Вопрос 39 Цена: понятия, функции

 

Ответ

 

Цена – денежное выражение стоимости товара; важный индикатор, характеризующий состояние и динамику уровня и качества жизни населения; отражает многообразные экономические и социальные процессы функционирования и развития общества.

Между категориями «рынок» и «цена» существуют самые тесные взаимосвязи. Необходимо знать, как формируются цены на конкурентных и неконкурентных рынках, анализом которых занимается микроэкономика. Рыночная цена – синтез рынка и цены – разрешает основную проблему: как и для кого производить.

Величина цены товара определяется: стоимостью товара, стоимостью денежного материала; соотношением спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает превышение цены над стоимостью, а превышение предложения над спросом ведет к падению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия.

Цены обслуживают различные сферы товарного обращения. В соответствии с этим различают следующие виды цен: а) потребительские цены, которые, в свою очередь, включают розничные цены на товары (продовольственные и промышленные) и тарифы на услуги для населения (жилищно-коммунальные, медицинские и др.); б) цены на продукцию производственного или производственно-технического назначения; в) закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.

Выделяют ряд функций цены. Назовем некоторые из них.

Функция распределения и перераспределения доходов между отраслями, предприятиями, социальными группами населения. Например, государство может устанавливать относительно низкие цены на сельскохозяйственную продукцию (компенсируя их дотациями), перераспределяя тем самым доход других групп отраслей. Наоборот, поддерживая высокие цены на табак, государство аккумулирует здесь высокие доходы, частично направляя их на дотации и субсидии.

Функция регулятора спроса и предложения и средства влияния на производство и потребление. Поскольку динамика цен прямо связана с динамикой издержек производства, то производственные затраты можно регулировать посредством изменения уровня цен на факторы производства, а потребление напрямую обусловлено уровнем цен и тарифов.

Функция регулятора структурных пропорций общественного производства. Если спрос и предложение при данных ценах сбалансированы, то объем производства и потребления оптимальны. Когда эта сбалансированность не соблюдена, то цена сигнализирует о необходимости увеличения или уменьшения производства или потребления.