Б.21. В.1. ВЕРОВАНИЕ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ В ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВА. СВИДЕТЕЛЬСТВА СВ. ПИСАНИЯ О БОЖЕСТВЕННОМ ДОСТОИНСТВЕ И РАВЕНСТВЕ ЛИЦ. ЕДИНОСУЩИЕ ЛИЦ

Верование древней Церкви в Троичность Божества

В советское время в атеистической лит-ре можно было встретить утверждение, что древняя Церковь в первые века своего существования не знала учения о Троице, что учение о Троице есть продукт развития богословской мысли, и появл-ся оно далеко не сразу. Но древнейшие памятники церковной письменности не дают ни малейших оснований для подобного рода выводов.

Напр, мч. Иустин Философ (середина 2 века) (1-я апология, 13 глава): "Отца и Того, Кто пришел от Него - Сына и Духа пророческого чтим и обожаем". Все доникейские символы веры содержат исповедания веры в Троицу.

Литургическая практика также об этом свидетельствует. Напр, малое славословие: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" (и другие его формы, в древности существовало неск-ко форм малого славословия) - одна из древнейших частей христиан. богослужения.

Другим литургическим памятником может служить гимн, вошедший в состав вечерни, "Свете тихий"..., Предание приписывает его мч. Афиногену, мученическая кончина к-рого, согласно Преданию, имела место в 169 г.

Об этом свидетельствует и практика совершения крещения во имя Пресвятой Троицы.

Древнейший памятник христиан. письменности из числа не входящих в Новый Завет - Дидахи, "Учение 12-ти апостолов", к-рый по мнению современных исследователей датируется 60-80 гг. 1 века. В нем уже содержится крещальная форма, к-рой мы пользуемся сегодня: "Во имя Отца, и Сына и Святого Духа".

Учение о Троице совершенно явно выражено в творениях св. Иринея Лионского, Тертуллиана, и других авторов 2 века.

Свидетельства Откровения о Божеств. достоинстве и равенстве Божественных Лиц

Когда говорят о трех Божественных Лицах, может возникнуть такой вопрос: все ли они суть Боги в подлинном смысле слова? Ведь слово Бог может употребляться и в переносном смысле. В Ветхом Завете, напр, "богами" называются судьи израилевы. Ап. Павел (2 Кор. 4, 4) самого сатану называет "богом века сего".