Догматы и богословские мнения

Церковь никогда не догматизировала только ради того, чтобы нечто догматизировать, по крайней мере, Правосл. Церковь. У католиков проявл-ся противоположная тенденция - догматизировать все, что только можно догматизировать. Для Православия всегда был характерен обратный подход - догматизировать только самое необходимое, самое существенное для нашего спасения.

Но помимо догматов в Божеств. Откровении содержится много таинственного и не вполне ясного. Наличие этой области таинственного в Божеств. Откровении обуславливает существование богословских мнений.

Богословское мнение - это суждения по вопросам веры, к-рые могут быть высказаны или каким-то церковным органом, напр, Собором, или каким-то отдельным богословом, или группой богословов, т. е. суждения по вопросам веры, к-рые не имеют общецерковного признания.

Но не следует это понимать в том смысле, что в догматич. богословии возможен произвол, безответственная фантазия. Богослов. мнение находится под строгим контролем со стороны Церковного Предания.

По отношению к богосл. мнениям применяются след. критерии:

1. критерий истинности богосл. мнений, к-рый означает согласие со Свщ. Преданием,

2. критерий допустимости богосл. мнения, т. е. непротиворечие со Свщ. Преданием. В принципе догматич. богословие может терпеть любое богосл. мнение, к-рое не находится в противоречии со Свщ. Преданием.

Примеров богосл. мнений можно привести много, это и вопрос о составе человеч. природы (дихотомисты и трихотомисты, т. е. те, кто считает, что человек, человеч. природа слагается из 2х составляющих - души и тела, и трихотомисты, к-рые считают дух самостоят. началом, самостоят. субстанцией в человеке, к-рая отлична от души и не менее радикально, чем душа отлична от тела).

Можно сюда же назвать вопросы, связанные, напр, с бесплотностью ангелов и человеч. душ, т. е. явл-ся ли ангелы чисто бесплотными существами, или они обладают некой особой тонкой ангельской телесностью.

Также и вопрос о происхождении человеч. души, с одной стороны, креационистский подход, согласно к-рому каждая душа в определенный момент творится Богом из ничего, с другой, мнение о рождении, согласно к-рому душа каждого человека, приходящего в мир, происходит неким таинственным образом от душ его родителей и т. д.

В основном, это таинственные вопросы онтологии, к-рые вряд ли могут получить окончательное разрешение в веке сем и к-рые не имеют существенного значения для человеч. спасения.

Следует отличать от богослов. мнений нек-рые вероучительные истины, к-рые признаются всей полнотой Правосл. Церкви, но к-рые в строгом смысле не явл-ся догматами, т.к. никогда не обсуждались и не утверждались Вселенскими Соборами, но имеют значение, не меньшее, чем догматы, к-рые на Соборах обсуждались. Не обсуждались они потому, что относительно этих истин в Церкви никогда не было никаких серьезных споров, собирать по поводу них Вселенский Собор было бы бессмысленно.

Какие это истины? Напр, творение Богом мира "из ничего", тварность и бессмертие человеч. души, богоустановленность церковных таинств и т. д. Все это - вероучительные истины, к-рые всей полнотой Церкви признаются, и их значение не ниже, чем догматов.

В богослов. лит-ре вы можете встретить такие выражения как, напр, "догмат воскресения", "догмат искупления", "догмат о Церкви". В принципе, это корректные и допустимые выражения.

От частных богослов. мнений, к-рые встречаются у тех или иных богословов, нужно отличать ложные богослов. мнения, к-рые могут встречаться не только у простых богословов, но и у св. отцов, т.к. само по себе наименование того или иного учителя отцом Церкви еще не гарантирует того, что у этого человека по тому ли иному вопросу не могло быть ошибочных мнений.

Почему это возможно? Прп. Варсонофий Великий след. образом пытается объяснить факт наличия даже у св. мужей ошибочных мнений. Он пишет след: "Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божий, ибо Апостол говорит "имеется в виду Ап. Павел: «… Отчасти знаем и отчасти пророчествуем» (1 Кор. 13, 9). Святые, получив утверждение свыше, изложили новое (свое) учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т. е. учение неправое… Они (Святые) не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли святым внушено было то, что им преподавали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и, таким образом, мнения учителей их перемешались с их собственным учением…».

Часто ложные мнения, высказываемые тем или иным уважаемым отцом Церкви, явл-ся не продуктом его собственной богослов. работы, а некритическим заимствованием у какого-нибудь учителя прошлого.

Теперь рассмотрим нек-рые определения и разберем основные понятия, к-рые нам понадобятся для изучения курса догматич. богословия.