Образы Божеств. промышления о мире

Естественный образ промышления

Естеств. Промысл - такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов, и судьбы Божий приходят в исполнение по естеств. течению вещей, от Бога установленному, только под промыслительным надзором Божиим. "Ты поставил землю, и она стоит" (Пс. 118, 90). В Пс. 148, 6 о солнце, звездах и всех родах существ сказано, что Бог "поставил их на веки и веки; дал устав, к-рый не прейдет" (Пс. 148, 6).

Сверхъестественный образ промышления

Сверхъестественный Промысл - промышление и управление миром посредством чудес. Чудеса - это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естеств. сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемые Богом для достижения важных религиозных целей. В Свщ. Писании для обозначения чудес используются 2 слова: "силы" и "знамения".

Слово "силы" содержит указание на то, что чудо есть проявление силы Божией, что действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы. Слово "знамение" указывает на символическое значение чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религ. цели, имеют учительное значение. В Свщ. Писании слово "силы" встречается в Мф. 11, 20-23, когда Господь обличает Галилейские города, Вифсаиду, Хоразин и Капернаум: "Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись".

Эти слова обычно понимаются в том смысле, что много физических сил затратил Господь, проповедуя в этих городах. Но в действительности здесь имеются в виду силы в смысле чудес, совершенных Спасителем в этих городах.

"Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа" (Деян. 4, 33). Это значит, что свидетельство апостолов подтверждалось и сопровождалось чудесными действиями.

Слово "знамение" встречается, напр, в Мф. 12, 39 - фарисеи просят у Христа знамения. Господь отвечает: "Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка".

В Ин. 6, 30 иудеи спрашивают Христа: "Какое дашь знамение, чтобы мы уверовали?"

Чудеса, как сверхъестеств. образ промышления о мире, могут находиться в единстве с естеств. силами природы, напр, переход евреев через Чермное море, казни египетские, чудесный улов рыбы и т. д.