Б.11. В.1. ОСОБЕННОСТИ ВОСКРЕСНОГО ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

Всенощное бдение в воскресный день

Всенощное бдение в воскресный день имеет ряд особенностей. В воскресный день всенощное приобретает несколько дополнит. неизменяемых молитвословий. Изменяемые молитвословия берутся из Октоиха (в 1-ю очередь) и из Минеи. На вечерне:

1. Читается вся 1-я кафизма, 3 «славы». После каждой «славы» следует малая ектения.

2. На «Господи, воззвах» поется 10 стихир.

3. Прокимен вечерни – «Господь воцарися», отличающийся от др. прокимнов тем, что он имеет не 1, а 3 стиха.

4. Тропари по «Ныне отпущаеши» начинаются с пения «Богородице Дево, радуйся».

На утрене:

1. На «Бог Господь» сначала поется воскресный тропарь (дважды).

2. При каждении на полиелее поется не величание, а тропари по Непорочных.

3. Степенный антифон перед чтением утрен. Евангелия берется из Октоиха в соответствии с гласом Октоиха, т.е. явл-ся изменяемым молитвословием.

4. Седален по полиелее назыв-ся ипакои и берется из Октоиха.

5. Утрен. Евангелие подбирается в соответствии с еванг. столпами (одно из 11 отрывков).

6. После чтения Евангелия поется «Воскресение Христово видевше...». «Слава: Молитвами апостолов Милостиве очисти...», «И ныне: Молитвами Богородицы Милостиве очисти...». Стихира по 50 пс.: «Воскрес Иисус от гроба...».

7. Канон: 3 канона из Октоиха (воскресный, крестовоскресный и Богородице) и из Минеи.

8. По 3 песне канона читается кондак, икос, седален святого (из Минеи), по 6 – кондак и икос из канона Октоиха.

9. После 9 песни канона и малой ектении диакон возглашает «Свят Господь Бог наш» со стихом в подобие прокимна. После этого читается светилен (эксапостиларий) из Октоиха, к-рый находится в приложении Октоиха и соответствует читаемому Евангелию (одному из 11).

10. На «Всякое дыхание» поется 8 стихир. В Часослове имеется только 6 стихов к этим стихирам. Недостающие 2 находятся в Октоихе наряду. На «Славу» поется утренняя еванг. стихира, к-рая, как и светилен по 9 песне, находится в приложении Октоиха и соответствует утрен. Евангелию. На «и ныне» всегда поется «Преблагословенна еси Богородице Дево».

11. После великого славословия поется воскресный тропарь. Всего таких тропаря 2. Один используется при нечетных гласах Октоиха, 2-й – при четных гласах.