Древние символы и исповедания веры
С древнейших времен Крещение в Церкви не совершалось без того, чтобы крещаемый не исповедал свою веру. Эта вера исповедывалась посредством нек-рого символа. Для нас особое значение имеет Никео-Цареградский Символ веры, составленный на I и II Вселенских Соборах, но это не значит, что другие древние символы веры не принадлежат также Св. Преданию.
Символов веры в древности было много, в каждой поместной Церкви был свой Символ веры, к-рый читался перед Крещением, к-рый изучался во время оглашения. Такой же или близкий по содержанию символ должны были исповедывать лица, посвящаемые в свящ. сан и т. д.
Напр, Евсевий Кесарийский, церковный историк, когда представлял свой проект символа веры на I Вселенском Соборе, говорил след: "Как приняли мы от предшествовавших нам епископов и при первом оглашении и при первом восприятии крещения, как научились из божеств. писаний, как веровали и учили в пресвитерстве и в самом епископстве; так веруем и теперь, и представляем вам вашу веру"...
Можно с большой степенью вероятности предположить, что в основе всех древних символов лежит некое общее исповедание, к-рое восходит к самим апостолам.
Следы того, что такое исповедание, правило веры, существовало в древности, можно привести. У Тертуллиана говорится, что Церковь хранит правило веры, к-рое получено непосредственно от Христа.
В Новом Завете мы тоже можем найти указание, что такое исповедание существовало. В Евр. 4, 14 ап. Павел призывает: "будем твердо держаться исповедания нашего".
А в 1 Тим. 6, 12 говорится так: "...держись вечной жизни, к к-рой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями". Видимо, имеется в виду то исповедание, к-рое Тимофей исповедывал то ли перед Крещением, то ли перед хиротонией.
В конечном счете, и наш Никео-Цареградский Символ веры, что для нас особенно важно, также своими корнями уходит именно в это апостольское исповедание.
Неск-ко слов об апостольском символе веры. Исповедание, о к-ром мы только что говорили, нужно отличать от апостольского Символа веры, к-рый был широко распространен и популярен на Западе. Этот Символ веры, как доказано современной богословской и церковной исторической наукой, не имеет никакого отношения к подлинному апостольскому исповеданию.
В действительности этот Символ веры есть не что иное, как переработка крещального символа Римской церкви 3-5 веков. Современная его редакция восходит к 6-8 векам и на правосл. Востоке вплоть до Ферраро-Флорентийского Собора 15 века этот символ практически не был известен.
Исповедание веры - это исповедание, составленное определенным лицом или группой лиц. Если символ есть нечто такое, что складывается в поместной Церкви, и как бы вся поместная Церковь может рассматриваться в качестве автора этого Символа, то исповедание всегда имеет конкретного автора или авторов.
Отличия исповеданий от символов:
1) обычно более пространны, чем символы;
2) очень часто носят полемическую направленность;
3) никогда не употреблялись в литургической жизни Церкви.
Какие древнейшие исповедания нам известны?
Самое древнее - это исповедание свт. Григория Неокесарийского. Составлено оно примерно между 260-265 гг. по Р.Х. В этом исповедании рассматривается прежде всего вопрос о Пресвятой Троице. Одобрено VI Вселенским Собором.
Свт. Василия Великого (Против ариан, 4 в.)
Прп. Анастасия Синаита (6 в.), краткий катихизис.
Свт. Софрония, патр. Иерусалимского (7 в.) О Св. Троице, 2х волях Христа, одобрено 6 Вселенским Собором.
Исповедание свт. Григория Паламы, 1351 г. В этом исповедании в краткой форме выражено общецерковное учение по всем основным богословским вопросам, в частности, по вопросам, касающимся споров относительно природы Фаворского света и вопроса о границах богопознания; одобрено Константинопольским Собором 1351 г.
Исповедание свт. Марка Эфесского на Ферраро-Флорентийском Соборе 1439-1440 гг. Обстоятельное изложение правосл. учения, особенно по спорным с католиками вопросам, таким, как главенство папы, filioque и т. д.
Исповедание Патр. Константинопольского Геннадия Схоллария в 15 в., к-рое после взятия Константинополя турками. Патр. Геннадий Схолларий представил турецкому султану Мухамеду П.
Исповедание веры, к-рое известно под наименованием исповедания свт. Афанасия Александрийского в действительности, как свидетельствует современная наука, не принадлежит свт. Афанасию.
Это довольно позднее исповедание, возникшее во Франции не ранее 6-7 вв. Оно содержит учение о Христе, о Троице, причем именно в латинском, августиновском духе, с filioque. В России оно было хорошо известно в прошлом веке. Но, естественно, что в России оно было без filioque.