Всенощное бдение

Всенощным бдением назыв-ся особая церковная служба, представляющая в настоящее время соединение вечерни и утрени с 1 часом и отправляемая накануне известных праздников. Свое название она получила от обычая древней Церкви совершать ее в течение целой ночи, до самого рассвета.

1-е по времени свидетельство о ночных бдениях принадлежит апостол. веку. Так, в книге Деяний Апостольских (16 глава, стих 25) упоминается о ночной молитве и пении апп. Павла и Силы, а также ночной молитве (12 глава, 12 стих) всей апостол. общины. В "1-й день недели", когда ученики собрались (в Троаде) для преломления хлеба, ап. Павел беседовал с ними и провел в беседе всю ночь (Деян. 20, 7-11). В соответствии с этим нек-рые св. Отцы и учители Церкви, напр, свт. Иоанн Златоуст (в 27 беседе на 1-е посл. к Коринфянам) и Ориген (в 12 главе "О молитве"), указывают на совершение всенощного бдения как на установление самих апостолов.

Плиний Младший (61-113) в одном из своих писем (10, 26) говорит, что христиане "перед восходом солнца собираются и поют песнь Христу". Это свидетельство язычника, подтверждающее тексты Деяний и Посланий и относящееся ко времени апостол. проповедей и деяний, существенно важно для нашей Церкви.

Появившись в 1-м веке, всенощное бдение никогда уже не забывалось Церковью, наоборот, в эпоху гонений оно стало распространяться еще более. Угнетаемые и преследуемые язычниками, христиане должны были удаляться для совершения богослужения в места, недоступные гонителям, и избирать для этого ночное время. Право на подобное понимание дает одно место сочинения Тертуллиана "О бегстве". Когда нек-рые робкие христиане, боявшиеся преследования, спрашивали его, как собираться в это тяжелое время на богослужение, то он отвечал им: "Если нельзя собираться днем, у тебя есть ночь"; или "при свете Христовом". О совершении всенощного бдения во время гонений, имеется свидетельство у Блаж. Августина (Исповедь 9, 7), а также у церковного историка Руфина (Церковная История 1, 12), к-рый говорит о совершении всенощного бдения во время гонения, воздвигнутого на православных арианствующею императрицей Юстиной.

Подверженное опасностям в эпоху гонений всенощное бдение пережило, по свид-ву истории, то время, а это обстоятельство подтверждает то, что было и нечто другое, аргументирующее его существование. И действительно, в основе обычая совершать всенощное бдение, по учению св. Отцов и учителей Церкви (Киприан, Амвросий Медиоланский, Ипполит Римский, Лактанций и др.), указание Самого Иисуса Христа и данная Им апостолам заповедь: "Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет" (Мф. 25, 13).

Известное со времени апостолов всенощное бдение получает особенное развитие в 4 и последующих веках. Так, в письме свт. Василия Великого к неокесарииским клирикам отмечается, что оно совершалось в его время в церквах Египта, Палестины, Сирии, Месопотамии, Ливии и Финикии. В этом же 4 в. было введено всенощное бдение в Константинополе. По словам 8 главы 6 книги Церковной Истории Сократа, эта заслуга принадлежит св. Иоанну Златоусту, к-рый настолько приохотил жителей столицы к данной службе, что они всякий раз стекались в очень большом количестве.

В начале 4 в. возникает монашество и вместе с ним появл-ся суточное выслушивание Псалтири, составляющее особую отшельническую (келлиотскую) службу с ее характерным распределением по часам. Тогда же возникло и чинопоследование часов, к-рое легло в основу суточных служб. Эти суточно-часовые службы, основным элементом к-рых являлись псалмы, пришли в соприкосновение со службами, образовавшимися ранее, из этого сочетания и возникли 1-е элементы всенощного бдения.

В качестве особой службы всенощное бдение упоминается и в памятниках позднейшего времени: в "Истории" Григория Турского, рассказывающего, напр, в 51 главе 10 книги о введении его в Галии еп. Перпетуем (5 в), в житии прп. Саввы Освященного, уставе Венедикта Нурсийского, в изданной проф. Дмитриевским рукописи: Устав 9-10 в. и т.д.

В РПЦ всен. бдение появилось только в 15 в., т.е. одновременно с введением Иерусалим. устава. По указанию памятников, оно совершалось не только накануне воскресных дней, двунад. ых праздников и дней особенно чтимых святых всей Правосл. Церковью, но и накануне дней, в к-рые совершалась память святого, чтимого в той или др. местности, в том или др. храме или обители.

Что касается его состава; то, совпадая в общем с современным, оно представляло в то же время нек-рые особенности. Напр, стих "Приидите, поклонимся…" произносится только 3 раза, в 3-й раз в такой форме: "Приидите, поклонимся и припадем к Нему, к Самому Господу Иисусу Христу, Цареви и Богу нашему". 4-го современного стиха в памятниках 16 в. не встречается. Др. особенности заключаются в порядке светильных молитв, в чине литии и утрени.

Соврем. состав всен. бдения закреплен печатным изданием Типикона в 1695 г.

По Уставу всен. бдение должно начинаться спустя немного времени после захода солнца: "по еже зайти солнцу мало" (Типикон, 2 глава). Но т.к. непосредственно перед солнечным закатом полагается служить особую службу, именно малую вечерню, то всен. бдению, по Уставу, предшествует малая вечерня, исполняемая незадолго до бдения. Повечерие и полунощница в день всенощного бдения оставляются. Обыкновенно в приходских церквах малая вечерня тоже опускается вместе с 9 часом.

Всен. бдение возникло из ночных служб первых христиан, в к-рых Евхаристия (Литургия) совершалась на гробах мучеников и соединялась с их поминовением, равно как и с "агапами", вечерями любви.

Соврем. чин всен. бдения в полном своем виде изложен во 2 главе Типикона.

По установившейся практике соборных и приходских храмов, к-рой в настоящее время большею частью следуют и монастыри, описанное во 2 главе Типикона всен. бдение совершается неск-ко др. образом, а именно: войдя в алтарь, свящ-к и диакон облачаются: свящ-к возлагает на себя епитрахиль и фелонь, а диакон стихарь и орарь. Во 2 главе Типикона, а также в Октоихе, лист 3, сказано: "В соборных и приходских храмах действует свящ-к сия в фелони, диакон же в стихаре", - отверзается завеса и царские врата. Свящ-к принимает приготовленное кадило и влагает в него ладан: читая тайно молитву кадила: "Кадило Тебе приносим…", а диакон берет зажженную свечу; свящ-к вместе с диаконом кадит около престола с 4х его сторон, затем кадит жертвенник и весь алтарь. Когда каждение алтаря окончится, диакон проходит чрез царские врата и, обратясь лицом к престолу, возглашает: "Востаните! Господи, Благослови".

Свящ-к, стоя пред престолом и совершая каждение, произносит начальный возглас: "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Свящ-к: "Приидите, поклонимся" (трижды) и в конце величайшим гласом: "Приидите, поклонимся и припадем Ему".

На клиросе поют: "Благослови душе моя, Господа…" с припевом: "Благословен еси, Господи…" Словами: "Благослови душе моя Господа…" начинается 103 предначинат. псалом. В полном виде он напечатан в Часослове, в последовании вечерни. Но поют его по нотному обиходу, в к-ром помещены не все его стихи, а только избранные, притом в разных распевах, или напевах (знаменном, греческом, киевском) различные.

Между тем свящ-к выходит из алтаря и в сопровождении диакона кадит местный ряд икон иконостаса, весь храм, клир и народ. По окончании каждения царские врата затворяются.

Диакон идет и произносит великую ектению на обычном месте, а свящ-к читает светильничные молитвы.

После великой ектении и возгласа стихословится 1-я кафизма с разделением ее на 3 части или, по выражению Типикона, на 3 антифона. 1-й антифон: "Блажен муж…".

Затем поются стихиры на "Господи, воззвах", в конце к-рых на "И ныне" отверзаются царские врата и совершается вход.

Затем: "Свете тихий…" и прокимен.

Царские врата закрываются и далее под великие праздники читаются паремии.

"Паремия" по-гречески значит "притча". Этим термином называются главным образом, ветхозаветные (иногда бывают новозаветные) чтения, содержащие в себе пророчества о воспоминаемом в тот день событии или лице. Паремия содержит прообраз праздника, а иногда похвалу празднику или святому. Паремий большей частью бывает 3, но может быть и 15. В Служебнике, изданном в Киево-Печерской Лавре, сказано: "Иерей во время чтения (паремий) сидит на горнем месте одесную страну престола".

Далее, после сугубой и просит. ектений, а между ними "Сподоби, Господи" на всенощном бдении по Уставу (Типикон, 2 глава) попожена лития. Для совершения литии свящ-к с диаконом выходят из алтаря в притвор.

Исхождение совершается при закрытых царских вратах сев. дверьми: впереди несут 2 светильника, за ними идет свящ-к и диакон с кадильницею. Во время исхождения на литию поются особые литийные стихиры или стихиры праздника. В Служебнике и Уставе сказано: "Исходим в притвор, поюще стихиру, - храма или праздника, совершающе литию. Свящ-к же и диакон с кадильницею исходят вкупе северною страною (сев. дверями), предыдет же им со двема лампадома: святым же дверем затворенным сущим. И тамо (т.е. в притворе) кадит диакон св. иконы, настоятеля и лики по чину и станет на своем месте" (Служебник, стр. 23; Типикон, 2 глава).

Согласно нек-рым древним памятникам, выход на литию совершался и через царские врата. По разъяснению "Тульских Епархиальных Ведомостей", царские врата для выхода на литию отверзаются за всенощной только при архиер. служении.

По окончании литийных стихир и Богородична диакон возглашает молитву: "Спаси, Боже, люди Твоя…". Прошения, читаемые диаконом 4 раза, заключаются многократным пением "Господи, помилуй": в 1-й раз - 40, во 2-й - 50, в 3-й и 4-й раз - 3. Литийные прошения оканчиваются молитвой "Владыко многомилостиве…", к-рую все слушают, приклонив головы.

При чтении молитвы "Владыко многомилостиве…", как указывает С.В. Булгаков, ссылаясь на Типикон, Октоих и Служебник, свящ-к обращается на запад и все присутствующие преклоняют головы. В Типиконе (2 глава) говорится: "Всем главы преклоншим и на землю приникшим, иерей же, зря к западом, молится велегласно: "Владыко многомилостиве…". Подобно тому, как это бывает на великом повечерии в Четыредесятницу и после часов в Великую среду, молитва "Владыко многомилостиве…" составляет отпуст литии. Но Лития первоначально предназначалась исключительно для "кающихся", к-рым запрещался вход во внутр. часть храма, а потому и совершалась в церковном притворе, где обыкновенно стояли кающиеся. По этой причине и молитву за литиею "Владыко многомилостиве…" полагается по Уставу читать, обратясь лицом к западу, т.е. по направлению к месту стояния кающихся.

В настоящее время в этом отношении по установившейся богослужебной практике, по сравнению с указаниями Церковного Устава произошли изменения, т.к. свящ-ку, читающему означенную молитву при обращении лицом к западу, пришлось бы теперь стоять спиною к молящимся, к-рые при совершении литии почти все обычно находятся впереди священнослужителей. И народ слушает эту молитву, приклонив главы, не приникая на землю.

После молитв поются "Стихиры на стиховне". В Служебнике сказано: "Начинаем стихиры стиховны, и, поюще, входим в храм", т.е. из притвора на средину храма, к столу, где уготовано "ради благословения 5 хлебов, пшеница и 2 сосуда, на сие устроенные" - один с вином, другой с елеем, со стоящими спереди свечами.

Когда хор поет тропари, после "Ныне отпущаеши" и Трисвятого по "Отче наш" диакон, приняв благословение от свящ-ка на кадило, кадит вокруг стола с 4х сторон (трижды), затем свящ-ка и снова хлебы, только спереди. После этого свящ-к читает молитву: "Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый 5 хлебов и 5 тысящ насытивый…". При этом он поднимает 1 хлеб, к-рым знаменует прочие.

Целовать этот хлеб при богослужении не следует, т.к. он не освящен еще, и на нем нет даже и крестного знамения - изображения креста.

При словах: "Сам благослови хлебы сия, пшеницу, вино и елей", свящ-к только указывает правою рукою на каждое из этих веществ, но не благословляет их.

Причем, т.к. хлебы лежат вверху, пшеница - внизу, вино - слева, а елей - справа, то рука свящ-ка, делая указание на означенные предметы, движется крестообразно.

По окончании молитвы хор поет: "Буди имя Господне…" (трижды), и читается 33 пс: "Благословлю Господа на всякое время…" до слов: "…не лишатся всякого блага".

Свящ-к, дойдя до царских врат (к-рые открываются при пении тропаря), обращается лицом на запад и говорит: "Благословение Господне на вас…".

Хор поет "Аминь", после чего начинается чтение шестопсалмия.