Воспитательная работа педагога-музыканта
Обучение музыке – сложный процесс. Его необходимый элемент – разносторонняя воспитательная работа, которая включает:
1) воспитание мировоззрения и нравственно-моральных качеств;
2) воли и характера;
3) эстетических вкусов и любви к музыке;
4) интереса к труду и умения работать;
5) забота о здоровье и физическом развитии учащихся.
Перечисленные задачи – не дополнение к обучению. Необходимо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим.
Методологической основой концепции воспитывающего обучения является теория общения(А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.). Г.Г. Нейгауз главным в музыкальной педагогике считал то, что «это чистая форма общения и сближения людей на основе общей преданности искусству».
Во многом решение воспитательных задач (формирование мировоззрения, воли, интереса, эстетических вкусов и т.д.) зависит от личности педагога и его отношения к своей профессиональной деятельности. Достижение положительного результата в воспитательной работе предполагает наличие трех эмоциональных компонентов:
1) эмоциональной насыщенности музыки (музыка – это огромная эмоциональная информация, которую получают учащиеся);
2) эмоционального общения на уроке. В.Н. Шацкая: «Педагог, добросовестно, но суховато ведущий урок, никогда не будет иметь особых успехов в эстетическом развитии детей, воспитании у них интереса и любви к музыке»;
3) эмоциональное отношение к успеху или неуспеху своей музыкальной деятельности. Эмоции, связанные с переживанием по поводу своей деятельности – одни из самых ценных.
Условиявоспитания личности:
• включение учащегося в практическую музыкальную деятельность;
• воспитание личностных качеств: сознания, чувств, убеждений, практических умений и навыков, привычек.
Метод воспитания– совокупность способов и приемов формирования у студентов тех или иных личностных качеств.
Следует различать методы и средства воспитания.
Средства воспитания:
1) воспитательные мероприятия и виды деятельности:
− индивидуальные беседы;
− классные собрания;
− академические и филармонические
− вечера;
− уроки;
− внеклассные занятия;
− конкурсы;
− фестивали.
2) предметы и другие средства воспитания:
− видео и аудиозаписи;
− кинофильмы;
− радио; ТВ;
− книги;
− слайды;
− предметы искусства (живопись, скульптура);
− интернет.
Концепция воспитывающего обучения включает ряд специальных методов проведения воспитательной работы.
Метод убеждения. Это основной способ развития сознательности, мировоззрения и общего формирования учащегося. Суть метода – взаимодействие учителя и учащегося, в процессе которого учащийся осознает и переживает противоречия, которые возникают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуального, эмоционального и физического развития. На этой основе возникает потребность в совершенствовании своих личных качеств.
Метод положительного примера. Суть метода – влияние на учащегося образцов поведения других людей. Психолого-педагогическая основа метода: подражательность и стремление копировать в своем поведении те действия и поступки, которые с точки зрения учащегося кажутся им значительными и укрепляют их достоинства.
Особенность: недопустимость назидания. Свой идеал учащиеся видят прежде всего в личности учителя, а также творцов музыки, великих людей в их отношении к музыке.
Метод одобрения и осуждения (наказания). Психологическая основа метода – внутренние переживания и противоречия, которые возникают у учащегося при применении этих методов.
Средства поощрения: личная похвала учителя; похвала в присутствии товарищей; благодарность в приказе; премирование; награждение призами.
Средства порицания (осуждения): замечание учителя; устный выговор; выговор в приказе; лишение премии; исключение из учебного заведения.
В младших классах – поощрение применяется чаще. Осуждение должно сопровождаться анализом поступка.
Метод требования и контроля. Процесс воспитания сопровождается существенными трудностями. Этим вызвана необходимость предъявления требований, осуществления контроля за поведением учащегося, а такжепереключение их с одного вида деятельности на другой.
Предъявление требований – способ непосредственного побуждения учащегося к тем или иным поступкам или действиям. Контроль – метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащегося с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выяснению предъявляемых требований и заданий.
Метод упражнений (приучения). В процессе формирования умений, навыков и привычек повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы.
Основные дидактические единицы музыкального образования:
– открытие и присвоение учащимися нравственно-эстетических ценностей;
– овладение способами выразительного интонирования и видами музыкальной деятельности;
– накопление опыта творческой деятельности и развитие творческих способностей учащихся;
– системное развитие музыкального слуха и мышления учащихся;
– овладение системой «ключевых» (ориентировочных) и частных музыкальных знаний;
– приобретение ведущих и опорных музыкальных умений;
– ознакомление с национальной и мировой музыкальной культурой;
– через раскрытие связей народного и профессионального творчества.