Система музыкального воспитания Золтана Кодая

 

Музыкальное воспитание подрастающего поколения в Венгрии достигло высокого уровня и привлекает к себе пристальное внимание во многих странах земного шара.

Система З.Кодая основывается на принципе всеобщности детского музыкального воспитания. Он утверждал, что музыка необходима для гармоничного развития человеческой личности, а не является предметом роскоши, без которой можно обойтись. Принципы этого выдающегося музыканта легли в основу принятой ныне в Венгрии системы музыкального воспитания и обучения. Весь процесс обучения строится на народно-песенном музыкальном материале. Кодай ввел в массовую венгерскую школу

метод «Тоника соль-фа».

Основные положения концепции З. Кодая:

– только активная музыкальная деятельность, только практика музицирования может явиться основой музыкального воспитания и способна

привести к подлинному переживанию-пониманию музыки;

– единственным «инструментом» для музицирования, который доступен любому и каждому, является человеческий голос; пение – первое художественное проявление человека и к нему с особой силой взывает

инстинкт человека, живущего в «нашу механизированную эпоху»;

– только коллективное пение, то есть хор, может привести к всеобщему музицированию, к совместному музыкальному переживанию и к чувству человеческой общности;

– ничто другое, кроме пения, не способно развить относительно звуковысотный слух, являющийся фундаментом музыкальности; пение a capella – школа для развития музыкальных способностей.

Необходимо помнить, что не всякое пение развивает музыкальный слух, музыкальность. Если все внимание сосредоточивается на певческих упражнениях и сольфеджио, когда все заботы направлены лишь на чистоту интонирования и когда пение не увлекает, не затрагивает душу и сердце, – польза, получаемая от вокально-слуховой работы, ничтожна. Самое существенное состоит в том, чтобы воспитать полноценное понимание музыкальной выразительности, развить эмоциональное восприятие музыки.

Главнейшими особенностями педагогической деятельности З.Кодая были несокрушимая инициатива, неутомимый энтузиазм, понимание, сколь важна в работе каждая мелочь, и демократической основной идеи, определявшей его педагогические устремления: музыка должна принадлежать всем!

Венгерская музыкальная педагогика не сводится к методу Кодая; она, скорее, философская категория, учение о роли музыки в обществе, жизни детей, юношества, взрослых.

Изучая исторические корни метода З. Кодая, важно обратить внимание на сходство основных его принципов с идеями других музыкантов-педагогов, и прежде всего таких, как реформатор немецкого музыкального воспитания Лео Кестенберг, организатор Международного общества по музыкальному воспитанию подрастающего поколения (ИСМЕ), который считал главной задачей педагогов претворение идеи воспитания человечности с помощью музыки и благодаря музыке.

Источники разработанной З. Кодаем системы музыкального воспитания можно обнаружить в истории музыкальной педагогики. Если рассматривать релятивную сольмизациюкак один из основополагающих принципов метода Кодая, то с исторической точки зрения следует упомянуть наследие Гвидо д’Ареццо.

В Венгрии первое приобщение к музыкальным занятиям происходит при помощи релятивной сольмизации, с использованием ручных знаков, разработанных английским педагогом Джоном Спенсером Кервеном.

Пространственные движения рук при смене звуков мелодии, которую дети слушают или поют, создают наглядную картину изменения высоты звуков.

Кроме этого, эти приемы укрепляют представления о подвижности тоники. Этому способствует зрительно-слуховая наглядность перемещения тоники при исполнении мелодии от разных тонов.

Стремление к хоровому пению стало в Венгрии поистине всенародным. Базу массовой хоровой культуры составляют школьные хоры. Кодай поставил цель: музыкальная культура должна стать достоянием каждого гражданина. Средством для достижения этой цели является всеобщая музыкальная грамотность, умение петь по нотам.

В начальных классах с детьми 6–10 лет уроки музыки проводит учитель, преподающий все предметы. На преподавание предмета «музыка» в 1-м классе школы отводится по полчаса два раза в неделю, во 2–7 классах – по два часа в неделю. Кроме того, два часа в неделю ребята занимаются хоровым пением, а также два раза в неделю можно посещать оркестровые занятия. В 3–4-м классах есть возможность ознакомиться с музыкальной литературой и обучиться игре на каком-либо инструменте.

Среди общеобразовательных школ большое распространение получили средние школы с музыкальным уклоном. В 1–4-х классах музыке отводится шесть часов в неделю, в 5–7-х – четыре часа музыке и два часа – хоровым занятиям. В школах организованы также инструментальные классы: фортепиано, скрипки, духовых инструментов. Количественный состав музыкальных классов меньше обычных. Здесь также сокращен общеобразовательный цикл музыкальных предметов.

Два первых года обучение строится исключительно на венгерском музыкальном материале. При овладении основами музыкальной грамоты широко используются ручные знаки. Только прочно овладев основами релятивной системы, примерно с 10-летнего возраста, дети переходят к абсолютной системе, которые хорошо «ладят» одна с другой.

В музыкальном воспитании чувства ритма детей используются элементы движений, заимствованных из работ Эмиля Жак- Далькроза, который создал систему ритмических упражнений для развития музыкального слуха и памяти, внимания, ритмической свободы и пластичности.

Тактирование, хлопки и постукивания очень полезны для практического овладения ритмическими элементами на начальном этапе любого музыкального обучения. Равномерная ходьба и хлопки во время пения помогают лучшему мышечному ощущению временных элементов и приводят к более четкому восприятию метра и ритма. Исполнение песни с одновременной ходьбой и ручным тактированием метра развивает координацию движения рук и ног. В дальнейшей работе возможно сочетания пения под аккомпанемент хлопков или шагов на остинатном ритме.

Упражнения, используемые Э. Жаком-Далькрозом, проводятся, в основном под аккомпанемент фортепиано.