Чинопоследование вседневной утрени

Свящ-к, облачившись в епитрахиль и фелонь, отверзает завесу царских врат и, взяв кадило, произносит возглас: "Благословен Бог наш…" Если в служении участвует диакон, то завесу отверзает он. Завеса бывает открыта до самого отпуста (Типикон, 23 гл.).

Чтец: "Аминь", "Приидите, поклонимся" (трижды) и далее читает псалмы: "Услышит тя Господь в день печали…" (Пс. 19), "Господи, силою Твоею…" (Пс. 20). Затем "Слава, и ныне", "Отче наш…" и тропари: "Спаси, Господи, люди Твоя…", "Слава"… - "Вознесыйся на крест волею…", "И ныне" - "Предстательство христиан непостыдное…".

Во время чтения псалмов и тропарей свящ-к совершает каждение. О каждении в начале утрени в Типиконе говорится: "Иерей, став пред св. трапезою и сию покадив, глаголет: "Благословен Бог наш" (отверзаяй прежде и завесу) и кадит св. трапезу крестообразно и весь жертвенник; и исходит северною страною и кадит св. иконы, и предстоятеля, и вся, яко обычай" (Типикон, 9 и 22 главы), подобно тому, как в Ветх Завете заповедано было Богом, "да кадит Аарон над ним (над кивотом) фимиамом, сложенным благовонным, рано рано" (Исх. 30, 7). После каждения Свящ-к входит в алтарь "южною страною", т.е. дверью, и кадит престол.

Эти псалмы "глаголются в монастырях косно (медленно), за еже кадити свящ-ку братию всю" (Часослов). В приходских церквах псаломщик должен читать псалом тоже медленно, сообразуясь с каждением свящ-ка. "Долженствует же, - говорится в Типиконе, - внимати чтец и свящ-к, егда имать рещи: "Яко Твое есть царство…" быти ему посреди храма" (Типикон, 9 глава).

По окончании чтения свящ-к произносит сокращенную сугубую ектению: "Помилуй нас, Боже…" (Ектению произносит в алтаре пред престолом с кадилом в руках, см. Типикон, 9 глава). После возгласа: "Яко милостив…" свящ-к в алтаре пред престолом, начертывая кадилом крест, возглашает: "Слава Святей, и Единосущней…".

От недели Фоминой до отдания праздника Пасхи во все эти дни утреня начинается возгласом: "Слава Святей…" Хор: "Аминь" и затем поет: "Христос воскресе из мертвых…" (трижды, косно). В нек-рых храмах, но не везде свящ-к в это время совершает каждение алтаря и всего храма.

После этого читается шестопсалмие, обязательно среди церкви.

Шестопсалмием назыв-ся 6 избранных псалмов, а именно: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

Оно предваряется след. литургическими текстами: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Это ангел. славословие читается трижды. Затем дважды произносится стих из 50 пс: "Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою". После этого следует чтение первых 3х псалмов шестопсалмия (т.е. 3, 37 и 62).

Эти 3 псалма сопровождаются славословием: "Слава, и ныне", "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" (трижды), "Господи, помилуй" (трижды) и "Слава, и ныне". После этого читаются остальные 3 псалма шестопсалмия (т.е. 87, 102 и 142). Они заключаются текстами: "Слава, и ныне" и "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" (трижды).

Во время чтения 3х последних псалмов свящ-к выходит на солею и пред царскими вратами с непокрытой головой читает тайно утренние молитвы. (Молитвы эти находятся в Служебнике, всего их 12).

После шестопсалмия следует великая ектения "Миром Господу помолимся", после к-рой диакон произносит "Бог Господь…" со стихами.

Хор в ответ поет: "Бог Господь…" (четырежды) на глас следующего за ним тропаря.

Если свящ-к служит без диакона, то великую ектению и "Бог Господь" со стихами произносит он пред царскими вратами, затем он входит в алтарь южною дверью, поклоняется престолу и становится на своем месте.

Если в служении участвует диакон, то указанная ектения и прочие тексты произносится диаконом.

После "Бог Господь" поются тропари. Они поются в след. порядке:

1. Если служба святому, имеющему шестеричный знак (или без знака), не совпадает с субботней службой, а также с попразднством и предпразднством, то поется тропарь святому (дважды), а на "Слава, и ныне" - Богородичен (по гласу тропаря) из 4-го приложения Минеи.

2. Если в Минее находятся тропари 2м святым, то тропарь первому святому поется дважды, на "Слава" - тропарь другому святому - (один раз) и на "И ныне" - Богородичен по гласу "Славы".

3. Если служба святому совпадает с субботой, то тогда поется воскресный Богородичен по гласу "Славы".

4. Если же служба святому совпадает с предпразднством или попразднством, то тогда Богородичен совсем не поется, а поются тропари таким образом: дважды поется тропарь празднику. "Слава" - святому, "И ныне" - празднику.

После пения тропарей следует стихословие вторых или третьих рядовых кафизм (см. Типикон, 17 глава). После каждой кафизмы, если память святого (шестеричного или вовсе без знака) совпадает с субботой, предпразднством и попразднством, полагается малая ектения. Если служба святому не совпадает с этими днями, то ектения между кафизмами не полагается и чтец заканчивает кафизму "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" (трижды), "Господи, помилуй" (трижды).

Далее читается седален. Седальны в соответствии с указаниями Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди.

Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпадении праздников, полагаются седальны после кафизмы 2м празднествам. В этом случае одни седальны читаются или поются после кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после 3-й песни канона (см. Типикон, 9, 24 февраля; 23 апреля; 8 мая и др.).

После седальна последней кафизмы читается 50 пс, за к-рым следует канон.

Канон состоит из 9 песней. 1-й стих каждой песни называется ирмосом, т.е. "связью" - образцом для др. стихов, за ним следующих, к-рые называют тропарями. Число тропарей бывает различно.

Выражение: "Устав предписывает читать канон на 16, на 14, на 12, на 8, на 6, на 4" явл-ся указанием для исполнения и означает, что тропари должны быть исполнены столько раз, чтобы составить указанное число. Для этого тропари повторяют или же вводят тропари 2-го и 3-го канона. Такое соединение мотивируется совмещением на одной службе неск-ких празднований. 11 глава Типикона содержит правила соединения между собою различных канонов.

Соединением между тропарями и соответствующей песнью явл-ся ирмосы. Для пения ирмоса иногда оба лика сходились на средину храма. Отсюда этот ирмос и получил название "катавасия" - "схождение". В самые великие праздники катавасия состоит из начального ирмоса. В др. праздники, в т.ч. и в воскресенья, катавасией служат ирмосы другого "сродного или близкого" праздника; в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она поется после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песен. В Великий пост катавасия иногда заменяет собой ирмос, т.е. ирмос поется только в качестве катавасии. В 19 главе Типикона имеется специальное указание о порядке пения катавасий на весь год.

После 3-й, 6-й и 9-й песни канона полагаются малые ектении с соответствующими возгласами свящ-ка. Кроме того, эти же песни (т.е. 3-я, 6-я и 9-я) сопровождаются: 3-я - ипакои и седальном, 6-я - кондаком и икосом; 9-я - светильном и экзапостиларием.

Во время чтения 8-й песни канона диакон кадит сначала весь алтарь, затем иконостас и по окончании пения катавасии становится пред образом Божией Матери и возглашает: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим" (Типикон, 2 глава).

Хор поет: "Величит душа моя Господа…".

Диакон продолжает совершать каждение (кадит хор, молящихся и весь храм).

В двунад. праздники, их отдания, а также нек-рые др. дни поются особые припевы, начинающиеся словами "Величай, душе моя…". Об этом подробно рассказывается в 20 главе Типикона "О еже, когда поется Честнейшая и когда не поется".

После 9-й песни, если совершается вседневная служба, поется "Достойно есть…", а затем - малая ектения. Малая ектения произносится свящ-ком в алтаре, а диаконом перед царскими вратами.

После ектении положен светилен или экзапостиларий.

В Типиконе есть особая (16-я) глава «О светильных на утрене». По 9-й песни, после "Достойно" како глаголются в седмице; кроме недели". В этой главе указывается, в каком порядке поются светильны Октоиха и Минеи. Так, в седмичные дни, кроме Субботы, поется вначале светилен Октоиха, а потом на "Слава" - светилен Минеи, на "И ныне" - "Богородичен", а в среду и пятницу - Крестобогородичен Октоиха. В субботу же вначале поется светилен Минеи, а потом на "Слава" поется светилен Октоиха, на "И ныне" - Богородичен. Но светилен Октоиха опускается, если совершается празднование святого с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением, и тогда поется светилен только из Минеи или Триоди.

Когда на утрене поется полиелей, тогда светилен или экзапостиларий имеют отношение к читаемому на утрене Евангелию. Таковы, напр, экзапостиларии воскресные (Октоиха), число к-рых, как и утренних воскресных Евангелий, 11.

Вслед за светильном - экзапостиларием читаются «хвалитные» псалмы.

"Хвалите Господа с небес…" (148);

"Воспойте Господеви песнь нову…" (149);

"Хвалите Бога…" (150).

К этим псалмам прибавляется вседневное славословие. Есть различие в славословии, к-рое поется и к-рое читается на утрене. Славословие, к-рое поется, оканчивается пением ангел. песни "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Славословие, к-рое читается, оканчивается словами молитвы "Сподоби, Господи, в день сей…" (см. Часослов и Следованную Псалтирь).

Далее диакон или свящ-к произносит просит. ектению "Исполним утреннюю молитву нашу Господеви…", "Главы наша…".

После возгласа свящ-ка хор поет стихиры на стиховне из Октоиха - особые на каждый день недели (Типикон, 9 глава). В субботу на стиховне поются те стихиры, к-рые положены в Октоихе на хвалитех.

После пения этих стихир чтец читает: "Благо есть исповедатися Господеви…", "Трисвятое", "Отче наш…".

После возгласа свящ-ка поется тропарь с Богородичным, называемый отпустительным, устав пения к-рого во многом одинаков с уставом пения отпустительных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе в 52 главе Типикона, где и можно видеть сходство и различие их.

Во все дни недели поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи (один раз).

Если же случится 2 святых, из к-рых каждому положен тропарь из Минеи, то вначале поется тропарь первого святого, а на "Слава" поется тропарь другого святого.

Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи - по чину, или лику святого.

Если с каким-либо днем недели совпадает предпразднство или попразднство, то после тропаря святому поется тропарь предпразднства или попразднства. Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется один тропарь предпразднства или попразднства (Типикон, 52 глава).

После тропарей произносится сугубая ектения "Помилуй нас, Боже…"

Затем: "Премудрость".

Хор: "Благослови".

Свящ-к: "Сый благословен Христос Бог наш…".

Хор: "Аминь. Утверди, Боже…".

Далее чтец читает 1-й час.