Воспитательная работа педагога-музыканта

 

Обучение музыке – сложный процесс. Его необходимый элемент – разносторонняя воспитательная работа, которая включает:

1) воспитание мировоззрения и нравственно-моральных качеств;

2) воли и характера;

3) эстетических вкусов и любви к музыке;

4) интереса к труду и умения работать;

5) забота о здоровье и физическом развитии учащихся.

Перечисленные задачи – не дополнение к обучению. Необходимо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим.

Методологической основой концепции воспитывающего обучения является теория общения(А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.). Г.Г. Нейгауз главным в музыкальной педагогике считал то, что «это чистая форма общения и сближения людей на основе общей преданности искусству».

Во многом решение воспитательных задач (формирование мировоззрения, воли, интереса, эстетических вкусов и т.д.) зависит от личности педагога и его отношения к своей профессиональной деятельности. Достижение положительного результата в воспитательной работе предполагает наличие трех эмоциональных компонентов:

1) эмоциональной насыщенности музыки (музыка – это огромная эмоциональная информация, которую получают учащиеся);

2) эмоционального общения на уроке. В.Н. Шацкая: «Педагог, добросовестно, но суховато ведущий урок, никогда не будет иметь особых успехов в эстетическом развитии детей, воспитании у них интереса и любви к музыке»;

3) эмоциональное отношение к успеху или неуспеху своей музыкальной деятельности. Эмоции, связанные с переживанием по поводу своей деятельности – одни из самых ценных.

Условиявоспитания личности:

• включение учащегося в практическую музыкальную деятельность;

• воспитание личностных качеств: сознания, чувств, убеждений, практических умений и навыков, привычек.

Метод воспитания– совокупность способов и приемов формирования у студентов тех или иных личностных качеств.

Следует различать методы и средства воспитания.

Средства воспитания:

1) воспитательные мероприятия и виды деятельности:

− индивидуальные беседы;

− классные собрания;

− академические и филармонические

− вечера;

− уроки;

− внеклассные занятия;

− конкурсы;

− фестивали.

2) предметы и другие средства воспитания:

− видео и аудиозаписи;

− кинофильмы;

− радио; ТВ;

− книги;

− слайды;

− предметы искусства (живопись, скульптура);

− интернет.

Концепция воспитывающего обучения включает ряд специальных методов проведения воспитательной работы.

Метод убеждения. Это основной способ развития сознательности, мировоззрения и общего формирования учащегося. Суть метода – взаимодействие учителя и учащегося, в процессе которого учащийся осознает и переживает противоречия, которые возникают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуального, эмоционального и физического развития. На этой основе возникает потребность в совершенствовании своих личных качеств.

Метод положительного примера. Суть метода – влияние на учащегося образцов поведения других людей. Психолого-педагогическая основа метода: подражательность и стремление копировать в своем поведении те действия и поступки, которые с точки зрения учащегося кажутся им значительными и укрепляют их достоинства.

Особенность: недопустимость назидания. Свой идеал учащиеся видят прежде всего в личности учителя, а также творцов музыки, великих людей в их отношении к музыке.

Метод одобрения и осуждения (наказания). Психологическая основа метода – внутренние переживания и противоречия, которые возникают у учащегося при применении этих методов.

Средства поощрения: личная похвала учителя; похвала в присутствии товарищей; благодарность в приказе; премирование; награждение призами.

Средства порицания (осуждения): замечание учителя; устный выговор; выговор в приказе; лишение премии; исключение из учебного заведения.

В младших классах – поощрение применяется чаще. Осуждение должно сопровождаться анализом поступка.

Метод требования и контроля. Процесс воспитания сопровождается существенными трудностями. Этим вызвана необходимость предъявления требований, осуществления контроля за поведением учащегося, а такжепереключение их с одного вида деятельности на другой.

Предъявление требований – способ непосредственного побуждения учащегося к тем или иным поступкам или действиям. Контроль – метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащегося с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выяснению предъявляемых требований и заданий.

Метод упражнений (приучения). В процессе формирования умений, навыков и привычек повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы.

Основные дидактические единицы музыкального образования:

– открытие и присвоение учащимися нравственно-эстетических ценностей;

– овладение способами выразительного интонирования и видами музыкальной деятельности;

– накопление опыта творческой деятельности и развитие творческих способностей учащихся;

– системное развитие музыкального слуха и мышления учащихся;

– овладение системой «ключевых» (ориентировочных) и частных музыкальных знаний;

– приобретение ведущих и опорных музыкальных умений;

– ознакомление с национальной и мировой музыкальной культурой;

– через раскрытие связей народного и профессионального творчества.