Морфология и синтаксис

1.Определите род имен существительных:

1) Визави, домишко, кофе, шампунь, инкогнито, сирота, староста, жюри, умница, УВД, МГУ.

2) Мадам, кредо, пенальти, атташе, денди, салями, буржуа, леди, фламинго, МХАТ, ООН.

3) Безе, мозоль, иваси, какаду, желе, кольраби, пони, жюри, меню, МИД, ГЭС.

4) Тюль, фрау, тушь, авеню, неженка, рояль, вуаль, колибри, атташе, НИИ, СНГ.

5) Конферансье, протеже, крупье, умница, ябеда, маэстро, недотрога, бикини, манго, ГАИ, ЖСК.

6) Жалюзи, бигуди, сопрано, депо, хиппи, спагетти, метро, портмоне, виски, СССР, ГИБДД.

7) Воевода, шимпанзе, бра, кофе, какао, пальто, убийца, невежа, клише.

2.Образуйте форму множественного числа:

1) адрес, директор, редактор, договор, токар;

2) профессор, ректор, дно, шило, торт;

3) инспектор, сектор, шницель, шофер, слесарь;

4) инструктор, инженер, крем, лектор, свитер;

5) бухгалтер, трактор, договор, контейнер, слесарь;

6) торт, шофер, дно, крем, кондуктор.

3.Образуйте форму родительного падежа:

1) носки, грузины, килограммы, апельсины, носки, грабли, яблони;

2) баклажаны, мандарины, джинсы, макароны, помидоры, очки, плечи;

3) места, яблоки, валенки, шпроты, шаровары, чулки, тапки;

4) сапоги, сандалии, партизаны, солдаты, туфли, брызги, дела;

5) копья, шорты, вафли, погоны, сходни, ясли, судьи;

6) простыни, абрикосы, бананы, ботфорты, клипсы, гектары, георгины;

7) тапочки, ботфорты, туфли, бутсы, рельсы;

8) гольфы, граммы, кроссовки, манжеты, места, ведомости, кухни.

4.Запишите или прочитайте вслух предложения, употребляя числительные в нужном падеже:

1) Число участников колеблется между 457 и 502.

2) Армия располагала 581 самолетом 2360 танками.

3) Русская армия нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в т.ч. 1850 истребителями.

4) В городе жило около 120 тыс. человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной и 257 десятинами сенокосной земли.

5) В мире насчитывалось уже более 320 трамвайных систем с 2402 вагонами.

6) Сумма долга, равная 689 млн. рублей, будет выплачиваться поквартально до 2006 года.

7) Самая большая пирамида из 326194 бутылочных пробок была построена в 2001 году в Китае.

5.Просклоняйте числительные:63571, 72986, 687756, 1267473.

6.Исправьте ошибки:

1) Мариинская впадина – самое глубочайшее место в океане.

2) Лермонтов ставит перед собой задачу показать, какова же судьба молодого поколения, какие настроения типичны для них.

3) Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе.

4) Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ничего хорошего.

5) Он сделал эту работу более внимательнее.

6) Отзыв на новую книгу был восторженным.

7) Два инфаркта подорвало его здоровье.

8) Мне кажется, что Пушкин действительно жил, страдал и размышлял вместе со всеми людьми Руси.

9) Вариант заместителя оказался более худшим.

10) Согласно распоряжения директора срок представления отчета истекает 1 марта.

11) Гоголь изображает помещиков более реалистичнее.

12) Участвовать на международных соревнованиях очень почётно и ответственно.

13) Кто не оплатил за проезд?

14) Образ Петра появляется во многих произведениях Пушкина, восхищаясь и оценивая его.

15) Перед отъездом в Европу с юной виолончелисткой встретился наш корреспондент.

16) Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего свое поручение.

17) Я совершенно уверен в том, то что это не конец света.

18) Спустя некоторое время машина паркуется.

19) Они думают, что, забравшись в подземелье, их не коснётся конец света.

20) Уже месяц Илья носит пулю в сантиметре от своего сердца.

21) Он оказался один на один против беспощадного монстра.

22) Как бы ни расходились мнения об этом чуде старого света, он поражает необычностью своего расположения и архитектуры.

23) Мы долго ждали и радовались весне.

24) Сегодня кто-то вспоминает, а кто-то знакомится с творчеством режиссёра.

25) Оруженосцы не сражались с врагом, а только ухаживали за конём рыцаря и за его дамой и чистили ихнее оружие и сбрую.

26) Хоть большое влияние играла цель эта, но правительством предложение это не одобрилось.

27) На стенах нужно написать цитаты, и таким образом дети ходят и сами собой как бы обучаются.

28) У Екатерины II увеличилась тяга к укреплению своего строя.

29) Я могу эту цитату вспомнить наизусть и сказать вслух, кото­рая чудно разрешает проблему вопроса.

30) Я никогда не позволяю думать, что начальник знает больше меня. А когда я на него ещё и смотрю, то вижу, что он ещё и нечего не видит. Даже меня.

31) Если наши хоккеисты не разбазарят свои выгодные момен­ты, то им лучше целовать не друг друга, а защитников про­тивной команды, которые пропустили автора гола к проти­воположным воротам.

32) Да, хотелось бы, конечно, побывать во Франции, говорят, там везде очень прекрасно, например, Эйфелева башня, и везде пахнет духами.

33) Очень отличная удача, это если когда у меня двоек за се­местр нету совсем.

34) Даже увидев все эти блюда, возникает какой-то, вроде бы зверский, аппетит, вроде бы даже как бы похожий на тиг­рицу.

35) Его посадили в тюремное заключение, и он там пребывал столько времени, что нельзя сосчитать в уме.

36) Я бы была далеко не справедлива, если оправдывалась про­тив Ваших, так сказать, оценок.

37) Этой выставкой преследуются такие художники, которые весьма отличаются от других художников, так ска­зать, более блёклых, которые рисуют обычные простые сцен­ки из жизни.

38) Я каждый день ездию на автобусе, давка такая, что весь сок остается в салоне.

39) Мне более приятнее, когда я знаю имена школьников, а не фамилии ихние.

40) Я переговорю пару слов за тех, кто игрался на уроке.

41) Москва – это крупнеющий город России.

42) Как говорили у нас в учительской: «Лучший ученик – это отсутствующий ученик». Но это, конечно, так сказать, как бы, вроде даже и шутка. На этом как бы и строится даже какой-то комический эффект: его нет, а он – лучший, что тут непонятное?

43) Увидя эту актрису на экране, настроение повышается — как утром, так и вечером, без конца потрясающе.

44) Понимаете, что люди должны понимать, пони­маешь, что если не хана, то все в самом переди. Понимаете, да?

45) Этот более укрупнённый шрифт демонстрирует о том, что это уже заголовок, который более главнее, чем самый мел­кий текст.

46) Там люди торгуют молоком и создают соперничество, но большую роль это не совсем даёт, нежели чем мясо и яйцо.

47) Вы за время наших уроков немного лучше узнали обо мне, а нужно не обо мне, а лучше, чтобы заместо меня бы узнали лучше за историю, как говорится, хотя бы.

48) Наша новая ректор широко известна в научном мире.

49) Приступившему к работе молодому специалисту, я думаю, что у него всё скоро хорошо пойдет и получится на лад.

50) Я читала хорошую и очень историческую книгу про Петра I, тоже писателя Толстого, название не запомнила.

51) Любовь — самое главное в жизни. Поэтому это не то, что показывают в американских фильмах, в которых она — по­чти всегда беременная, а он — активно ругается и дерётся.

52) Анализ разных поведений нужен для характеристики.

53) Ковбои все время трясутся в седле и, контактуя между собой, тренируются в стрельбе и в гордости.

54) У нас рабство не присутствует, а в некоторых странах это присутствует широко и прослеживается,

55) Вранья этого уже нельзя терпеть и нужно правильно осве­щать этого вранья своим ярким светом.

56) Большая благодарность за всю экзаменационную комиссию, за члены, и за усердие к нашим ошибкам.

57) Все газеты заботятся о своей продажности, хотя, как я ду­маю, это не должно быть главным, чтобы их покупали.

58) Ещё тошнее, что новые законы не выполняют само началь­ство и его лица и его члены. Я очень огорчаюсь об этом.

59) И тогда неприятные ощущения значительно улучшились до самого конца.

60) Левая нога у меня более слабже, нежели чем моя правая, как костыль, когда сравнивать, во-от.

61) Если я куплю, хочу автомобиль, но нет подъёма у меня на такую сумму, а её зарабатывание затянется на две-три мои жизни, значит — что? Внук доплатит.

62) Рыцарь должен управлять конём, копьём и дамой.

63) Если кто сделает хороший подвиг, то и награждение будет по заслугам, а если нет когда, то и не будет, хотя и бывает, что всё-таки орден дают, а за что, никто и не знает.

64) После войны народ остался на голом поприще, но все начали восстанавливаться.

65) Что основное в продукте питания, на стол когда ложат? Ну, там хлеб, ну, там картошка, мясо, а ещё? А ещё соль и сахар, так сказать.

66) Честно говоря, во всех новеллах автор выводит как бы мань­яков, но каждому влаживает в голову оправдательные за­машки, хотя они всем как-то досаждали, но говорили, на­пример, «мирись, мирись и больше не дерись».

67) Центр работает по 11 направленностям: культурологическая, военно-патриотическая, социально-экономическая, эколого-биологическая и так далее.

68) Доходя до своего двора, галстук засовывался в карман.

69) Работники милиции имеют право на бесплатный проезд по метрополитену и электропоездам.

70) Новое извержение вулкана сулит такими последствиями, которые трудно предсказать.

71) Ну, вот, один день прошёл, ещё двое пройдёт, и Николай вернётся.

72) Противостояние между большевиками и меньшевиками в полную меру проявились в ходе буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов.

73) Царизм не смог обеспечить условий на достойное человеческое существование, которое создает необходимые материальные условия свободы.

74) Если абстрагироваться от политических взглядов и апеллировать фактами, стоит отметить, что приходу к власти большевиков способствовал популизм их пропаганды.

75) На ваш вопрос я обратно говорю, что новые исследования в педагогике, которые называются новациями, всегда дают учителю что-то новое, чего он раньше никогда не встречал в коридорах школы.

76) Падение по наклонной плоскости начинается с недостатков в воспитании для детей и для их родителей, но не для школы.

77) Девочки попадали на учение не сразу, а после проверки их сословия, сказок Пушкина, пения, танцев, швейного дела и Закона Божия, но обязательно отдельно от мужчин.

78) Нужно найти у себя смелость для того, чтобы работать юри­стом или раскрывать глаза – свои и другие – на окружаю­щую вокруг нас обстановку, которая по-научному называ­ется дизайн.

79) Меня смущает одно. Если сегодня заложников спасать, то завтра будут новые. А экстремистов этих, террористов нуж­но убивать на месте, но не ясно: как? Всегда же вместе с ними убьются и эти заложники.

80) Дело стоит в том, что, как говорят, есть много прорух даже на старух, а ещё и на школьников, которые составляют пре­ступления даже для тюрьмы.

81) «Альма матерь» — это такое как бы старинное и условное название высшей школы, которая «матерь» — в смысле, что «альма», значит, молоком кормит всегда, как бы сказать об ней.

82) Актерам было напомнено, что «речевая гимнастика преследует цели сохранения и профилактики речевого голоса, способствует систематическому совершенствованию работы речевого аппарата;

83) Как представитель кинопроката, у меня вызывает интерес, как отразятся эти процессы на кинопроизводстве.

84) «Ариэль» поможет сохранить ваши вещи чистыми, как новые .

85) Приглашать Россию в НАТО никто не приглашал. А крупный специалист сказал, что да ради бога и могут подавиться. А кто это, не сказал, кто, значит, задавится. И как. Он не сказал совсем, наверно, ещё сам не думал за правило и при­мер.

86) Он был владелец этой такой энергетики на судебном заседа­нии, это я про Фёдора Никифоровича Плевако, что он все­гда зажигал аудиторию, и все рыдали – рыдали судьи, ры­дали присяжные заседатели, рыдали конвойные солдаты и рыдали все слушатели в зале, во время появления там этой такой энергетики и после неё.

87) Он работал банком или президентом, или как-то там ещё, но все равно общался всё время с очень большими деньга­ми, даже бешеными, как можно сказать.

88) Дети были очень воодушевлены тем, что поняли новый мате­риал. Я даже очень удивилась тоже такими восторгами ихними.

89) Этот ученик произнес разные иронии по моему адресу, а я не простила, вызвала родителей и эти же иронии им переда­ла в адрес.

90) Если он все же приемлемо занимается о покупке книг в школу, то дать ему в похвалу, может быть, грамоту за хорошую цену преподнести на собрании или в торжественной обстановке, запротоколировать.

91) Из произведений Аксёнова, как из «Шинели» Гоголя, выросла вся литература 60-х.

92) Лучше сделать операцию на ранней стадии, нежели чем мы будем ждать осложнений.

93) Студенты хотят уехать за границу, и этот процент очень довольно высокий.

94) За этот период наши предки прошли путь от небольшой группы, соперничающей с неандертальцами, до заселения всего континента.

95) Он часто отсутствовал в Москве по своим торговым делам.

96) Вряд ли где-то можно увидеть такую экспозицию, как в эти дни проходящую в Экспоцентре.

97) Когда Бернстайн впервые дотронулся к этому инструменту, ему показалось, что он с ним поздоровался.

98) Через год он заболевает и вынужден прекратить дирижирование.

99) Претендентов выбирало жюри из двухсот человек.

100)

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1984. – 384с.

2. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 351с.

3. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 128 с.

4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 2001. – 448 с.

5. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Рольф, 2001. – 240 с.

6. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю.Иванова, А.П.Сковородникова, Е.Н.Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

7. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука. – 2000.

8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

9. Мурашов А.А. Культура речи: Практикум. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 272 с.

10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 448с.

11. Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2004. – 413с.

12. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н.Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2006.

13. Устранение индивидуальных речевых недостатков. // Приложение к учебнику «Сценическая речь». – М., 1995. – 52 с.

14. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д.Черняк. – М.:

15. Высшая школа; С.- Пб.: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена, 2004. – 508с.

16. Мурашов А.А. Культура речи: Учебное пособие. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МоДЭК», 2004. – 575с.

17. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э.Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 1993. – 280с.

18. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2001. – 477с.

19. Грановская Л.М. Риторика. – М.: Азбуковник, 2004. – 217с.