Полунощница

Полунощница - церковная служба, к-рая совершается в полночь, равно как и во всякий час ночи до утра. Христиан. обычай освящать богослужением полночь или вообще ночное время основывается на примере Самого Господа Иисуса Христа (Лк. 6, 12; Мф. 26, 30), Которому подражали апостолы (Деян. 16, 25) и современные им христиане (1 Кор. 14, 26; Кол. 3, 16). Во время гонения этот обычай получил особенно широкое распространение вследствие того, что ночное время было самым безопасным временем для совершения богослужения. Вместе с тем Св. Церковь всегда имела в виду, что полночь по своей тишине - время самое удобное для молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения свт. Василий Великий (2-е послание к Григорию Назианзину) и др. учители Церкви. Свт. Иоанн Златоуст называет это время самым благоприятным для совершения молитв. О времени и месте совершения полунощного последования св. Симеон Солунский говорит: "В полночь, или немного спустя, когда ударят в било, во образе последней ангел. трубы, встают все от сна, как бы от смерти; и пред храмом (в притворе), как бы на земле пред небом, братия все вместе, после благословения священнического, начинают обычные молитвы".

По мнению толкователей богослужения, полунощницу Св. Церковь установила, руководствуясь след. соображениями:

1. напомнить верующим молитвенный полунощный подвиг Иисуса Христа перед отшествием Его на вольные страдания. Так, в "Учительном Известии" говорится: "В полунощи идый к вольной страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту его быти, яко капли крове капающия на землю" (Служебник).

2. для постоянного напоминания верующим о страшном дне Второго пришествия Христова и последующих за ним воскресении мертвых и последнем суде, т.к. Второе пришествие Христово, по общему верованию Св. Церкви, основанному на притче Спасителя о 10и девах, явится в полночь, "как тать в нощи", для суда над нами. В полунощнице имеется ряд песнопений, к-рые изображают это пришествие Господне (тропари: "Се жених…") и покаянные обращения и вопли души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (Пс. 50, Пс. 36 и 17 каф.).

3. призвать верующих бодрствовать и в полночные часы к подражанию ангелам, к-рые немолчно прославляют Господа, взывая: "Свят, свят, свят".

Устанавливая такой порядок службы, Св. Церковь также основывалась на примере Ветхозаветной Церкви (Пс. 118, 62) и на событии Воскресения Христова, последовавшего, по словам Евангелиста "зело рано", т.е. тотчас после полуночи.

В Часослове и Следованной Псалтири содержатся 3 отдельных последования полунощницы:

1. вседневная,

2. субботняя,

3. воскресная.

Кроме того, последование вседневной (Понедельник 1-й недели Велик поста) и воскресной полунощницы присутствуют и в Типиконе (7 глава). Та или другая полунощница совершаются сообразно с днем недели и указанием Устава.

Совершение полунощницы не предусматривается, если имеет место всенощное бдение, а также в нек-рых др. случаях: в пятницу и субботу 5-й недели Велик поста, в среду Страстной недели (Типикон, 2 и 7 главы).

Иногда полунощница совершается не в храме, а в келиях (в пятницу 5-й недели Велик поста, а также в промежутке от Великого четверга до Фоминой недели).