Вопрос 3 Зарождение и становление мировой экономической мысли. Экономическая мысль древнего мира и феодализма
Ответ
Экономическая мысль как предшественница экономических учений зародилась в Древней Азии, Древней Греции и Древнем Риме.
Истоки экономической мысли Древней Азии восходят к законам вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 до н. э.), отражавших стремление ослабить классовую борьбу.
В Древнем Китае крупным мыслителем был Конфуций (551–479 до н. э.). Он защищал рабовладельческий строй, подчеркивал естественный характер деления людей на господ и рабов. Учение Конфуция носит противоречивый характер. С одной стороны, он призывал правителей заботиться об улучшении благосостояния народа, снижать налоги и поборы, осуждал чрезмерную роскошь, источником богатства считал труд, осуждал междоусобные войны. С другой стороны, отдавал предпочтение частной собственности, учил правителя, каким образом заставить народ «трепетать» перед ним, беспокоился об увеличении богатства за счет народа.
В Древней Индии важнейшим памятником экономической мысли является «Артхашастра» («Наука о пользе», между IV–III вв. до н. э.), в которой рабство считалось уделом низшего сословия, содержался призыв к царю развивать производительные силы, регулировать цены на товары, соблюдать активный баланс государственного бюджета.
Составитель «Артхашастры» Каутилье отличал рыночную цену от стоимости, но прибыль включал в цену товара в качестве «прочих» издержек производства. В «Артхашастре» изложена программа царской экономической политики, которая рассматривается как часть науки об управлении государством.
В Древней Греции крупными представителями экономической мысли были Ксенофонт (ок. 430 – ок. 354 до н. э.), Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.).
Ксенофонт обратил внимание на значение разделения труда и на его связь с размерами рынка, указывал на наличие в продукте меновой стоимости и потребительной стоимости. В деньгах признавал кроме функций средства обращения, накопления сокровищ функцию обращения в качестве капитала.
Платон защищал натуральное рабовладельческое хозяйство и сводил функции денег к средству обращения, объясняя связи между разделением труда, торговлей, деньгами и купцами. Высоко оценивал эффективность разделения труда, предлагая запретить земледельцам заниматься ремеслом, а ремесленникам, по его мнению, подлежало заниматься только одним видом ремесла, например кузнецам запрещалось заниматься плотничьим делом.
Великим мыслителем Античного мира был Аристотель (384–322 до н. э.), который дал глубокий для своего времени анализ важнейших экономических проблем. Он впервые анализировал меновую стоимость: «5 лож = 1 дому», открывая этим отношение равенства. Следовательно, Аристотель понимал, что меновая стоимость товаров выступает зародышевой формой товарных цен.
Экономическая мысль Древнего Рима связана с таким именем как Катон Старший (234–149 до н. э.).
Катон Старший, будучи землевладельцем, в работе «О земледелии» отразил опыт и методы ведения рабовладельческого хозяйства в условиях расширения деятельности латифундий, рекомендовал продавать излишки; покупать только то, что нельзя производить в собственном хозяйстве. Прибыль он рассматривал как избыток стоимости, сводя ошибочно последнюю к издержкам производства.
Экономическая мысль феодализма в арабских странах связана с именем Ибн Хальдуна (1332–1406), который обращал внимание на богатство в товарной форме и выдвигал важное предположение о том, что в продуктах воплощен «труд, который проявляется как стоимость». На основании этого тезиса он пришел к выводу о том, что продукты труда приобретаются «путем равноценного обмена… по стоимости». Ибн Хальдун, как и Каутилье, различал стоимость и рыночную цену, отмечая, что если на рынке мало предметов роскоши, то цены будут выше «стоимости их труда».
Экономическая мысль в эпоху феодализма в Западной Европе может быть проиллюстрирована на примере экономических взглядов Фомы Аквинского (1225–1274), который выступал с защитой сословных интересов, что отразилось в новой трактовке им «справедливой цены», которую он сводил к чисто субъективному акту – равенству пользы. Процент он рассматривал как плату за риск, или как возмещение убытка, который может быть причинен кредитору. Взимание ссудного процента трактовал как допущение неравенства в обмене, противостоящее «справедливости».
Экономическая мысль феодальной России (IX–XVI вв.) отражала борьбу прогрессивных сил за объединение Руси и образование централизованного государства.
Русская экономическая мысль начинает развиваться со времени образования Древнерусского государства (IX в.). Русская Правда стояла на защите феодального землевладения и классовой дифференциации, охраняла купцов от произвола ростовщиков, а кредиторов – от расточителей денег, взятых в долг.
Видный русский публицист XYI в. Ермолай-Еразм в своем главном сочинении «Правительница» как сторонник дворянства выступает противником крупной торговли и ростовщичества. Он резко критикует бояр за их праздность, предлагает жаловать землей исключительно служивых людей. По его мнению, источником богатства является труд крестьян. Поэтому главное место в государстве он отводил крестьянскому сословию и предлагал улучшить его материальное положение.