Потребление Святых Даров

По окончании заамвонной молитвы свящ-к царскими вратами входит в алтарь и читает молитву на потребление Святых Даров. Диакон тогда же входит сев. дверями в алтарь, подходит к престолу и, приклонив голову, внемлет этой молитве.

На литургии Иоанна Златоуста:

На литургии Василия Великого:

"Исполнение закона и пророков Сам Сый, Христе Боже наш…". "Исполнися и совершися…".

Этой молитвой свящ-к исповедует, что как Сам Господь Иисус Христос исполнил все, что возвещено в Законе и пророках о нашем спасении, так и священнослужители совершили Таинство Святой Евхаристии по заповеди Господней и просят Бога удостоить их в будущем веке насыщаться Его бессмертной трапезы.

По окончании этой молитвы свящ-к благословляет диакона, к-рый, перекрестившись, целует престол и отходит к жертвеннику для потребления Святых Даров.

Если свящ-к служит без диакона, то он сам потребляет Святые Дары.

Для потребления Святых Даров берется плат, один конец к-рого углом влагается за верхний край фелони или стихаря, другим его концом священнослужитель берет Святую Чашу левой рукой, а правой, при помощи лжицы, с благословением потребляет из Чаши ее содержимое. Затем, ополоснув Чашу водой неск-ко раз, пока не останется на стенках ее ни малейшей частицы Святого Хлеба, он выпивает эту воду, вытирает Чашу губкой досуха, затем - лжицу платом и убирает сосуды в надлежащее место (сосудохранилище).

Свящ-к, благословив диакона на потребления Святых Даров, раздает антидор, затем благословляет молящихся, стоя в царских вратах лицом к ним и возглашая: "Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Этим благословением совершается переход к молитвословиям отпуста.

Свящ-к: "Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе".

Хор: "Слава… и ныне". "Господи, помилуй (трижды). Благослови".

а) В Светлую седмицу и в отдание Пасхи вместо "Слава Тебе, Христе Боже…" свящ-к и диакон поют "Христос воскресе…" (дважды полностью, а 3-й раз - половину тропаря, до слов: "…и сущим во гробех"), а хор заканчивает: "…и сущим во гробех живот даровав".

б) От Антипасхи до Отдания Пасхи свящ-к произносит: "Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе", а хор поет: "Христос воскресе…" (трижды).

Отпуст

Свящ-к после пения "Слава, и ныне", "Господи, помилуй", "Благослови" произносит отпуст: "Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (или: иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския) и святаго (храма и дня), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".

а) В будние дни после Антипасхи до отдания Пасхи принято произносить воскресный отпуст "Воскресый из мертвых…" с упованием имени святого, его же есть день.

б) В Отдание Пасхи произносится пасхальный отпуст (с Крестом в руках).

в) В двунад. Господни праздники и до их отдания обычно произносится праздничный отпуст, если попразднство пли отдание не совпадают с воскресеньем.

г) В Великую субботу - отпуст обычный, не воскресный.

По отпусте хор поет многолетие: "Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек) митрополита, или: архиепископа, или: епископа; титул епархиального архиерея), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета".

По традиции, перед отпустом свящ-к берет Крест с престола и после отпуста, осенив Крестом оба лика и народ и сам поцеловав Крест, дает его для целования молящимся. По целовании свящ-к опять осеняет Крестом народ и возвращается в алтарь, после чего царские врата и завеса закрываются.

В дни Светлой седмицы и в день отдания Пасхи после отпуста свящ-к, осеняя Крестом на 3 стороны, возглашает: "Христос воскресе!" (трижды), на что молящиеся, осеняя себя крестным знамением, отвечают: "Воистину воскресе!" Хор также поет "Христос воскресе…" (трижды), заканчивая словами; "И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению". Или хор поет: "Воистину воскресе!" (трижды).

По отпусте и многолетии свящ-к, вернувшись в алтарь, если служит без диакона, сам потребляет Святые Дары, а при служении с диаконом произносит трижды: "Слава Тебе, Боже…" и читает благодарственные молитвы по причащении, затем "Ныне отпущаеши…", Трисвятое по "Отче наш…" и отпустительный тропарь.

На литургии Иоанна Златоуста:

На литургии Василия Великого:

Тропарь (глас 8-й):

"Уст Твоих, якоже светлость огня, воссиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим".

"Слава", кондак (глас 6-й, подобен, "Иже о нас…").

"От небес приял еси Божествен-ную благодать и твоими устнама вся учиши поклонятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, достойно хвалим тя, еси бо наставник, яко Божественная являя".

Тропарь:

"Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово Твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим".

"Слава", кондак, глас 4-й, подобен "Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне".

"И ныне", Богородичен:

"Предстательство христиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы. Но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя".

"Господи, помилуй!" (12 раз). "Честнейшую Херувим…", "Слава, и ныне".

Далее свящ-к совершает малый отпуст и снимает священные одежды.

Диакон после потребления Святых Даров, как и свящ-к, читает молитвы по причащении, снимает священные одежды и убирает в надлежащее место все священные сосуды и облачения.

Окончив Божеств. службу, священнослужители умывают руки и после поклонения престолу уходят из храма, благодаря Бога за то, что удостоил их совершить Божественную литургию.

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ЦЕРКОВНОМУ УСТАВУ

N п/п Вопросы Ответы

1. Есть ли праздник без предпразднства, а только лишь с одним попразднством?

Да.Преполовение.

2. Есть ли праздник только лишь с одним предпразднством?

Да. Происхождение Честных Древ.

3. Когда читаются на утрени 2 Евангелия?

В праздник Благовещения, если он случится в Великую Субботу, читается одно Евангелие Благовещению пред каноном, а другое - после Великого славословия.

4. Читаются ли на Литургии 2 Евангелия и 1 Апостол?

Да. В праздник Благовещения, если он придется в понедельник, вторник, среду на Страстной седмице.

5. Когда поется вечерня без прокимна?

В Великую Субботу.

6. Есть ли такой двунад. праздник, служба к-рого отправляется прежде самого праздника и какой этот праздник?

Да. Если Сретение Господне приходится на понедельник 1-й недели Великого поста, то служба (праздника) оному должна быть отправляема в Воскресенье сыропустное.

7. Читаются ли паремии на вечерне при бесполиелейной службе?

Да. В течение всей Четыредесятницы и на Преполовение.

8. Поется ли полиелей без паремий?

Нет.

9. Бывает ли на малой вечерне чтение паремий?

Да. На Сретение Господне, если оно придется в субботу сыропустную, бывает чтение одной паремии дня на малой вечерне, а праздника чтения на великой вечерне.

10. В какой двунад. Господний праздник на Литургии не поются Антифоны?

В праздник Сретения Господня.

11. Поется ли на днях седмицы, кроме Пятидесятницы, "Воскресение Христово видевше"?

Да. На Воздвижение Честнаго Креста Господня (в какой бы день он ни случился) и в Лазареву субботу.

12. Поются ли 2 катавасии в день воскресный?

Да. На Успение Богоматери, если придется в воскресенье.

13. Когда поются задостойники по содержанию не Богородице?

В неделю Ваий и в Великий Четверток.

14. Поется ли молебен без Евангелия?

Да. В пятницу 1-й недели Великого поста, в день памяти св. Феодора Тирона.

15. О каком празднике в Уставе сказано, что стихиры отдания оного положено вычитывать прежде этого праздника?

О празднике Благовещения. Если он придется на Страстной Седмице, то стихиры отдания его вычитываются на 6-й седмице.

16. Когда после Апостола на Литургии не поется "Аллилуиа"?

В Великую Субботу.

17. Когда после Литургии сейчас же бывает благословение хлебов и вина?

В Великую Субботу по заамвонной молитве.

18. Когда после Литургии сейчас же бывает вечерня?

В 8-ю неделю по Пасхе (в неделю Пятидесятницы)

19. Когда вечерня бывает без стиховных стихир?

Во всех случаях, когда вечерня соединяется с Литургией". И в навечерии Рождества Христова и Богоявления, если оно придется в субботу или в воскресенье.

20. Когда на утрени не произносится "Сугубая ектения"?

В седмичные дни Великого поста, кроме суббот.

21. Когда на 2-й день Пасхи на утрени читается Евангелие?

Если Благовещение или праздник св. вмч. Георгия выпадает на 2-й день Пасхи.

22. Когда Литургия Иоанна Златоуста соединяется с вечерней?

В праздник Благовещения, если он случится во дни Великого поста, кроме суббот и воскресений.

23. Когда Литургия Василия Великого соединяется с вечерней?

Навечерие Рождества Христова (6 января), Крещение Господне (18 января), в Великий Четверг и в Великую Субботу.

24. Когда на Литургии не поется "Иже Херувимы"?

В Великий Четверг, Великую Субботу и на Преждеосвященных Литургиях.

 

БОГОСЛУЖЕБНЫЙ АПОСТОЛ

Книга Апостол содержит:

а) Деяния святых апостолов;

б) 7 Соборных посланий;

в) 14 Посланий св. ап. Павла;

г) Апокалипсис (в нек-рых изданиях).