычники. Язычники согрешили через нарушение естеств. закона и также были под грехом. Во 2-й главе повествуется о творении 8го дня, когда особым актом были сотворены Адам и Ева, как родоначальники ветхозаветной церкви. Затем они были поселены в раю, где нарушили заповедь и были изгнаны из рая.

Каковы аргументы Пеера? Во-1-х, Каин перед бегством после убийства Авеля опасается, что его могут убить. Во-2-х, известно, что Каин женился. И в-3-х, Каин построил город в земле Нод. Все это, по мнению Пеера, означает, что наряду с Адамом и Евой и их непосредственным потомством сосуществовали и другие люди, к-рые косвенно упоминаются в книге Бытия.

На это можно возразить, что христиан. экзегеза не утверждает, что Свщ. Писание говорит о всех без исключения детях, к-рых имели те или иные библейские персонажи. Обычно упоминаются лишь те, образ к-рых имеет определенную смысловую нагрузку в Свщ. Писании. Поэтому нельзя утверждать, что у Адама и Евы кроме Каина, Авеля и Сифа не было других детей.

Как известно. Каин родился на 30-м году от сотворения Адама, а Сиф - на 230-м году. За промежуток времени в 200 лет могло народиться столько людей, что они могли заселить не один город. Более того, само слово "город", использованное в Свщ. Писании, совсем не обязательно должно означать какой-то мегаполис. Это вполне могло быть просто огороженное селение, причем огороженное не с целью защиты от вооруженных врагов, а, напр, для защиты от диких животных.

След. аргумент преадамистов таков: в родословиях сынов Ноя (Быт. 10) упоминаются только представители белой расы, т. е. семиты и индоевропейцы. Но это мнение тоже не верное, т.к. в Быт. 10, 6-7 упоминается некий Хуз - родоначальник эфиопов. В древности Эфиопия так и называлась - земля Хуз. Эфиопы относятся к негроидной расе. Упоминается и некий Магог, к-рого считают прародителем расы монголоидной.

Что касается текста Свщ. Писания, то с ним гипотеза Пеера находится в полном противоречии, ссылками на Писание обосновать ее невозможно. В Быт. 2, 5, говорится: "Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли", и дальше сразу же идет повествование о сотворении Адама. Очевидно, что до Адама людей на земле не было: "Но для человека не нашлось помощника, подобного ему" (Быт. 2, 20), значит, опять-таки до сотворения Адама никаких других людей не было.

"И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих" (Быт. 3, 20).

Слова из молитвы Товии: "Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою - жену его. От них произошел род человеческий" (Тов. 8, 6).

"От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли" (Деян. 17, 26).

Таким образом, Свщ. Писание не дает никаких оснований для гипотез, подобных гипотезе Пеера. Впоследствии, в 18-м веке, в эпоху Просвещения, преадамизм сошел с христиан. почвы и трансформировался в небогословское учение, к-рое называется полигенизм. Сущность его заключается в след: на земле существует неск-ко различных человеч. видов, к-рые отличны друг от друга так же, как отличны друг от друга различные виды животных, имеющие различное происхождение и различных родоначальников. Адептами таких воззрений в 18-м веке были Руссо, Вольтер, Гельвеции и др.

Обосновать эту гипотезу пытаются или с помощью естествознания, ссылаясь на различие анатомических признаков (цвет волос, кожи и т. п.), различие языков, данные палеонтологии и т. д. Но убедительных аргументов в пользу этого учения нет. Наука свидетельствует, что умственные способности у людей всех рас и национальностей при одинаковых условиях жизни практически не отличаются. Анатомия и физиология тоже у всех людей одинаковы. Представители всех рас и национальностей способны вступать в смешанные браки и давать потомство.

Психология также не находит существенных различий между представителями различных рас. Напр, дар слова, обучаемость иностр. языкам, способность самосовершенствования, базовые нравств. понятия, сходство религиозных преданий не дают основания говорить о различных национальностях, как о различных видах. Не подтверждают истинности полигенизма и данные сравнительного языкознания. Полемика с полигенизмом имеет и нравств. значение, т.к. на основе полигенизма строятся разные античеловечные учения, типа расизма, национал-социализма и т.п.