Очерк исторического развития вечернего богослужения

Настоящий порядок и состав вечернего богослужения в главных частях носит на себе печать глубокой древности. Так, напр, нек-рые указания на предначинат. псалом и на пение "Господи, воззвах" - имеются в 8 книге Апостол. Постановлений и в памятниках 8-9 вв.

От 4-5 вв. имеются свидетельства о светильничных молитвах, к-рые свящ-к читает пред царскими вратами. Хотя неизвестно, каково было их точное содержание в древности, но из творений св. Василия Великого нам известно, что они в его время уже были и назывались светильничными.

Светильничные молитвы явл-ся одной из древнейших, если не самой древней частью вечерни. Согласно греч. терминологии сама вечерня с 4 в. и до нового времени называлась также "светильничное". Светильничные молитвы древнее предначинат. псалма, к-рым началась вечерня, и сначала они относились к "антифонам вечерни", т.е. псалмам, к-рые пелись по стихам с припевами, аналогично припевам нового времени к "антифонам на литургии". Эта аналогия исторически очень важна, она объединяет историю обеих служб - всенощного бдения и литургии.

После предначинат. псалма в Светильничных молитвах на вседневной вечерне следует великая ектения. Великая ектения называется еще "мирной", т.к. начинается выражением "Миром" или, вернее, "В мире".

Термин "ектения" - молитвенное прошение - очень древний, ибо он встречается уже на рубеже 1 и 2 вв. ("Посл. к Коринфянам" свт. Климента Римского). В 4 в. именно в древнем чине Амвросианской литургии встречается форма весьма близкая к современной. Непосредственными же предшественницами ектений нашего времени явл-ся диаконские молитвы в асирско-антиохийской (3 в.) и Иерусалимской (Постановление Апостолов 4 и 5 вв.) редакциях.

Выражение "Паки и паки", характеризующее малую ектению, встречается в 4 в. "в Постановлениях Апостольских".

О 140 пс. на вечерне есть упоминание в 4 в. (свт. Иоанн Златоуст).

Далее, начиная с 5 в., упоминания о его употреблении на вечерне становятся повсеместными на Востоке.

Что касается гимна "Свете Тихий", то он восходит к эпохе катакомб и явл-ся наряду с "Господи, воззвах" и стихирами типичной особенностью вечерни. Время жизни автора песни "Свете Тихий" установить трудно. Это одно из древнейших песнопений первонач. христианства, о к-ром упоминается в Греч. Часослове, автором к-рого назван св. Афинагор (начало 4 в.). Весьма распространено мнение, согласно к-рому автором "Свете Тихий" явл-ся св. мч. Афинаген (3 в.). Свт. Василий Великий в своем "Послании к Амфилохию о Св. Духе" (глава 29) пишет следующее: "Хотя мы не можем положительно сказать, кто был творцом тех хвалений, - говорит Василий Великий, - к-рые читают во время светильных молитв, впрочем народ повторяет древний голос и никому не представлялось еще, что хулу произносят, когда говорят: "Поем Отца, Сына и Святого Духа".

Славян. Часослов называет автором "Свете Тихий" литургиста 7 в., свт. Софрония, патр. Иерусалимского. Многие исследования по этому вопросу тоже останавливаются на его имени. Но, тип христологии в "Свете Тихий" и стиль догматич. выражения очень характерны для 2 и 3 в., с полным основанием констатирует профессор М. Скабалланович.

Что касается возгласа "Премудрость", то по контексту "Свете Тихий" и "Премудрость" относились к Господу Иисусу Христу. Но в практике древнерус. Церкви здесь произошло такое изменение. Тогда диакон произносил слова: "Премудрость, прости, Свете Тихий", а певцы или чтец продолжали, начиная от слов "Святыя славы" до конца, почему и сама песнь в 16 в. называлась "Святыя славы".

К очень древним временам относится также прокимен стих из псалмов Давидовых, к-рый произносится после "Свете Тихий".

Что же касается возгласа "Мир всем", то он явл-ся приветствием, происходящим от Самого Господа Иисуса Христа ("Мир вам" Ин. 20, 19-26). На Западе оно заменено ветхозаветным приветствием: "Господь с вами".

Возглас "Вонмем" встречался уже в памятниках 4 в. Возглас: "Премудрость" - более позднего происхождения. Он встречается в памятниках 8-10 вв.

В "Апостол. Постановлениях" указывается также на древнее произношение при вечернем богослужении молитвы: "Сподоби, Господи…". В правосл. вечерню она перешла в 4 в. из Сирской Церкви, где возникли "Апостол. Постановления", на что указывают описания Синайской вечерни Софрония и Иоанна Мосха (Памятник 7-8 вв.).

Вслед за молитвой "Сподоби, Господи" следует ектения, к-рая называется "просительною", а в богослужебных книгах - "Исполним". Эта просит. ектения имеется в "Апостол. Постановлениях".

По окончании стихир на стиховне поется или читается молитва св. Симеона Богоприимца "Ныне отпущаеши". Текст этой молитвы (Лк. 2, 29-32) появл-ся в последовании вечерни очень рано. Он встречается уже в вечерне "Апостол. Постановлений". Есть он и в описании "Синайской вечерни" Софрония и Иоанна Мосха, а также и в Часословах 8 в.

Очень загадочным по своему происхождению и смыслу явл-ся термин "тропарь". Это текст, содержание к-рого указывает на общее значение службы, соответствующего праздника или дня. Этимология слова "тропарь" не известна. По своему значению оно отождествляется с понятием "гласа", "напева", как это и делает М. Скабалланович. Это форма, передающая содержание праздника. Тропарь посвящен памяти святого или празднику. Тропарь есть основная и самая древняя форма церковной песни, из к-рой выросли стихиры, кондак и икос.

Термин "сугубая ектения" значит буквально "прилежное, усердное моление". Первонач. тип этой ектении близок к просительной. Впервые вид, близкий к нашему, она принимает в рукописях 10 в. Нынешнее её содержание следует отнести к 15 в. Тройное "Господи, помилуй" (независимо от ектений) встречается в сирийских и греч. списках литургии св. ап. Иакова.

Таким образом, порядок всей вечерни передан Церкви и сохранен ею от первых времен христианства. Конечно, в тех указаниях последования вечерни, к-рые начинают встречаться с 13 в, с указаниями вечерни, совершаемой в Рус. Церкви, имеются нек-рые отличит. особенности в ее составе, ибо тогда вечерня была короче современной. Но эти различия не касались существа чина. Чин вечерни 6 в., сохранившийся до нашего времени, почти не отличается (за очень немногими исключениями) от чина современного.