Основные возражения против Божеств. достоинства Святого Духа и Его равенства с Отцом и Сыном

Духоборцы ссылались на Пролог Ев. от Иоанна (Ин. 1,3), т.к. там сказано, что через Сына "Все ... начало быть"...

Свт. Григорий Богослов так разъясняет это место (Слово 31): "У Евангелиста не сказано просто "все", а все, что стало быть, т. е. все, что получило начало бытия, не с Сыном Отец, не с Сыном и все, что не имело начатка бытия". Иными словами, если мысль духоборцев логически продолжать, то можно дойти до абсурда и утверждать, что не только Дух Святой, но и Отец, и Сам Сын получили бытие через Слово.

Иногда ссылаются на то, что Дух Святый в перечислении Божественных Лиц в Свщ. Писании всегда поставляется на последнее, 3-е место, что якобы явл-ся знаком умаления Его достоинства.

Но есть тексты Свщ. Писания, где Дух Святый стоит не на 3-ем, а на 2-м месте. Напр в 1 Пет. 1, 2, сказано так: "По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа". Здесь Св. Дух поставлен на 2-е, а не на 3-е место.

Свт. Григорий Нисский ("Слове о Духе Святом против македониан-духоборов", 6 глава) говорит: "Порядок по числу почитать знаком нек-рого уменьшения и изменения по естеству, было бы подобно тому, как если бы кто, видя пламень, разделенный в 3х светильниках (а предположим, что причина 3-го пламени есть 1-й пламень, возжегший последний преемственно через 3-й), потом стал утверждать, что жар в первом пламени сильнее, а в следующем уступает и изменяется в меньшей, 3-й же уже не называет и огнем, хотя бы он так же точно жег, и светил, и производил все, что свойственно огню".

Таким образом, поставление Святого Духа на 3-е место обусловлено не Его достоинством, а характером Божеств. домостроительства, в порядке домостроительства Дух преемствует Сыну, завершая Его дело.

Б.24. В.1. ИПОСТАСНЫЕ СВОЙСТВА. СВИДЕТЕЛЬСТВО ОТКРОВЕНИЯ ОБ ОТНОШЕНИЯХ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ. РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О Filioque.