Чинопоследование Вседневной Вечерни
Совершается вседневная вечерня, согласно 9 главе Типикона, след. образом.
После молитвы 9-го часа: "Владыко Господи…" отпуста не бывает.
Свящ-к по окончании молитвы 9-го часа, облачившись в фелонь и открыв завесу (Типикон, 7 и 9 главы), исходит из алтаря сев. дверью, становится пред царскими вратами и возглашает: "Благословен Бог наш…".
Чтец: "Аминь", "Приидите поклонимся…" (трижды), после чего читает 103 пс. - предначинательный: "Благослови, душе моя, Господа".
В тех случаях, когда 9-й час не совершается, вечерня начинается так:
Свящ-к возглашает: "Благословен Бог наш…".
Чтец отвечает: "Аминь" и читает обычное начало, т.е. "Царю Небесный…", Трисвятое по "Отче наш…", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава и ныне", "Приидите поклонимся…" (трижды), а затем 103 пс.
Во время чтения 103 пс. свящ-к, стоя на солее пред царскими вратами с непокрытой головой, читает тайно 7 светильничных молитв, к-рые находятся в Служебнике в самом начале "Чина вечерни". Светильничнымиэти молитвы назыв-ся потому, что в это время за вечерним богослужением в храме зажигаются светильники.
Чтец, окончив чтение 103 пс., произносит "Слава. И ныне", с троекратным "Аллилуиа".
После этого свящ-к, стоя на том же месте, на солее, произносит велик. ектению: "Миром Господу помолимся".
Если со свящ-ком служит диакон, то по окончании 103 пс. он исходит сев. дверями на амвон, кланяется свящ-ку и произносит великую ектению, свящ-к же уходит в алтарь.
По окончании ектении диакон также входит в алтарь (если же ектению произносит свящ-к, то он уходит в алтарь только по возгласе "Яко подобает…").
После возгласа читается рядовая кафизма. Кафизма начинается чтением псалма, а не пением "Господи, помилуй" (трижды) со "Славой". По прочтении кафизмы произносится малая ектения. В воскресенье вечера и в праздничные дни на вечерне кафизмы читать не положено.
Далее хор поет "Господи, воззвах" со стихирами по Уставу.
"Господи, воззвах" в дни предпразднства и попразднства, а также шестеричному святому и в субботу поется на глас, указанный в Минее.
Если же святой не имеет знака, служба его не совпадает с субботней службой или каким-нибудь праздником, тогда "Господи, воззвах" поется на глас текущей недели Октоиха и первые 3 стихиры будут взяты из Октоиха, а остальные - из Минеи.
Общее количество стихир по Уставу положено 6, не считая стихиры на "Слава" и "И ныне".
Далее следует "Слава, и ныне", затем поется Богородичен, а по вторникам и четвергам - Крестобогородичен, к-рые находятся наряду в Минее.
С пятницы на субботу на "И ныне" поется догматик гласа истекающей недели.
В дни предпразднства и попразднства Богородичен заменяется стихирой праздника из Минеи.
Иногда у святого имеется стихира на "Славу". В таком случае Богородичен берется на "И ныне" из приложения Минеи по гласу "Славы".
Во время пения стихир "Господи, воззвах" диакон, а если нет диакона, то свящ-к, совершает каждение (Типикон, 2, 9, 22 главы) сначала вокруг престола, затем горнее место и весь алтарь. Выйдя сев. дверью на солею, диакон кадит св. врата, иконы правой и левой стороны иконостаса, затем правый и левый клиросы, молящихся и весь храм.
После каждения всего храма диакон снова поднимается на солею и кадит пред царскими вратами местные иконы Спасителя и Божией Матери, а затем входит южными дверьми в алтарь. В алтаре он кадит пред престолом свящ-ка и этим заканчивает каждение (Типикон, 22 глава).
После стихир на "Господи, воззвах", хор поет "Свете Тихий" (по Уставу на вседневной вечерне вход не полагается).
Если свящ-к служит без диакона, то он произносит: "Вонмем", "Премудрость, вонмем" и положенный на вечерне прокимен дня (см. в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, где на каждый день седмицы есть особый прокимен).
Хор поет прокимен.
После прокимна чтец: "Сподоби, Господи…".
Затем свящ-к (или диакон) произносит просит. ектению: "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви".
Если службу совершают свящ-к с диаконом, то возгласы после "Свете Тихий", "Вонмем" и прокимен диакон произносит в алтаре на Горнем месте (у престола).
Произносить же просит. ектению, как и все др. ектении, диакон выходит на солею.
После ектений следует возглас свящ-ка: "Яко благ и человеколюбец Бог еси…".
Хор: "Аминь".
Свящ-к: "Мир всем".
Хор: "И духови Твоему".
Диакон: "Главы наша Господеви приклоним".
Хор: "Тебе, Господи" (протяжно).
Свящ-к тайно читает молитву главопреклонения. После этой молитвы он возглашает: "Буди держава Царствия Твоего…".
Затем поются стихиры на стиховне.
В период предпразденства и попразденства стихиры на стиховне берутся из Минеи, в др. дни, когда служба не праздничная, а вседневная, эти стихиры берутся из Октоиха, где они даны на каждый день.
В субботу из Октоиха берутся стихиры мученикам, одну стиховную и 2 стихиры на "Господи, воззвах" мученичны "Слава" святому, тогда и Богородичен берется по гласу стихиры на "Слава" из 2-го приложения Минеи, а Богородичен "стихиры на стиховне" опускается.
После стиховных стихир читается "Ныне отпущаеши…" и Трисвятое по "Отче наш…".
Затем свящ-к произносит возглас: "Яко Твое есть Царство…".
Хор поет тропарь.
В обычные дни исполняется тропарь святому, а на "Слава, и ныне" - Богородичен от меньших, т.е. из 4-го приложения по гласу тропаря.
В период предпразднства и попразднства вначале поется тропарь рядовому святому, а на "Слава, и ныне" - тропарь праздника. Если в один день совершается память 2м святым и каждый имеет свой тропарь, то вначале поется тропарь 1-му святому, затем "Слава" - тропарь 2-му святому, а на "И ныне" - Богородичен от меньших, т.е. из 4-го приложения по гласу последнего тропаря.
В субботу тропарь святому, а на "Слава, и ныне" - Богородичен воскресный по гласу истекающей недели.
После пения тропарей диакон произносит сугубую ектению, начиная с прошения: "Помилуй нас, Боже…" (ектения эта находится в Служебнике).
По возгласе: "Яко милостив…" диакон возглашает: "Премудрость".
Хор: "Благослови".
Свящ-к: "Сый благословен…".
Хор: "Утверди, Боже…".
Свящ-к: "Пресвятая Богородице, спаси нас".
Хор: "Честнейшую…".
Свящ-к: "Слава Тебе, Христе Боже…".
Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови".
Свящ-к северными дверьми при закрытых царских вратах выходит на амвон и, обратившись лицом к народу, произносит отпуст.
Отпусты на каждый день указаны в Служебнике, после литургии свт. Иоанна Златоуста.
Причем если служба совершается в воскресенье вечером под понедельник, то отпуст в конце вседневной вечерни свящ-к будет произносить так: "Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Предстательства честных Небесных сил бесплотных: святых славных и всехвальных апостол: (и святых храма и дне) святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец".
После отпуста поется многолетие: "Великаго Господина…".
Если же вместе с вечерней отправляется и утреня, как это принято во многих храмах, то отпуст после вечерни не произносится. Когда же хор пропоет: "Утверди, Боже…", свящ-к произносит возглас: "Слава Святей…" и далее начинается утреня.
После отпуста, если служится одна вечерня, задергивается завеса, если же служится вечерня и утреня, то тогда завеса не закрывается.