Гайифа, Агария, Ургот, Бордон

 

Юг и юго-восток Золотых земель населяют потомки жителей южных провинций Золотой Анаксии, расколовшейся к началу круга Молний на ряд независимых государств.

Определенная «оппозиция» костюму метрополии в южных провинциях Золотой Анаксии (Гайи и Уэрте) проявилась уже в начале кабитэлского периода. В то время, когда новая столица куталась в закрытую одежду от непривычных холодов, Паона и Агарис, «соблюдая анаксианские и имперские традиции», все больше и больше обнажались.

Для дворянского костюма Гайифы и Уэрты (Агарии) на протяжении последних 900—1000 лет свойственны неумеренное количество разрезов на одежде (порой в довольно неожиданных местах) и нарочитая демонстрация нижней одежды с вытягиванием ткани нижнего платья в прорези верхнего. Зачастую такая «лоскутность» принимала «абвениатскую» форму – и верхняя одежда южной знати, несшитая, но скрепленная на плечах, на груди, по бокам заколками и застежками из драгоценных металлов, напоминала торжественные одеяния золотоанаксианской аристократии или как минимум отражала представления южных модников о древних одеяниях (рис. 8 ) .

Легкие ткани и легкомысленно бельевой покрой костюма подчеркивали природные недостатки фигуры. Как следствие, в Гайифе в начале кабитэлского периода возникли жесткие элементы костюма, позднее превратившиеся в корсет. Сначала широкий пояс – корсет был призван скрывать недостатки и подчеркивать достоинства фигуры; позднее его функции диаметрально изменились, и корсет нового, «целомудренного» образца широко распространился в эсператистских странах как обязательный элемент женского костюма высших сословий.

В Гайифе и Уэрте (Агарии) жесткий корсет особого покроя носили и мужчины, подобно дамам, скрывая недостатки и подчеркивая достоинства фигуры. Той же цели служили и накладные икры.

И в мужском и в женском костюме юго-востока Золотых земель предпочитают светлые, «пастельные» цвета, причем особой любовью пользуются сине-зеленые тона, «цвет павлиньего пера» и «цвет шеи голубя». Одежда дворянства отличается обилием декора (вышивка, декоративные разрезы, отделка кружевом, тесьмой, драгоценными камнями). Часто используются декоративные накладные детали – съемные воротники, рукава, манжеты, баски (в мужском и женском костюме), дополнительные сильно драпированные юбки (в женском).

При этом верх костюма – достаточно открытый. Для мужской верхней одежды характерен широкий (каре) или глубокий, обильно декорированный вырез воротника. Ворот и верхняя часть нижней рубашки при этом отделываются многочисленными рюшами – из ткани рубашки или же кружевными. Для женского костюма, помимо широкого и глубокого декольте, характерен также короткий (до локтя) рукав, шившийся из особенно легких, полупрозрачных тканей.

Жителей юго-востока Золотых земель отличает и обильное использование ювелирных изделий. Самыми распространенными драгоценными камнями в Гайифе являются бирюза, жемчуг, рубины, опалы и золотистые топазы; в Агарии особой любовью пользуются изумруды.

Именно в Гайифе впервые вошли в обиход мужские парики, мода на которые, наряду с появившимися позже женскими, с течением времени распространилась практически по всему Золотому континенту. Популярный и женский и мужской головной убор – пышный, объемный берет.

Карликовые государства и города-государства побережья Померанцева моря, за рядом исключений, обусловленных геральдическими причинами, придерживаются гайифской и агарийской моды.

 

 

«Пограничные регионы»: Алат, Бергмарк, Кэналлоа

 

Регионы Золотых земель, в которых произошло смешение коренного населения, переселенцев из Седых и Багряных земель и народностей невыясненного происхождения (Бергмарк, Кэналлоа, Алати), стоит рассмотреть отдельно.

В костюме этих областей, при всем их несходстве, можно выделить ряд общих особенностей.

Одежда высшей аристократии и низших сословий рознится только качеством ткани и отделки; покрой повседневного костюма различается незначительными деталями (общая длина, ширина проймы и длина рукава). Праздничные костюмы в данных областях практически идентичны – вплоть до использования в традиционных украшениях одинаковых материалов, которые имеют не столько декоративное, сколько сакральное значение (оберег, амулет).

Женская одежда составная: юбка и блуза; талия подчеркивается широким поясом; распространены довольно короткие (немного ниже талии) безрукавки и жилеты.

Верхняя одежда мужчин представляет собой вариации кафтана или колета (куртки); плащ в виде несшитого полотнища используется в повседневной жизни исключительно аристократией, зато оружие носят все.

В женском костюме высших сословий широко используются элементы мужского костюма. Женский охотничий костюм и костюм для путешествий в указанных регионах – подобранный (перекроенный) мужской костюм, позднее «расширенный» за счет замены или добавления «женских» элементов. Низшие сословия в этом вопросе более традиционны, но мужское платье при необходимости могут надеть и простолюдинки.

 

* * *

 

Быт и, соответственно, костюм жителей полуострова Кэналлоа формировались под влиянием как золотоземельским, так и морисским. К последнему можно отнести использование преимущественно гладкоокрашенных тканей. При этом цветовая гамма костюма Кэнналоа гораздо шире принятой в прибрежных районах Багряных земель и включает в себя практически все цвета. Это неудивительно: Кэналлоа – один из «красильных центров» Кэртианы, где сосредоточено множество источников растительного и минерального сырья, используемого для получения красителей.

В целом же багряноземельское влияние сильнее проявляется в прибрежных районах полуострова и наиболее заметно в домашней одежде и в одежде простонародья (рис. 9 ).

Мужской костюм на полуострове практически не зависит от времени года, что связано с мягким морским климатом. Кэналлийский дворянский мужской костюм отличается от талигойского не столько особенностями кроя, сколько особенностями ношения, а также использованием характерных морисских деталей – прежде всего оружия, изготовленного с учетом багряноземельских традиций.

В Кэналлоа параллельно существует два вида мужских рубашек. «Классическую» нижнюю мужскую рубашку носят под колетом, курткой или камзолом, а в менее официальной обстановке, без верхней одежды, завязывая полы узлом под грудью. Так же – без верхней одежды – носят и «багряноземельскую» – туникообразную длинную (до середины бедра) рубаху свободного покроя. Передняя часть такой рубахи либо с небольшим вырезом, либо с разрезом, затягиваемым шнуровкой.

Для мужского костюма Кэналлоа характерен широкий пояс – кушак; традиционный головной убор – среднего объема берет; широко используют косынки, шарфы и иные головные повязки, завязываемые узлом на затылке.

 

Женский кэналлийский костюм – составной: рубашка или блузка, широкая юбка, широкий пояс – корсаж. Женщины высшего сословия, как правило, носят платья, причем покрой платья может зависеть как от талигойской моды, так и от багряноземельской. Женщинами всех сословий используется головное покрывало – мантилья: широкое, из легких тканей (или кружева), закрывающее голову, плечи, частично – руки (и мало чем отличающееся от абвениатского гиматия).

В Кэналлоа в качестве костюма для охоты и для путешествий молодыми женщинами традиционно используется мужской костюм: рубашка, длинная приталенная куртка – колет, широкий пояс – кушак, длинные средней ширины штаны, невысокие (до середины голени) сапоги.

 

В Кэртиане широко известны и пользуются популярностью кэналлийские ювелирные изделия, а также холодное оружие и пояса.

 

* * *

 

В культуре и костюме Северной Торки (Бергмарк ) прослеживается очевидное седоземельское влияние, но назвать его дриксенским значило бы исказить истину. Составляющие костяк нынешнего населения Бергмарк агмы и обитатели Дирксен вариты хоть и имеют общие корни, но разошлись так давно… что можно считать, что этих общих корней и не было. Посему седоземельское влияние в Бергмарк носит своеобразный оттенок.

Кожа и мех в костюме Бергмарк используется шире, чем в соседних Дриксен и Гаунау, но иные «животные» мотивы в декорировании костюма в Торке отсутствуют. Само понятие «декорирование» к костюмам бергеров (особенно мужскому) можно отнести лишь условно: нефункциональных деталей костюма в Бергмарк просто не встречается, а отделка застежки (шнуровки), ворота и манжет в первую очередь предназначена для укрепления соответствующих деталей костюма и удобства ношения. Основное украшение – яркий цвет одежды, и надо признать, что по цветовой гамме костюма Торка мало уступает Кэналлоа, а используемые цвета, несмотря на географическую удаленность данных регионов, очень похожи; разве что, отдавая дань своему морскому прошлому, воевать бергеры предпочитают в ярко-бирюзовых одеждах. Этот же цвет является официальным цветом маркграфов, а вот носить столь любимый в Дриксен коричневый цвет бергеры полагают позором.

Основная мужская одежда: куртка свободного покроя – кожаная, меховая или из шерстяного сукна; длинные свободно облегающие штаны (плотная ткань или кожа, замша), сапоги. Верхние (особенно зимние) плащи в Бергмарк – не кусок ткани, накинутый на плечи и застегнутый (завязанный) на груди, а сложно скроенная одежда с прорезями для рук или рукавами, длинной застежкой и капюшоном. Зимой носят меховые колпаки или шапки – круглые, с удлиненными «ушками», летом – фетровые или суконные шляпы (рис. 10 ).

Более четкого, приталенного покроя длинная куртка (или меховой полушубок) характерна и для женского костюма; вообще варианты верхней части женского торского костюма разнообразны: рубашка или блузка; суконная, кожаная или замшевая, отороченная мехом безрукавка; куртка или жакет. Наряду с составным костюмом (юбка с блузой и жакетом) бергерские дамы охотно носят платья.

В отличие от мужского, женский торский костюм может декорироваться вышивкой (либо в тон ткани, либо еще один-два цвета отделки, обычно в близкой цветовой гамме) и аппликацией из ткани, кожи и меха. Для женского зимнего костюма характерно использование не головных покрывал, а «перебравшихся» из мужского костюма меховых шапок.

Как мужчины, так и женщины в Бергмарк всегда имеют при себе один-два амулета (как правило, это очень просто оправленные полудрагоценные камни местного происхождения, «настроенные» на своих владельцев при помощи специальных, подчас весьма сложных обрядов), но рассматривать их как украшения было бы неверно.

 

* * *

 

О влияниях на костюм Алата говорить сложно, поскольку этот регион, формально находясь в центре бывшей Золотой империи (между Эпинэ и Агарией), заметно отличается и по бытоустройству, и по религиозным воззрениям от ближайших соседей – Агарии и Гайифы. Необходимо заметить, что до обретения Алатом независимости в женском дворянском костюме прослеживалось сильное агарийское влияние, и зачастую алатские господарки носили платья «агарийского» покроя, но с «алатскими» дополнительными деталями и декором. Впоследствии агарийское влияние сменилось талигойским и кэналлийским, чему немало способствовало побратимство первого правителя независимого Алата и соберано Кэналлоа, Первого маршала Талига Алонсо Алвы.

 

Алатский костюм строится на основе четко приталенного силуэта (рис. 11 ).

 

Отличительная особенность костюма данного региона – обилие отделки: в основном вышивки, в том числе с использованием бисера и бусин из драгоценных и полудрагоценных камней, тесьмы и декоративных лент (иногда – в несколько рядов, широкой полосой), аппликации из ткани контрастного цвета и особым образом выложенного шнура. Вышиваются шубки, полушубки и «стриженки» из овчины, вышиваются жилеты и доломаны, вышиваются рубахи и блузки, вышиваются юбки, штаны и нижнее белье, вышиваются шали и сапоги.

Характерной верхней одеждой для мужского алатского костюма является приталенный доломан – кафтан со своеобразной отделкой: короткий у молодежи, достигающий колена у людей постарше. Поверх доломана носят широкий, декорированный кистями и вышивкой пояс, длинные, достаточно широкие штаны заправляются в сапоги. Голову алатского витязя зимой украшает меховая, летом – суконная либо из другой плотной ткани высокая шапка, украшенная птичьими перьями, лентами, кистями.

В менее «официальном» варианте мужского костюма широко используются жилеты – безрукавки, как суконные, так и меховые (в основном – из стриженой овчины), с обильным декором на лицевой стороне.

Алатские дамы, так же как и кэналлийские, и торские, в качестве охотничьего или дорожного костюма используют перешитый или специально сшитый на женскую фигуру мужской костюм (длина доломана достигает колена). При этом широкие алатские юбки дают возможность использования комбинированного костюма: штаны надеваются под юбку, ширина которой не мешает ездить в мужском седле.

И крестьянки и знатные дамы в Алате одевались практически одинаково: нижняя рубашка, пышная блузка, жилет со шнуровкой на лифе, юбка (зачастую не одна). Простолюдинки поверх юбки повязывали фартук (простой в обычные дни и украшенный вышивкой, несущий исключительно декоративную нагрузку в праздники). Незамужние девушки носили похожий на кокошник убор – «парту», замужние – чепцы; широко использовались платки и шали. В холодное время года сверху надевалась безрукавка – «стриженка» и полушубок – жакет. В алатском костюме издавна и широко используются ткани с набивным рисунком.

Как своеобразный реликт в Алате еще встречаются как мужские, так и женские костюмы со сложными составными рукавами: узкий, закрывающий запястье «нижний» рукав, и широкий – едва не достигающий пола – богато декорированный верхний рукав с разрезом, открывающим руку от локтя.

Зимние плащи в Алате напоминают торские, по сути представляя собой широкие, расклешенные книзу шубы. Летом в мужском костюме плащ практически не используется, в женском – заменяется широкой шалью.

Женские прически (как правило, косы и комбинации кос) отличаются обильным использованием лент.

Для алатского женского костюма, помимо декорирования деталей костюма, характерно обилие украшений: бусы, ожерелья, кольца, браслеты, броши, серьги; в праздники девушки могут носить и головной убор – металлический обруч с вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Надо отметить, что в Алате (особенно в его горной части) до сих пор в неявной форме существует культ Астрапа, что находит свое отражение в мотивах вышивок и ювелирных изделиях. В частности, одним из излюбленных алатских мотивов является «рябиновый»: узоры из ветвей и ягод этого посвященного Астрапу дерева встречаются в вышивках особенно часто. Самым популярным женским украшением в Алате являются бусы из имитирующих ягоды рябины местных сердоликов.

 

* * *

 

Совершенно отдельно с точки зрения общего развития костюма Золотых земель стоит костюм сагранских народностей и государств, расположенных за Сагранским хребтом: Холты, Нухутского султаната, в меньшей части – Кагеты.

Остальные страны Золотых земель не имеют выраженных особенностей в развитии костюма, не считая тех, что определяются климатическим влиянием, а также обязательным использованием в эсператистских странах корсета в женском костюме и серых траурных одеяний.