Чинопоследование литургии оглашенных

1. начало литургии оглашенных;

2. начальный возглас свящ-ка;

3. великая ектения;

4. антифоны.

После отпуста проскомидии и открытия завесы царских врат диакон совершает каждение. Он кадит сначала жертвенник, потом крестовидно престол, обходя его со всех сторон и читая тихо: "Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный".

Затем диакон, читая 50 пс, кадит алтарь и, выйдя северными дверьми, кадит иконостас (сначала царские врата, образ Спасителя, затем Пресвятой Богородицы, правую и левую стороны иконостаса), храм и молящихся. Возвратившись в алтарь южными дверьми, диакон заканчивает каждение по обычаю, т.е. кадит престол с лицевой (передней) стороны, горнее место и свящ-ка, затем отлагает кадильницу и совершает поклон на горнее место и предстоятелю.

После этого свящ-к и диакон становятся пред престолом и, благоговейно совершая троекратное поклонение перед ним, молятся Господу Богу о ниспослании им благодати Святаго Духа для достойного совершения Божеств. службы.

Свящ-к, подняв руки вверх, а диакон, держа орарь, как во время произнесения ектений, воссылают молитву Пресвятому Духу: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй…" (1 раз) - и прославляет Господа ангел. славословием: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (дважды).

Далее они испрашивают у Господа помощи и силы на совершение службы: "Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою".

Затем свящ-к целует Евангелие (на практике - Евангелие и престол), а диакон - престол.

1. Со дня Св. Пасхи до ее отдания "Слава в вышних Богу…" предваряется чтением не "Царю Небесный", а "Христос воскресе…" (трижды), а "Царю Небесный" читается со дня Св. Троицы.

2. При соборном служении эти молитвы читает только предстоятель, и он же целует Евангелие, но все сослужащие молятся вместе с ним, делают троекратное поклонение пред престолом, целуют его и кланяются предстоятелю и друг другу взаимно.

Далее диакон, наклонив главу пред свящ-ком и держа орарь 3мя пальцами правой руки, говорит: "Время сотворити Господеви. Владыко, благослови".

Свящ-к, благословляя диакона, говорит: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Диакон, получив благословение от свящ-ка, просит его молитв о себе: "Помолися о мне, владыко святый".

Свящ-к: "Да исправит Господь стопы твоя".

Диакон: "Помяни мя, владыко святый".

Свящ-к: "Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Диакон произносит: "Аминь", после чего, поклонившись свящ-ку, выходит на солею сев. дверями. Став против царских врат на амвоне, он трижды благоговейно кланяется, молясь тайно: "Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою".

Далее диакон, подняв руку с орарем, громко произносит: "Благослови, владыко".

Свящ-к, изображая Евангелием знак креста над антиминсом, произносит начальный возглас литургии: "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Этот начальный возглас (и одновременно изображение Евангелием знака креста над антиминсом) означает, что начинаемое священнодействие будет совершаться во славу Пресвятой Троицы и в благодарное воспоминание жизни, крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя, описанных в Святом Евангелии.

В Светлую седмицу и в отдание Пасхи после начального возгласа поется "Христос воскресе…" со стихами "Да воскреснет Бог…". От Антипасхи же (Недели о Фоме) до отдания Пасхи поется "Христос воскресе…" (трижды) без стихов. На время пения "Христос воскресе…" царские врата открываются.

По начальном возгласе свящ-ка диакон произносит великую, или мирную, ектению.

Ектенией назыв-ся ряд молитвенных прошений, к-рые явл-ся распространением кратких прошений "Господи, помилуй", "Подай, Господи".