Вседневная утреня

По уставу вседневная утреня следует сряду после полунощницы. Иерей отдергивает завесу царских врат, берет в руки кадило и, стоя перед престолом, начертывает крест кадилом, возглашая: «Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков!» Чтец отвечает «Аминь» и чтет «Приидите, поклонимся…» трижды, а затем читаются 2 «царских псалма», в к-рых содержится моление о Царе: пс.19 «Услышит тя Господь в день печали…» и пс.20 «Господи, силою Твоею возвеселится царь…» Затем следует: «Слава и ныне», Трисвятое по «Отче наш», возглас иерея: «Яко Твое есть Царство…», тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя», Слава, кондак «Вознесыйся на крест волею», И ныне, богородичен «Предстательство страшное…» В течение всего этого времени иерей совершает полное каждение всего храма, начиная с алтаря, причем устав замечает: «долженствует же внимати чтец и свящ-к, егда имать рещи: Яко Твое есть Царство, быти ему посреди храма» (Типикон гл. 9). К концу чтения иерей входит в алтарь юж. дверьми и, став перед престолом, произносит особую краткую сугубую ектению, состоящую только из 3 прошений с возгласом: «Яко милостив и Человеколюбец…» Лик (хор) поет: «Аминь. Именем Господним благослови, отче!» Иерей, начертывая крест кадилом пред св. трапезою, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет «Аминь», и чтец начинает посреди храма чтение шестопсалмия, в это время иерей чтет тайно утренние молитвы. Далее следует великая ектения. Затем «Бог Господь, и явися нам» (по гласу тропаря) четырежды, и пение тропаря дневному святому. Тропарь поется дважды, затем Слава и ныне, богородичен из числа «Богородичных от меньших (не воскресных, как в бденные и полиелейные праздники), к-рые помещаются особым отделом, с распределением по гласам и дням седмицы, в конце Минеи и Псалтири с возследованием, под заглавием: «Богородичны отпустительны по тропарех святых, поемые во все лето, в вечерни же и на утрени на «Бог Господь», и паки в конце утрени» (Тип. гл. 57). Если в Минее находятся тропари 2м святым, то тропарь первому святому поется дважды, а на «Слава» тропарь другому святому однажды, на «И ныне» богородичен, по гласу 2-го тропаря. После богородична следует чтение кафизм: от Фоминой недели до отдания праздника Воздвижения Креста Господня (летний период) на утрени стихословится по две кафизмы; от отдания Воздвижения Креста Господня до недели о блудном сыне (зимний период) на утрени стихословится по 3 кафизмы, исключая период рождественских и крещенских праздников от 20 декабря до 14 января, когда, ради праздников, стихословится так же, как и летом, только по 2 кафизмы. 2 подготовит. недели перед Великим постом мясопустную и сырную также лишь по 2 кафизмы, «малого ради покоя братии» перед наступлением Велик поста, когда положен совсем особый устав о Псалтири, и на утрени снова бывает по 3 кафизмы. Совсем особый устав чтения Псалтири на 5-й недели Великого Поста и на страстной.

На вседневной утрени, если это не суббота и нет предпразднства или попразднства, не произносится после каждой кафизмы малых ектений, но сразу же следует за каждой прочтенной кафизмой седален Октоиха. Если суббота, то малые ектении произносятся; если предпразднство или попразднство, то читаются седальны минеи и малые ектении перед ними произносятся. По окончании последней кафизмы и седальна читается пс.50 «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей», и вслед за прочтением этого псалма, если это обычное время года, а не Великий пост, сразу же начинается канон, состоящий из след. отдельных канонов, соединяемых вместе:

В понедельник Канон из Октоиха умилительный Господу Иисусу Христу, канон бесплотным силам и канон Минеи святому того дня;

Во вторник Канон покаянен Господу Иисусу Христу, канон святому великому пророку Иоанну Предтечи, и канон Минеи святому дня;

В среду Канон Честному и Животворящему Кресту, канон Пресвятой Богородице и канон Минеи святому дня;

В четверг Канон св. Апостолам, канон свт. Николаю Чудотворцу и канон Минеи святому дня;

В пятницу Канон Честному и Животворящему Кресту Господню, канон Пресвятой Богородице и канон Минеи святому дня.

Что касается службы в субботу, то она имеет свой особый устав: один, когда поется на утрени в субботу «Бог Господь"; другой когда поется на утрени «Аллилуиа».

Но каноны в субботу, когда поется «Бог Господь», поются обыкновенно след. образом:

Аще ли храм Христов, или Богородицы:

1. Канон храма Христова или Богородицы, с ирмосом на 6; и

2. Канон святому из Минеи: на 4; и

3. Канон мученичен из Октоиха: на 4;

Аще ли храм святого:

1. Канон Минеи святому, к-рый всегда предваряет в субботу: с ирмосом на 6;

2. Канон святому храма: на 4; и

3. Канон Октоиха первый, мученичен: на 4; а 2-й покойный канон Октоиха поется на повечерии.

В Типиконе есть особая 11-я глава: «О канонех на утрени всея седмицы», в к-рой указывается, как соединяются каноны Октоиха с Минеей. Для каждой песни полагается тропарей из всех канонов не более 14, а иногда 12.

Когда в седмичные дни, кроме субботы, не случится святого шестиричного, тогда поются оба канона Октоиха, без всякого опущения в них тропарей: 1-й канон Октоиха поется на 6, 2-й на 4 и из Минеи святому на 4. Если случится святый шестиричный или святый со славословием, то в канонах Октоиха опускаются по 2 тропаря, обыкновенно мученичны, когда они есть. Если случатся 2 святых, в понедельник, вторник и четверток, 2-й канон Октоиха вовсе не поется, а в среду и пяток оба канона Октоиха поются без мученичнов. В дни предпразднства, попразднства и отдания праздника каноны Октоиха вовсе опускаются, а вместо них поются каноны предпразднства или праздника, в период же от Фоминой недели до недели Всех Святых каноны Цветной Триоди.

В субботу канон храма святого не поется, если случится память 2 святых: тогда поем канон: 1-му святому со ирмосом на 6; 2-му святому на 4; и мученичен канон Октоиха на 4. Также, канон храмового святого не поется, если случится память святого со славословием, полиелеем или бдением: тогда, вместо канона храмовому святому, поется канон Богородице. Но канон храма, посвященного Господу или Пресвятой Богородице, в этих случаях не опускается.

На вседневной утрени каждая из песней канона не заключ-ся ирмосом катавасии, как в праздники, но, вместо катавасии, 3, 6, 8 и 9 песни покрываются пением ирмоса последнего канона из числа тех, к-рые положено петь в данный день.

После 3 песни канона и малой ектении, следует седален Минеи, Слава, и ныне, Богородичен его. После 6 песни и ектении кондак и икос, если есть, если нет, то берется кондак из Общей Минеи. После 8 песни возглашается: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» и поется «Честнейшую», кроме дней, когда это пение по уставу отменяется.

После 9 песни на вседневной утрени обычно поется «Достойно есть, яко воистину» и делается поклон в землю, кроме суббот, после чего уже следует малая ектения. Затем следует светилен, устав к-рого указан в 16 гл. Типикона. На вседневной утрени читается светилен октоиха по дню седмицы, Слава, и ныне, богородичен его. Если в Минеи есть светилен святому, то он читается на «Славу» после дневного светильна Октоиха, «и ныне», Богородичен его. Если среда или пяток, то крестобогородичен Октоиха. В субботу же сначала светилен Минеи, потом «Слава», светилен Октоиха, «и ныне», Богородичен его. В дни предпразднства и попразднства светилен святого, «Слава и ныне», светилен предпразднства или праздника. «Светильны дневные во всю седмицу» помещаются в конце Октоиха.

После светильна следует чтение Хвалитных псалмов: «Хвалите Господа с небес» пс.148, «Воспойте Господеви» пс.149 и «Хвалите Бога» пс.150. На вседневной утрени, по большей части, не бывает стихир на хвалитех, то по окончании чтения псалмов иерей возглашает: «Тебе слава подобает, Господи Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь». Затем иерей произносит: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и чтется славословие, начинающееся словами: «Слава в вышних Богу…» к-рое отличается от того «Великого Славословия», что поется на праздничной утрени. Затем по славословии произносится Просит. ектения «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви» с обычными возгласами после нее, как и на праздничной утрени, и затем поются стихиры на стиховне с припевами, указанными в Часослове (одни и те же каждый день). Эти стихиры, в к-рых обычно прославляются св. мученики или крестные страдания Господа, помещаются на каждый день в Октоихе на ряду. Заканчиваются они «Славою и ныне» и Богородичным или крестобогородичным. Затем читается: «Благо есть исповедатися Господеви», Трисвятое по «Отче наш», и по возгласе поется тропарь, Слава, и ныне, богородичен (или тропарь предпразднства или праздника) или крестобогородичен. Затем произносится сугубая ектения «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей» с обычным для нее возгласом: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…» Возглашается: «Премудрость», лик:«Благослови», иерей: «Сый благословен Христос Бог наш…» Лик: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру…» и после этого, без отпуста утрени, читается сразу 1й час, в конце к-рого произносится уже великий отпуст.

Утреня

Утреня получила свое название от времени совершения. С утром соединены многие свящ. воспоминания: напр, мы благодарим Бога за сохранение нас во время прошедшей ночи и дарование нам нового дня жизни. Затем мы каемся в своих согрешениях и просим Господа, чтобы Он озарил нас как естественным, так и истинным благодатным Своим светом, дабы нам "бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти" в ожидании пришествия светлого и явленного дня Сына Божия - Иисуса Христа. В утр. богослужении мы также чествуем св. угодников Божиих или отмечаем какие-либо священные события.

Утренний свет, впервые озаривший устрояемую Творцом вселенную, был первым утром мира. В Ветх Завете ежедневно ранним утром совершались всесожжения и молитвы (Исх. 30, 7). В Новом Завете - в царстве благодати - с утром соединены многие свящ. воспоминания: напр, 2 важнейших события из жизни Спасителя совершились ранним утром, т.е. до рассвета, а именно: Рождество Христово и Воскресение. Самый свет утренний напоминал первым христианам об Иисусе Христе, Который назвал Себя Светом миру.

Правосл. Церковь призывает нас к утр. богослужению с первых дней своих. Напр, в "Апостол. Постановлениях" говорится: "По утру благодарите Бога за то, что Он осветил нас, удаливши ночь и приведши день…".

В Апостол. время утреннее молитвословие начиналось до рассвета и продолжалось до наступления дня, поэтому-то и наша утреня предваряется пением или чтением перед шестопсалмием ангел. песни "Слава в Вышних Богу…", а в конце утрени бывает возглашение "Слава Тебе, показавшему нам свет".

Итак, освящать утро дня соответствующими времени песнопениями - обычай древний. Есть много свидетельств, подтверждающих древность этого обычая. Так, напр, церковный историк еп. Евсевий Кесарийский (4 в) называет псалмы и песни, к-рыми прославляется Божество Иисуса Христа на утр. богослужении, издревле установленными и сложенными (кн. 5, 28). В творениях свт. Василия Великого также есть упоминание о способе стихословия утр. псалмов, отличая их от молитв и псалма покаянного (Пс. 204). У св. Афанасия Великого (4 в) имеется указание на употребление в утр. богослужении великого славословия.

Существует 3 вида утрени:

1. Вседневная, т.е. служба святому, имеющему шестеричный знак или не имеющему никакого знака. Устав обычной утрени находится в Служебнике, Часослове, в 9-м гласе и др. местах Типикона.

2. Славословная (с великим славословием), т.е. когда великое славословие поется, а не читается.

3. Полиелейная, имеющая знаки: крест, крест в круге и крест в полукруге.

Устав праздничной утрени находится в нек-рых изданиях Служебника, Часослова, Следованной Псалтири, Октоиха, во 2-й, 3-й, 4-й главах и др. местах Типикона.

Правосл. утреня имеет 4 части, чему соответствует древнее деление ночи на 4 стражи. Части эти след:

1. Начальные псалмы - шестопсалмие с великой ектенией и тропари на "Бог Господь".

2. Кафизмы, на праздничной утрени - полиелей с Евангелием.

3. Канон.

4. Хвалитные стихиры со славословием и ектениями. К этому присоединяется заключит. часть, начинающаяся возгласом "Премудрость", и отпуст.

Все эти 4 части внутренне связаны и представляют собой как бы непрерывно развертывающуюся картину, в к-рой сочетаются скорбь и радость, мрак и свет, покаяние и славословие. В дальнейших текстах ("Бог Господь, и явися нам…") эта картина становится еще величественнее, озаряемая светом упований и надежд, достигающих своей вершины (если совершается праздничная утреня) в блеске полиелея и радости праздничного Евангелия.

За этим, подобно полноводной реке, начинает свое величавое течение канон, в к-ром прославляются священные лица и объясняется смысл праздника.

За каноном следует хвала и славословие единому, истинному Виновнику всякого торжества, Богу; затем прославление праздника пением тропаря, и благословение Господне на отпусте.