Б.3. В.1. СВОЙСТВА ДОГМАТОВ. ТЕОЛОГИЧНОСТЬ (ВЕРОУЧИТЕЛЬНОСТЬ). БОГООТКРОВЕННОСТЬ. ЦЕРКОВНОСТЬ. ЗАКОНООБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ (ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ)

1. Теологичность (вероучительность). Явл-ся 1-м св-вом догматов. Это свойство догматов по содержанию.

Оно означает, что догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве, т. е. главный предмет, о к-ром говорит нам догмат - это Бог, а все остальные предметы, к-рые присутствуют в содержании догмата, т. е. человек или мир, находят себе здесь место лишь постольку, постольку, они имеют отношение к Богу.

Именно этим догматы отличаются от др. истин христианства, т. е. истин нравоучительных, литургических, канонических и т. д. Догматы суть истины веры, к-рые стоят выше человеч. опыта и превышают познавательные способности человеч. разума, поэтому дать им твердую опору, и возвести их на степень несомненной достоверности может только Божеств. Откровение.

2. Богооткровенность.Поэтому след. св-вом догматов явл-ся Богооткровенность, к-рая есть свойство догматов по способу их получения, т. е. догмат не есть плод деятельности естественного человеч. разума, а результат Божеств. Откровения.

Именно этим догматы отличаются от любых научных или философ. истин. Потому что философские и научные истины основываются на предпосылках, являющихся продуктом работы познающего человеч. разума. Все догматы основаны на богооткровенных предпосылках, к-рые почерпаются из Божеств. Откровения. Именно этим догматич. богословие как наука отличается от философии, метафизики и различных наук о природе и человеке.

Ап. Павел в Послании к Галатам (Гал. 1, 11-12) так и говорит: "Возвещаю вам, братия, что Евангелие, к-рое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа".

Поэтому любые научные и философ. истины явл-ся относительными и по мере развития человеч. знания могут либо вообще отвергаться, либо изменяться или восполняться. В отличие от них догматы, как основанные на Божеств. Откровении, абсолютны и неизменны.

Т.к. свойством догмата явл-ся Богооткровенность, догматом может почитаться только такая вероучительная истина, к-рая непосредственно преподана Иисусом Христом и была проповедана его апостолами. Так, мнение, высказанное каким-нибудь даже очень уважаемым отцом церкви, само по себе не может быть возведено на степень догмата веры.

3. Церковность.Число вероучит. истин весьма велико, в то же время вероучительных истин, к-рые мы называем догматами, не так уж и много. С чем это связано? Это связано с 3-м св-вом догматов, а именно с Церковностью догматов. Церковность есть св-во догматов по способу их существования.

Оно означает, что только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать за той или иной христиан. истиной веры догматич. авторитет и значение.

Вне Церкви не может быть догматов, потому, что догматы основываются на предпосылках, заимствованных из Откровения, а Откровение дано не каким-то частным лицам в отдельности, а даровано Церкви. Именно Церковь посредством Предания, как способа сохранения и распространения Откровения содержит богооткровенную истину.

Поэтому ап. Павел называет Церковь "столпом и утверждением истины". И поэтому только Церковь, как хранительница Предания, способна к правильному истолкованию Свщ. Писания, только она может безошибочно устанавливать за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры, т. е. догмата.

Отсюда следует вывод, что вне Церкви догматы существовать не могут. Поэтому в протестант. сообществах, где пресеклось апостол. преемство, и нет богоустановленной церковной иерархии, говорить о каких-либо догматах в строгом смысле слова невозможно.

Хотя богооткровенная истина и заключена в Откровении, и сама по себе божественна, без специального церковного акта она не может взойти на степень неоспоримой для всех истины или догмата. Поэтому, если бы не было Церкви с богодарованными ей правами и средствами, необходимыми, чтобы сообщать истинам веры догматич. санкцию, не было бы и догматов.

4. Законообязательность (общеобязательность). Это св-во характеризует отношение христианина к догматам и их содержанию. Законообязательность можно понимать в 2х смыслах. Во-1-х, как формальную Законообязательность. Церковь в своем земном аспекте представляет собой нек-рую организацию, некое человеч. сообщество, к-рое управляется в соответствии с определенными правилами и нормами, не признавая к-рых нельзя являться членом Церкви.

Поэтому формальная Законообязательность догматов проявл-ся в том, что признание истинности догматов - это обязанность всех членов Церкви. Напр, когда человек вступает в Церковь, т. е. принимает Крещение, он 3 раза произносит Символ веры, к-рый явл-ся вероучит. документом догматич. характера. Таким образом, признание истинности догматов есть элемент Церковной дисциплины. Здесь просматривается нек-рая аналогия между Церковью как человеч. сообществом и различными светскими обществами и организациями.

Ап. Павел (Тит. 3, 10-11) говорит: "Еретика, после 1-го и 2-го вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден".

Особое внимание следует обратить на слово "самоосужден", чуть ниже мы остановим свое внимание на этом слове.

В действительности Церковь всегда снисходительно относилась к человеч. немощи, Церковь долго терпит грехи человеческие, к слабостям человеч. естества нисходит, но тем не менее Церковь всегда предельно жестко относилась к тем, кто сознательно стремится исказить Церковное учение.

В этом проявл-ся забота Церкви о своих членах. Такая забота Церкви о своих членах была бы непонятной, если бы законообязательность догматов носила чисто формальный характер. Но формальная законообязательность догматов обусловлена их сотериологической законообязательностью, т. е, догматы имеют непосредственное отношение к человеч. спасению, они необходимы для спасения, это как бы есть тот фундамент, на к-ром строится дух. жизнь христианина.

Именно поэтому ап. Павел говорит, что еретик не "осуждая", т.е. он не просто отлучен от Церкви решением, постановлением какого-то церковного органа, а "самоосужден". Человек, извращающий догматы, сам себя подводит под осуждение, т. е. отлучает себя от Бога, т.к. догматы - это те нормы и правила, к-рые позволяют человеку религиозно верно организовать свою дух. жизнь.

Вот как пишет Владимир Лосский о сотериологической необходимости догматов: "Вся сложная борьба за догматы, к-рую в течение столетий вела Церковь, представляется нам, если посмотреть на нее с дух. точки зрения, прежде всего неустанной заботой Церкви в каждой историч. эпохе обеспечивать христианам возможность достижения полноты... соединения с Богом".

Прп. Силуан Афонский говорил: "Догматич. сознание органически связано со всем ходом внутренней дух. жизни. Измените в своем догматич. сознании что-либо и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш дух. облик и вообще образ вашего дух. бытия".

После того, как рассмотрены все 4 свойства догматов, определим, что такое догмат. Догмат - это теологическая, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры.