Творения святых отцов и учителей Церкви

Пятошестой Собор своим 19 правилом устанавливает след. подход к толкованию Св. книг: "аще будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях".

Можно сказать, что это правило во многом определяется историч. обстоятельствами: Конец 7 века в Византии явл-ся временем нек-рого упадка церковной образованности, и именно поэтому установлено это правило. Но можно утверждать, что это правило явл-ся руководством для подхода к пониманию книг Св. Писания во все времена.

Итак, кого называют отцами Церкви, и что отличает отцов Церкви от прочих богословов и церковных писателей? Формально можно выделить 3 принципа, по к-рым тот или иной богослов считается отцом Церкви:

1) Sanctitas vitae — святость жизни;

2) Sanitas doctrinae — здравость учения, истинность, верность учения;

3) Ecclesial declaratio — свидетельство Церкви.

Почему святость жизни лежит в основе признания того или иного богослова св. отцом и учителем? По той причине, что святость расширяет познавательные способности человека. Об этом пишет ап. Павел в 1 Кор. 2, 15: "...духовный судит о всем."...

Св. отец 3 века, свт. Мефодий Патарский след. образом развивает мысль ап. Павла (Творения, 1905, с. 52): "Совершеннейшие по степени преуспеяния составляют как бы одно лицо и тело Церкви. И подлинно, лучше и яснее усвоившие истину, как избавившиеся от плотских похотей через совершеннейшее очищение и веру, делаются Церковью,... чтобы приняв чистое и плодотворное семя учения, с пользою содействовать проповеди для спасения других".

Связь между чистотой учения того или иного отца и церковным Преданием устанавливается через свидетельство Церкви. Именно свидетельство Церкви подтверждает достоинство богосл. мысли того или иного отца.

Естественно, могут возникнуть вопросы: как отличить подлинное учение отцов, имеющее авторитет, от частных мнений тех или иных отцов, в том числе и ошибочных?

Для этого существует специальное понятие: consensus patrum, согласие отцов. В святоотеч. учении принимается та его часть, по к-рой имеется единодушное мнение всех, либо значит. большинства св. отцов. По важнейшим вопросам догматич. характера разночтений у отцов нет. Эти разночтения имеют место в основном по второстепенным вопросам.

Св. Иоанн Дамаскин след. образом поясняет наличие такого согласия: "Отец не противоборствует отцам, ибо все они были общниками Единого Духа Святого". Поэтому для каждого, кто занимается богословием и пытается утверждать истинность того или иного богослов. мнения, в качестве подтверждения необходимо приводить всегда мнение многих отцов, а не мнение какого-то одного отца.

При этом следует иметь в виду, что согласие отцов по тому или иному вопросу представляет собой теологумен, с к-рым необходимо считаться, если желаешь остаться верным Преданию. Блаж. Августин говорит: "Кто отступает от единодушного согласия отцов, тот отступает от всей Церкви".

Если по основным догматич. вопросам можно декларировать наличие согласия отцов, то по второстепенным вопросам такого согласия нет и не надо считать, что у св. отцов можно найти однозначные ответы на любой вопрос догматич. характера.

Существуют различные вопросы, по к-рым такого согласия мы не находим. По вопросу, напр, об образе и подобии Божием в человеке. В то же время, по др. вопросам такое согласие есть. В качестве примера можно привести отношение древних Отцов к догмату о папском примате, принятом в Римо-католич. церкви.

В прошлом веке англикан. богослов Кендрик, провел подробное исследование и собрал толкования 44 отцов периода Вселенских Соборов, т. е. до 8 в. включительно, у к-рых имеются толкования на Мф. 16, 18: "...ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее".

По свидетельству англикан. богослова, 36 отцов как восточных, так и западных, однозначно толкуют эти слова Спасителя в согласии с Преданием Восточ. Церкви, т. е. камнем, на к-ром будет основана Церковь, явл-ся именно исповедание Петра, а не личность ап. Петра, как преемника Христа.

И только 8 отцов из 44 понимали эти слова Спасителя в римо-католич. смысле. Если учесть, что все эти отцы были западными, причем, большинство из них сами являлись Римскими Папами, то можно утверждать, что у отцов древней Церкви по этому поводу имелось вполне определенное мнение, а мнение тех отцов, к-рые давали толкование не соответствующее Преданию, мы вправе рассматривать как их частное ошибочное мнение.