Теоретическое и практическое значение логики

Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозаключения, опровергать доводы противника и не зная пра­вил логики, подобно тому, как нередко люди правильно говорят, не зная правил грамматики языка. Но знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательно­сти и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи.

Особенно важно знание основ логики в процессе овладения новыми знаниями, в обучении, в ходе подготовки к занятию, при написании сочинения, выступления, доклада; знание логики помо­гает заметить логические ошибки в устной речи и письменных произведениях других людей, найти более короткие и правиль­ные пути опровержения этих ошибочных мыслей, не допускать ошибок в своем мышлении.

В условиях научно-технической революции и возрастающего потока научной информации особое значение приобретает задача рационального построения процесса обучения в средней школе, вузе, колледже и др. Экстенсивные методы, предполагающие рас­ширение объема вновь усваиваемой информации, уступают мес­то интенсивным, предполагающим рациональный отбор из всего потока новой информации важнейших, определяющих компонен­тов. Необходимым условием внедрения новых методов обучения является развитие логической культуры педагогов и учащихся -овладение методологией и методикой научного познания, усвое­ние рациональных методов и приемов доказательного рассужде­ния, формирование творческого мышления.

Логическая культура - не врожденное качество. Для ее раз­вития необходимо ознакомление учителей, студентов педагоги­ческих вузов, педучилищ и педколледжей, а через них и уча­щихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обосно­ванные и оправдавшие себя методы и приемы рационального рассуждения и аргументации. Логика способствует становле­нию самосознания, интеллектуальному развитию личности, по­могает формированию у нее научного мировоззрения. Успеш­ное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи

 

 

в решающей степени зависит от учителя, от его личной убеж­денности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Профессия учителя требует постоянного творчества, неустан­ной работы мысли и совершенствования ее культуры, без чего невозможно завоевание авторитета учителя у учащихся. Для улучшения подготовки учительских кадров рекомендуется расширить преподавание логики, изучение которой поможет под­нять логическую культуру будущих учителей.

В науке, в полемике, в повседневной жизни, в обучении нам ежедневно приходится из одних истинных суждений выводить другие, опровергать ложные суждения или неправильно построен­ные доказательства. Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументирован­ным, эффективным и продуктивным, помогает избежать оши­бок, что особенно важно для учителя.

§ 3. Логика и язык

Предметом изучения логики являются формы и законы пра­вильного мышления. Мышление есть функция человеческого моз­га. Оно неразрывно связано с языком. Язык, по выражению К. Мар­кса, есть непосредственная действительность мысли. В ходе коллективной трудовой деятельности у людей возникла потребность в общении и передаче своих мыслей друг другу, без чего была не­возможна сама организация коллективных трудовых процессов.

Функции естественного языка многочисленны и многогран­ны. Язык - средство повседневного общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Язык позво­ляет передавать накопленные знания, практические умения и жиз­ненный опыт от одного поколения к другому, осуществлять про­цесс обучения и воспитания подрастающего поколения. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть сред­ством познания, быть средством выражения эмоций. '

Язык является знаковой информационной системой, продук­том духовной деятельности человека. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка.

Речь может быть устной или письменной, звуковойили не­звуковой (как, например, у глухонемых), речью внешней (для

 

 

других) или внутренней, речью, выраженной с помощью естест­венного или искусственного языка. С помощью научного языка, в основе которого лежит естественный язык, сформулированы положения философии, истории, географии, археологии, геологии, медицины (использующей наряду с “живыми” национальными языками и ныне “мертвый” латинский язык) и многих других наук. Язык - это не только средство общения, но и важнейшая составная часть культуры всякого народа.

На базе естественных языков возникли искусственные язы­ки науки. К ним принадлежат языки математики, символичес­кой логики, химии, физики, а также алгоритмические языки программирования для ЭВМ, которые получили широкое приме­нение в современных вычислительных машинах и системах. Языками программирования называются знаковые системы, применяемые для описания процессов решения задач на ЭВМ. В настоящее время усиливается тенденция разработки принци­пов “общения” человека с ЭВМ на естественном языке, чтобы можно было пользоваться компьютерами без посредников-про­граммистов.

Знак - это материальный предмет (явление, событие), высту­пающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хра­нения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний)'.

Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. К неязы­ковым знакам относятся знаки-копии (например, фотографии, от­печатки пальцев, репродукции и т. д.), знаки-признаки, или зна­ки-показатели (например, дым - признак огня, повышенная температура тела - признак болезни), знаки-сигналы (например, звонок - знак начала или окончания занятия), знаки-символы (на­пример, дорожные знаки) и другие виды знаков. Существует особая наука - семиотика, которая является общей теорией зна­ков. Разновидностями знаков являются языковые знаки, исполь­зующиеся в вышеперечисленных функциях. Одна из важнейших функций языковых знаков состоит в обозначенииими предме­тов. Для обозначения предметов служат имена.

________________________________

 

'См.: Философский энциклопедический словарь М., 1983, С. 191.

 

 

Имя - это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет. (Слова “обозначение”, “именова­ние”, “название” рассматриваются как синонимы). Предмет здесь понимается в весьма широком смысле: это вещи, свойст­ва, отношения, процессы, явления и т. п. как природы, так и об­щественной жизни, психической деятельности людей, продукты их воображения и результаты абстрактного мышления. Итак, имя всегда есть имя некоторого предмета. Хотя предметы из­менчивы, текучи, в них сохраняется качественная определен­ность, которую и обозначает имя данного предмета.

Имена делятся на:

1) простые (“книга”, “снегирь”, “опера”) и сложные, или описательные (“самый большой водопад в Канаде и США”, “планета Солнечной системы”). В простом имени нет частей, имеющих самостоятельный смысл, в сложном они имеются;

2) собственные, т.е. имена отдельных людей, предметов, со­бытий (“П. И. Чайковский”, “Обь”), и общие - название класса однородных предметов, (например, “дом”, “действующий вулкан”).

Каждое имя имеет значение и смысл. Значением имени является обозначаемый им предмет'. Смысл (или концепт) име­ни - это способ, какимимя обозначает предмет, т.е. информа­ция о предмете, которая содержится в имени. Поясним это на примерах. Один и тот же предмет может иметь множество разных имен (синонимов). Так, например, знаковые выраже­ния “4”, “2 + 2”, “9 - 5” являются именами одного и того же предмета - числа 4. Разные выражения, обозначающие один и тот же предмет, имеют одно и то же значение, но разный смысл (т е. смысл выражений “4”, “2 + 2” и “9 - 5” различен).

Приведем другие примеры, разъясняющие, что такое значе­ние и смысл имени. Такие знаковые выражения, как “великий рус­ский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)”, “автор ро­мана в стихах “Евгений Онегин”, “автор стихотворения, обращен­ного к Анне Петровне Керн, “Я помню чудное мгновенье”, “поэт,

_________________________

'Вместо слова “значение” в логической литературе употребляют другие (тождественные, синонимические) названия: чаще всего “денотат”, иногда “де­сигнат”, “номинат” или “референт”.

 

смертельно раненный на дуэли с Ж. Дантесом”, “автор историче­ской работы “История Пугачева” (1834)”, имеют одно и то же зна­чение (они обозначают поэта А. С. Пушкина), но различный смысл.

Такие языковые выражения, как “самое глубокое озеро мира”, “пресноводное озеро в Восточной Сибири на высоте около 455 метров”, “озеро, имеющее свыше 300 притоков и единственный исток - реку Ангару”, “озеро, глубина которого 1620 метров”, име­ют одно и то же значение (озеро Байкал), но различный смысл, поскольку эти языковые выражения представляют озеро Байкал с помощью различных его свойств, т. е. дают различную информацию о Байкале.

Соотношение трех понятий: “имя”, “значение”, “смысл” - схе­матически можно изобразить таким образом:


Значение — обозначаемый именем предмет ими класс предметов.

 

 

Смысл— способ, каким имя обозначает предмет (информация о предмете).

Имя— языковое изображено,

обозначающее предмет.

рис. 1

 

Эта схема пригодна, если имя является не только собственным, т. е. приложимым к одному предмету (“число 4”, “А. С. Пушкин”, “Байкал”), но и общим (например, “человек”, “озеро”). Тоща вме­сто единичного предмета значением имени будет класс однород­ных предметов (например, класс озер или класс собак и т. д.), и схема останется в силе при данном уточнении, при этом вместо смысла будет содержание понятия.

В логике различают выражения, которые являются именны­ми функциями, и выражения, являющиеся пропозициональными функциями. Примерами первых являются: “х2+ I”, “отец у”, “разность чисел z и 5”; примерами вторых являются: “х- поэт”, “7 =10”, “х > у - 7”. Рассмотрим эти два вида функций.

 

Именная функция - это выражение, которое при замене пе­ременных постоянными превращается в обозначение предме­та. Возьмем именную функцию “отец у”. Поставив вместо у имя “писатель Жюль Верн”, получим “отец писателя Жюля Верна” - имя предмета (в данном случае - имя человека).

Именная функция - это такое выражение, которое не являет­ся непосредственно именем ни для какого предмета и нуждает­ся в некотором восполнении для того, чтобы стать именем предмета. Так, выражение х2 - 1 не обозначает никакого предмета, но если мы его “восполним”, поставив, например, на место х имя числа 3 (обозначающее это число цифру), то получим выражение З2- 1, которое является уже именем для числа 8, т. е. для некоторого предмета. Аналогично выражение х2 + у2 не обозна­чает никакого предмета, но при подстановке на место -x и y ка­ких-нибудь имен чисел, например “4” и “1”, превращается в имя числа 17. Такие, нуждающиеся в восполнении выражения, как x2-1, х2 + у2 , и называют функциями - первая от одного, вторая от двух аргументов.

Пропозициональной функцией называется выражение, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ло­жное высказывание при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области

Приведем примеры пропозициональных функций: “z - город”; “x - советский космонавт”; “у - четное число”; “х + у = 10”; “х3- 1 = 124”.

Пропозициональные функции делятся на одноместные, содер­жащие одну переменную, называемые свойствами (например, “x - композитор”, “х - 7 == 3”, “z -гвоздика”), и содержащие две и более переменных, называемые отношениями (например, “х > у”; “х - z = 16”; “объем куба x равен объему куба у”).

Возьмем в качестве примера пропозициональную функцию “х -нечетное число” и, подставив вместо х число 4, получим высказы­вание “4 - нечетное число”, которое ложно, а подставив число 5, получим истинное высказывание “5 - нечетное число”.

Разъясним это на конкретных примерах. Необходимо указать, какие из приведенных выражений являются именными функциями и какие пропозициональными; определить их местность, т. е. число входящих в выражение переменных, и получить из них имена или предложения, выражающие суждения (истинные или ложные).

 

 

а) “разность чисел 100 и х”. Это - именная одноместная функ­ция; например, 100-6 есть имя предмета, имя числа 94.

б) “х2 +у”. Это - именная двухместная функция; при подста­новке вместо х числа 5 и вместо у числа 7 превращается в имя предмета, имя числа 32.

в) “у -известный полководец”. Это пропозициональная одно­местная функция; при подстановке вместо y имени “Александр Васильевич Суворов, родившийся 24 ноября 1730 г.”, получим истинное суждение: “Александр Васильевич Суворов, родивший­ся 24 ноября 1730 г., - известный полководец”, выраженное в форме повествовательного предложения.

г) “z является композитором, написавшим оперы х и y”. Это - пропозициональная трехместная функция. Она превращается в ложное суждение при подстановке вместо z имени “Бизе”, вместо х - “Аида”, а вместо у - “Травиата”. Суждение “Бизе является композитором, написавшим оперы “Аида” и “Травиата”, выражен­ное в форме повествовательного предложения, является ложным, потому что обе эти оперы написал не Бизе, а Верди.

Понятие пропозициональной функции широко используется в математике. Все уравнения с одним неизвестным, которые школьники решают, начиная с первого класса, представляют собой одноместные пропозициональные функции, например, х + 2 = 7; 10 -х = 4. Неравенства, содержащие одну или не­сколько переменных, также являются пропозициональными функциями. Например, х < 7 или х2 -у > 0.