Б.8. В.1. ТЕОРИЯ «ДОГМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ». ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ ДОГМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Теория "догматического развития"

Как в таком случае относиться к появлению догматов? Сам факт, что в Церкви появл-ся новые догматы, является ли свидетельством появления в Церкви новых вероучительных истин?

В запад. богословии, начиная с середины прошлого века получила широкое распространение "теория догматич. развития", автором к-рой является католич. богослов кардинал Ньюман.

Смысл этой теории состоит в следующем: Церковь обладает полнотой богооткровенной истины, но для соборного сознания Церкви эта истина явл-ся сокрытой, или, по крайней мере, очень неявно ощущаемой и переживаемой до тех пор, пока богословская мысль не достигнет определенного развития и не сделает это сокровенное знание явным для соборного церковного сознания.

Теория эта очень удобна для запад. христиан с той точки зрения, что она легко позволяет оправдать всевозможные произвольные догматич. нововведения как Римокатолической Церкви, так и протестантских конфессий.

С одной стороны, эта теория кажется довольно логичной, но, с другой, она ведет к парадоксальным выводам. Скажем, в таком случае нам приходится признать, что Церковь времен апостолов, даже сами св. апостолы знали о Боге несравненно меньше, чем любой современный христианин, прослушавший курс догматики.