Б.22. В.1. ТОЛКОВАНИЕ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «УНИЧИЖИТЕЛЬНЫХ МЕСТ» ЕВАНГЕЛИЯ. ВЕРОВАНИЕ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ В БОЖЕСТВЕННОЕ ДОСТОИНСТВО СЫНА БОЖИЯ И ЕГО РАВЕНСТВО С ОТЦОМ

Толкование так называемых "уничижительных мест" Еванглия

Именно на эти уничижительные места ссылались ариане, отрицавшие единосущие Сына с Отцом, считая Сына созданным из не сущих.

Прежде всего это Ин. 14, 28: "Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня". Этот стих может быть истолкован двояким образом: и с точки зрения учения о Пресвятой Троице и в плане христологическом.

С позиции учения о Пресвятой Троице тут все просто, по ипостасному отношению Отец, как Начальник и Виновник бытия Сына, явл-ся по отношению к Нему большим.

Но этот стих получил в Правосл. Церкви христологическое толкование. Это толкование было дано на Константиноп. соборах 1166 и 1170 г. Спор, возникший вокруг этого стиха был связан с учением митр. Киркирского Константина и архим. Иоанна Иреника.

Они утверждали, что этот стих в плане христологическом истолковать невозможно, т.к. человечество во Христе является всецело обоженным, и его вообще невозможно отличать от Божества. Можно различать только мысленно, в одном только воображении. Поскольку человечество обожено, то оно и почитаться должно наравне с Божеством.

Участники Константиноп. соборов отвергли это учение как однозначно монофизитское, фактически проповедующее слияние Божественной и человеч. природы. Они указали, что обожение человеческой природы во Христе ни в коей мере не предполагает слияние природ или растворения человеч. природы в Божественной.

Даже в состоянии обожения Христос остается истинным Человеком, и в этом отношении по Своему человечеству Он явл-ся меньшим, чем Отец. При этом отцы соборов ссылались на Ин. 20, 17, слова Спасителя после Воскресения, обращенные к Марии Магдалине: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему", где Христос именует Своего Отца и Отцом и Богом одновременно. Это двойное наименование указывает, что различие естеств и после Воскресения не упразднилось.

Еще задолго до этих Соборов, в 8 веке, св. Иоанн Дамаскин след. образом истолковал этот стих: "Отцом называет Бога потому, что Бог есть Отец по естеству, а наш - по благодати, нам Бог - по естеству, а Ему соделался по благодати, поскольку Сам сделался человеком".

Поскольку Сын Бога во всем после Воплощения сделался подобным нам, то Его Отец одновременно явл-ся для Него и Богом, так же, как и для нас. Но для нас он явл-ся Богом по естеству, а для Сына - по домостроительству, т.к. Сам Сын соблаговолил стать человеком.

Таких уничижительных мест в Свщ. Писании довольно много. Мф. 20, 23, ответ Спасителя на просьбу сынов Зеведеевых: "Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим". Ин. 15, 10: "Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви". Высказывания, подобные этим, церковными экзегетами относят к человеческому естеству Спасителя.

В Деян. 2, 36 о Христе сказано, что "Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли", у евангелиста Луки здесь стоит глагол epoiese, что действительно можно понимать как "сотворил" (в смысле "сотворил из ничего"). Но из контекста видно, что здесь имеется в виду творение не по естеству, а по домостроительству, в смысле "уготовал".