Ответы на кроссворд
По горизонтали: 5. Пугало. 6. Редька. 11. Перчатка. 12. Карандаш. 13. Солнце. 15. Волосы. 19. Глаза. 20. Терка. 21. Якорь. 23. Заяц. 24. Гусь. 25. Пчелы.
По вертикали: 1. Стул. 2. Крапива. 3. Подушка. 4. Река. 7. Муравейник. 8. Экскаватор. 9. Лен. 10. Мак. 14. Нива. 16. Лист. 17. Сахар. 18. Просо. 22. Олень.
ТЕСТ АЙЗЕНКА (стр. 342-358)
§ 3. Методика повышения логической культуры учащихся начальной и средней школы (из опыта работы)
С целью поднятия логической культуры студентов будущих педагогов, автор разработал примерные задания по логике на период педагогической практики.
В период непрерывной практики студентам IV курса отделения начальных классов МПГУ им. В. И. Ленина рекомендовалось провести с учащимися 2, 3, 4 классов внеклассные занятия по теме “Понятия” по следующим разделам:
1. Отношения между понятиями.
2. Обобщение и ограничение понятий.
3. Определение понятий.
4. Деление понятий.
5. Объединение и пересечение понятий.
6. Логические ошибки учащихся в процессе оперирования понятиями.
/. Содержание работы
Отношения междупонятиями рекомендуется разъяснять учащимся с помощью иллюстраций всех шести типов отношений понятий (тождественные; подчиненные и подчиняющие; перекрещивающиеся; соподчиненные; противоположные; противоречащие). Сначала можно взять примеры понятий по усмотрению самого практиканта и проиллюстрировать их отношения с помощью
кругов Эйлера. Каждое понятие обозначается большой буквой (А, В, С...). Работа проводится со всеми учащимися одновременно.
Затем рекомендуется всем студентам-практикантам предложить для самостоятельного решения задачи, одинаковые для всех классов, с целью в дальнейшем сравнить результаты работ учащихся 2, 3, 4 классов и оценить быстроту и степень усвоения новых знаний. Контрольный вариант задач рекомендуется следующий (он уже был апробирован):
1. Первый летчик-космонавт, космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
2. а) Школьник, турист;
б) Каменный дом, двухэтажный дом, трехэтажный дом.
3. а) Фигура, треугольник;
б) Главный член предложения, подлежащее.
4. Скрипка, рояль, барабан, музыкальный инструмент.
5. Северный полюс, Южный полюс.
6. а) Великан, карлик;
б) Глубокая река, мелкая река.
После выполнения и проверки самостоятельных работ рекомендуется на следующем занятии провести анализ хороших работ и показать типы допущенных логических ошибок. Работы учащихся должны быть собраны и сданы преподавателю логики вместе с письменным отчетом о педпрактике (по логике).
Обобщение и ограничение понятий также сначала следует разъяснить на своих примерах, затем предложить произвести обобщение понятий “березка”, “ложка” и ограничение понятий “растение”, “лодка”. Необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися начальных классов в процессе осуществления операций обобщения и ограничения понятий.
Деление понятий. После разъяснения этой операции на своих примерах рекомендуется провести операцию деления для понятий “треугольник” и “член предложения” (или понятия “звук”). Эти понятия уже известны учащимся начальных классов. Также необходимо дать классификацию ошибочных ответов учащихся.
Определение понятий следует разъяснить на примерах, взятых из учебников 2, 3 и 4 класса, именно того класса, в котором
проводятся занятия. Рекомендуется сказать учащимся и о правилах определения понятий и о типичных ошибках, возникающих при их нарушении. Следует предложить учащимся определи”
такие понятия: “компас”, “квадрат”, с которыми они познакомились на уроках.
Операции объединения понятий и пересечения понятий1 (как показали эксперименты с учащимися 2, 3, 4 классов не вызывают затруднений: школьники на уроках математики знакомились с этими операциями. После объяснения на своих примерах рекомендуется предложить учащимся произвести объединение понятий: а) “дерево” и “ель”; б) “инженер” и “изобретатель”. Пересечение понятий можно сделать для следующих примеров: а) “студент” и “спортсмен”; б) “населенный пункт” и “город”.
Логические ошибки учащихся в процессе оперирования понятиями студент-практикант должен систематизировать сам на основе проведенных занятий с учащимися и в обобщен. ном виде включить в письменный отчет о проведении педпрактики по логике. Для ориентировки сообщаем, что таких типов ошибок в оперировании понятиями выявлено около 20. Особенно ценными будут не только простая констатация этих ошибок, а ваши конкретные предложения для учителя о приемах и методах пре. одоления логических ошибок, встречающихся у учащихся того или иного из начальных классов в ходе работы с понятиями.
II. Требования к оформлению работы
1. В письменном отчете о проведенной педпрактике по логике необходимо описать проведенные занятия с учащимися и сделать приложение по следующей схеме (см. табл., с. 361).
В этой схеме правильное решение обозначено “ + ”; “проп.” и “неполн.” обозначают (соответственно) то, что пропущены промежуточные понятия при ограничении или обобщении понятий или сделано неполное ограничение или обобщение; “скач.” означает скачок в делении, а “шир.” - широкое определение.
__________________________
1См.: Гетманова А.Д. Учебник по логике. Серия “Российский лицей”. М.,1994. С. 54-57.
Такая схема покажет ошибки в решении задач - их количество и типы, а также позволит выявить, какие задачи решены правильно.
2. Студент должен показать, на каких его собственных примерах производилось объяснение материала и дать правильное решение задач.
3. Работа должна содержать информацию о приемах работы студента-практиканта по формированию понятий (одного или двух), которые изучались на его уроках во время непрерывной практики.
4. Необходимо описать все типы логических ошибок, обнаруженных в ходе внеклассной экспериментальной работы по теме “Понятие” и на уроках в периодих педпрактики (с указанием конкретных примеров ошибок учащихся).
5. Предъявить письменные работы учащихся, выполненные на стандартной бумаге, с указанием фамилии и имени учащегося, школы и класса, даты проведения.
6. Найти в журнале “Начальная школа” статьи, посвященные развитию логического мышления младших школьников, привести их название.
Письменный отчет покажет умение студента применять теоретические знания по логике в практике школьной работы.
В период непрерывной педагогической практики студенты IV курса факультета начальных классов провели по 2-3 занятияпотеме “Понятие” с учащимися начальных классов в г. Москве, в том числе с шестилетками. Студенты проводили или отдельные уроки, или внеклассные занятия, или занятия в группе продленного дня. Такую же работу с учащимися 4-10 классов в период педпрактики провели студенты II курса педагогического факультета. Эту работу под моим руководством проводили 200 студентов, охватив в обучении более 2500 учащихся. Такие занятия по логике у детей вызвали эмоционально-оживленный интерес: дети наперебой стремились отвечать у доски, они с большим желанием решали предложенные им задачи, обсуждали допущенные ошибки, эмоционально переживали неудачи. В своих подробных отчетах почти все студенты написали о необходимости проведения такой работы по логике с учащимися по развитию их логического мышления. Сту-
денты вечернего отделения факультета начальных классов в 1987/88 учебном году провели такую же работу по теме “Понятие” со своими учащимися. Ранее, разумеется, они не проводили этой работы. По отзывам студентов-вечерников (уже работающих много лет учителями в начальных классах), ученики 1, 2, 3 классов были очень активны на занятиях по логике, и самим преподавателям эти занятия принесли большое моральное удовлетворение.
Мы рекомендуем во время педпрактики студентов в качестве одной из форм внеклассной работы (или работы на уроках) проведение занятий по логике с учащимися всех классов школы. Преподаватель логики пединститута должен подобрать задачи по теме “Понятие” с учетом факультета, на котором изучается курс логики, школьного класса, программы и содержания школьного предмета, который будет преподавать студент-практикант.
В 1987/88 учебном году студенты II курса педфака впервые провели педпрактику по темам “Суждение” и “Умозаключение”. Они получили следующие задания.